Решение Иркутского областного суда от 12.01.2023 N 3а-37/2023 <Об отказе в удовлетворении требований о признании частично недействующими частей 2, 4 статьи 16 Положения о территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 N 004-20-100123/5 >



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2023 года

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания А.А., с участием административного истца А., ее представителя В., действующего на основании нотариальной доверенности Номер изъят от 20 июля 2022 г., представителя административного ответчика Думы г. Иркутска И, действующей на основании доверенности Номер изъят от 12 октября 2022 г., представителя заинтересованного лица Мэра г. Иркутска Р., действующей на основании доверенности от 4 октября 2022 г., прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-37/2023 по административному исковому заявлению А. к Думе г. Иркутска о признании недействующими положений части 2, части 4 статьи 16 Положения "О территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске", утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят "О территориальном общественном самоуправлении в городе Иркутске" (в редакции решения Думы г. Иркутска Номер изъят от 08.07.2022),

установил:

в обоснование уточненных административных исковых требований А. указала, что деятельность территориального общественного самоуправления в г. Иркутске регулируется Положением "О территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске", утвержденным Решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят "О территориальном общественном самоуправлении в городе Иркутске" (в редакции решения Думы г. Иркутска "О внесении изменений в статью 16 Положения о территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске" от 08.07.2022 Номер изъят (далее - Положение).
Административный истец считает, что отдельные нормы Положения противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушают интересы административного истца как председателя комитета Территориального общественного самоуправления "Рубин".
В частности, в абзаце 1 части 2 статьи 16 Положения указано, что Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) домов, микрорайона осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальным органом администрации г. Иркутска, депутатом Думы города Иркутска соответствующего избирательного округа.
Во втором и четвертом абзацах части 2 статьи 16 Положения указано, что территориальный орган администрации г. Иркутска совместно с Думой г. Иркутска координирует деятельность ТОС домов, микрорайона, что, по мнению административного истца, противоречит требованиям п. 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ в„– 131-ФЗ), согласно которому под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Административный истец указывает, что исходя из смысла данной нормы, взаимодействие органов ТОС с органами местного самоуправления и с их отдельными должностными лицами в ходе повседневной деятельности является исключительно добровольным для органов ТОС и это не может быть урегулировано иначе актами органов местного самоуправления. Как органы ТОС, так и отдельные граждане, входящие в состав органов ТОС, имеют право действовать как во взаимодействии с органами местного самоуправления и депутатами, так и без такого взаимодействия по всем или отдельным направлениям своей деятельности, как участвовать в деятельности, координируемой территориальным органом администрации города Иркутска и Думой города Иркутска, так и не участвовать в ней.
По смыслу статьи 27 ФЗ в„– 131-ФЗ инициативы ТОС по решению вопросов местного значения могут быть направлены также на изменение позиции и мнения депутатов органов местного самоуправления, выражения мнения населения, не совпадающего с мнением отдельных депутатов. Данный смысл подтверждается тем, что ТОС наделяются правом прямого внесения в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов и внесенные акты подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами и должностными лицами местного самоуправления. Из смысла данной статьи следует, что ТОС вправе взаимодействовать с любыми депутатами представительного органа местного самоуправления для повышения вероятности принятия предложенных ими проектов муниципальных правовых актов, а не только с депутатом избирательного округа (округов), на территории которых действует ТОС.
Административный истец указывает, что действующая редакция первого, второго, четвертого абзацев части 2 статьи 16 Положения сформулирована в императивной форме, исключающей возможность любой деятельности ТОС, осуществляемой без взаимодействия с территориальным органом администрации города Иркутска, депутатом Думы города Иркутска соответствующего избирательного округа, также исключает возможность ТОС действовать самостоятельно при наличии координирующего воздействия со стороны территориального органа администрации города Иркутска, Думы города Иркутска.
Административный истец считает, что указанные нормы ограничивают права административного истца по сравнению с правами, предусмотренными ФЗ в„– 131-ФЗ, возлагает на административного истца не предусмотренную ФЗ в„– 131-ФЗ обязанность осуществлять свою деятельность исключительно во взаимодействии с территориальным органом администрации города Иркутска, депутатом Думы города Иркутска соответствующего избирательного округа, чем, по его мнению, вводится запрет на самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив, если они осуществляются без взаимодействия с территориальным органом администрации города Иркутска, отдельным депутатом Думы города Иркутска, вне процесса координации со стороны территориального органа администрации города Иркутска совместно с Думой города Иркутска.
Во втором абзаце части 4 статьи 16 Положения на ТОС незаконно возлагается дополнительная обязанность ежегодно направлять отчет о своей деятельности в территориальный орган администрации города Иркутска и Думу города Иркутска.
Административный истец считает, что это в оспариваемой части Положение противоречит требованиям п. 1 статьи 27 ФЗ в„– 131-ФЗ, поскольку предоставление отчетности по своему смыслу неразрывно взаимосвязано с делегированием полномочий.
Делегирование полномочий органам ТОС от граждан происходит на собраниях и конференциях ТОС (ч. 4, 7 ст. 27 ФЗ в„– 131-ФЗ), следовательно, возникает обязанность органов ТОС отчитываться исключительно перед конференцией граждан, проживающих на соответствующей территории и осуществляющих территориальное общественное самоуправление.
Требование направления отчета о деятельности ТОС в территориальный орган администрации города Иркутска и Думу города Иркутска, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, так как ему вменяется в обязанность нести издержки на подготовку и доставку отчета, а оспариваемая норма информирует потенциальных участникам ТОС о его подотчетности и, следовательно, подчиненности по отношению к администрации города Иркутска и Думе города Иркутска, что, административный истец полагает, станет препятствием для участия в ТОС "Рубин" граждан, нацеленных на участие в независимой и самостоятельной деятельности по решению вопросов местного значения.
Административный истец с учетом уточнения административных исковых требований просит: признать недействующей часть 2 статьи 16 Положения "О территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске", утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят "О территориальном общественном самоуправлении в городе Иркутске" (в редакции от 08.07.2022), в части указания, что "ТОС домов, микрорайона осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальным органом администрации города Иркутска, депутатом Думы города Иркутска соответствующего избирательного округа", а также "Территориальный орган администрации города Иркутска совместно с Думой города Иркутска координирует деятельность ТОС домов, микрорайона";
- признать недействующей часть 4 статьи 16 Положения "О территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске", утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят "О территориальном общественном самоуправлении в городе Иркутске" (в редакции от 08.07.2022), согласно которой ТОС в течение первого квартала года направляет отчет о своей деятельности за предыдущий год в территориальный орган администрации города Иркутска и в Думу города Иркутска.
В судебном заседании А., ее представитель В., действующий на основании нотариальной доверенности, административные исковые требования поддержали, просили требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Думы города Иркутска И, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы возражений на административный иск, просила в удовлетворении административных исковых требований А. отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Мэра г. Иркутска Р., действующая на основании доверенности, поддержала доводы возражений на административный иск, просила в удовлетворении административных исковых требований А., отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца А., ее представителя В., представителя административного ответчика Думы города Иркутска И., представителя заинтересованного лица Мэра г. Иркутска Р., заключение прокурора К., полагавшей, что в удовлетворении административного иска А. следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных А. административных исковых требований по приведенным ниже основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят принято Положение о территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в г. Иркутске, которое на момент рассмотрения настоящего административного дела действует в редакции решений Думы г. Иркутска от 27.05.2011 Номер изъят, от 26.12.2011 Номер изъят, от 22.03.2012 Номер изъят, от 01.07.2013 Номер изъят, от 01.04.2016 Номер изъят, от 04.04.2022 Номер изъят, от 08.07.2022 Номер изъят.
Распоряжением администрации г. Иркутска от 09.06.2011 зарегистрирован Устав территориального общественного самоуправления "Рубин" (далее - ТОС "Рубин").
ТОС "Рубин" образован в границах жилых домов <адрес изъят>, оно зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2011, председателем ТОС избрана А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выпиской из ЕРГЮЛ, протоколом Номер изъят от 12.03.2021 ТОС "Рубин".
Оспариваемые нормы Положения о ТОС регулируют деятельность ТОС "Рубин", председателем которого является А.
Обсуждая вопрос о праве А. на обращение в суд с данным административным исковым заявлением, суд приходит к выводу о том, что по смыслу статьи 208 КАС РФ, поскольку А. является жителем г. Иркутска, следовательно, вправе участвовать путем самоорганизации граждан по месту их жительства в осуществлении местного самоуправления, в том числе, в форме объединения в организацию территориального общественного самоуправления, являясь членом ТОС "Рубин", избрана председателем комитета ТОС "Рубин", а следовательно, вправе самостоятельно, как член ТОС "Рубин" оспаривать нормы Положения о ТОС касающиеся осуществления территориального общественного самоуправления организации ТОС, членом которой она является.
Проверяя полномочия Думы г. Иркутска на принятие оспариваемого нормативного правового акта, их форму, вид, процедуру принятия, правила введения в действия, в том числе опубликования и вступления в силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. "н" п. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
До 1 января 2009 г. общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления были определены Федеральным законом от 28.08.1995 в„– 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2009 г. (далее - Федеральный закон в„– 154-ФЗ).
С 1 января 2009 г. общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2009 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ).
В соответствии с указанными Федеральными законами одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ст. 27).
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона в„– 154-ФЗ порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии ч. 11 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В период действия Федерального закона в„– 154-ФЗ решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят принято Положение о территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в г. Иркутске (далее - Положение о ТОС).
Последующие изменения в Положение о ТОС внесены после вступления в силу Федерального закона в„– 131-ФЗ, в том числе, и оспариваемое административным истцом решение Думы г. Иркутска в редакции от 08.07.2022 Номер изъят "О внесении изменений в ст. 16 Положение о территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в г. Иркутске".
Статьями 29 - 32 Устава г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 20.05.2004, закреплена компетенция Думы г. Иркутска, порядок принятия ею нормативных правовых актов, а также порядок их опубликования.
В соответствии со ст. 31 Устава г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 24.04.2000 (утратил силу с 01.01.2006 за исключением отдельных положений), ст. 31 Устава г. Иркутска, принятого решением Думы г. Иркутска от 20.05.2004 (вступил в силу 01.01.2006 за исключением отдельных положений) Дума г. Иркутска является представительным органом местного самоуправления, к компетенции которой относится определение порядка организации гражданами непосредственного осуществления местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления, в том числе, территориального общественного самоуправления.
Таким образом, решения Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят и от 08.07.2022 Номер изъят приняты Думой г. Иркутска в пределах предоставленных полномочий.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования принимает правовые акты в форме решений, которые могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом в„– 131-ФЗ.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона в„– 131-ФЗ, части 7 ст. 32 Устава города Иркутска решение городской Думы вступает в силу со дня его подписания мэром города и (или) Председателем Думы, если в самом решении не предусмотрен иной срок.
Нормативные правовые акты городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации, учредителем которых выступает город Иркутск, а также соглашения, заключаемые между городской Думой и иными органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликование решения городской Думы, соглашения, заключенного между городской Думой и иными органами местного самоуправления, признается первая публикация его полного текста в газетах "Иркутск", "Иркутск официальный" либо в "Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска".
Для официального опубликования (обнародования) решения Думы города Иркутска и соглашений, заключенных Думой города Иркутска и иными органами местного самоуправления, органы местного самоуправления г. Иркутска вправе также использовать сетевое издание "Иркутскинформ.рф".
Первоначальный текст Постановления о ТОС был опубликован в газете "Иркутск" Номер изъят от 14.03.2005, позднее в связи с изменением законодательства в него вносились изменения.
В марте 2022 года на 38 заседании Думы города Иркутска принято решение "О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 24 февраля 2005 года Номер изъят" (зарегистрировано 04.04.2022 Номер изъят, опубликовано в газете "Иркутск официальный" Номер изъят от 08.02.2022, вступило в силу с 09.04.2022). Решение принято депутатами городской Думы с учетом поправок, внесенных субъектом правотворческой инициативы - депутатом Думы города Иркутска седьмого созыва (проголосовали из 31 депутата "ЗА" - 31 депутат, решение принято единогласно).
В июле 2022 года на 41 заседании Думы города Иркутска принято решение "О внесении изменений в статью 16 Положения о территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске" (зарегистрировано 08.07.2022 Номер изъят, опубликовано в газете "Иркутск официальный" Номер изъят от 15.07.2022, а также в официальном сетевом издании "Иркутскинформ.рф" http://irkutskinform.ru 15.07.2023, вступило в силу с 16.07.2023). Данное решение принято депутатами городской Думы с учетом поправки, внесенной субъектом правотворческой инициативы - депутатом Думы г. Иркутска седьмого созыва (проголосовали из 26 депутатов "ЗА" - 26 депутатов, решение принято единогласно).
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что изменения в Положение о ТОС принятые решением Думы г. Иркутска от 08.07.2022 Номер изъят приняты в установленной форме; при наличии кворума (не менее 50 процентов от числа избранных депутатов); установленным количеством голосов депутатов (большинством голосов от установленной численности депутатов Думы); подписано председателем Думы г. Иркутска С и мэром г. Иркутска Б.; официально опубликовано в печатных изданиях "Иркутск официальный" Номер изъят от 15.07.2022, вступило в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования (п. 2 решения).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт, содержащий оспариваемые положения, принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы, вида, процедуры принятия, правил введения в действие.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Административным истцом оспаривается абз. 1 и 4 ч. 2 ст. 16 и абз. 2 ч. 4 ст. 16 Положения о ТОС, действующее в редакции решения Думы от 08.07.2022.
Так, абз. 1 ч. 2 ст. 16 Положения о ТОС предусмотрено, что ТОС домов, микрорайона осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальным органом администрации г. Иркутска, депутатом Думы г. Иркутска соответствующего избирательного округа.
В абз. 4 ст. 16 Положения о ТОС предусмотрено, что территориальный орган администрации г. Иркутска совместно с Думой г. Иркутска координирует деятельность ТОС домов, микрорайона.
В абз. 2 ч. 4 ст. 16 Положения о ТОС предусмотрено, что ТОС домов, микрорайона в течение первого квартала года направляет отчет о своей деятельности за предыдущий год в территориальный орган администрации г. Иркутска и в Думу г. Иркутска.
В обоснование уточненных административных исковых требований административный истец ссылается на то, что оспариваемые нормы Положения о ТОС противоречат ч. 1 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ, поскольку ограничивают самостоятельность ТОС.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
В силу ч. 11 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Устава г. Иркутска порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в г. Иркутске, условия и порядок выделения средств территориальному общественному самоуправлению из бюджета города устанавливаются нормативными правовыми актами городской Думы в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Уставом.
Во исполнение указанных выше норм Думой г. Иркутска решением от 24.02.2005 утверждено Положение о ТОС, действующее на момент рассмотрения настоящего административного дела в редакции решения от 08.07.2022.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона в„– 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, данной нормой закреплено два способа осуществления местного самоуправления: непосредственно населением путем прямого волеизъявления, в том числе в форме территориального общественного самоуправления (глава 5 Федерального закона в„– 131-ФЗ) и через органы и должностных лиц местного самоуправления (глава 6 Федерального закона в„– 131).
При этом цель осуществления населением местного самоуправления независимо от способа его осуществления является решение вопросов местного значения на соответствующей территории.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ полномочия ТОС ограничиваются осуществлением собственных инициатив по вопросам местного значения.
В то время как в соответствии с положениями Федерального закона в„– 131-ФЗ непосредственное решение вопросов местного значения отнесено к компетенции и осуществляется органами местного самоуправления, наделенными властными полномочиями и принимающими решения, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения населением соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем, несмотря на то, что ТОС не входит в систему органов местного самоуправления и их полномочия ограничены осуществлением собственных инициатив по вопросам местного значения, ТОС и органы местного самоуправления представляют интересы жителей соответствующих территорий, целью их деятельности является решение вопросов местного значения это обстоятельство обуславливает как необходимость их взаимодействия, так и установление механизма такого взаимодействия.
В соответствии с ч. 11 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ, ч. 7 ст. 23 Устава г. Иркутска принятие нормативного правового акта, регулирующего взаимодействие ТОС и органов местного самоуправления, отнесено к компетенции Думы г. Иркутска, при этом федеральным законодательством каких-либо ограничений по установлению механизма и форм такого взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления не установлено.
Порядок взаимодействия ТОС домов, микрорайона с органами местного самоуправления г. Иркутска, депутатом Думы г. Иркутска определен ст. 16 Положения о ТОС.
Согласно ч. 1 ст. 16 Положения о ТОС взаимоотношения между ТОС домов, микрорайона, органами местного самоуправления г. Иркутска и депутатом Думы г. Иркутска соответствующего избирательного округа строятся на основе взаимодействия, сотрудничества, взаимной помощи.
Указанные основные принципы построения взаимоотношений между ТОС и органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления предполагают добровольность совершения действий субъектами правоотношений.
Из анализа ст. 16 Положения о ТОС следует, что в частях 2 - 4 данной нормы, в том числе и в оспариваемых административным истцом абз. 1 и 4 ч. 2, абз. 3 ч. 4, фактически конкретизируются формы (способы) взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления, что федеральному законодательству не противоречит.
Доводы административного истца о том, что указание в абз. 1 ч. 2 ст. 16 Положения о ТОС на то, что ТОС домов, микрорайона осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальным органом администрации г. Иркутска, депутатом Думы г. Иркутска соответствующего избирательного округа ограничивает самостоятельность ТОС являются необоснованными, поскольку само по себе взаимодействие как способ построения взаимоотношений между субъектами не предполагает принуждения к совершению каких-либо действий или ограничения в их совершении, какую-либо их соподчиненность, то есть такие субъекты свободны в совершаемых ими действиях, не противоречащих требованиям закона.
Судом не приняты, как основанные на неправильном толковании норм материального права, доводы административного истца о противоречии федеральному закону, ограничении самостоятельности ТОС нормой абзаца 4 ч. 2 ст. 16 Положения о ТОС, согласно которой территориальный орган администрации г. Иркутска совместно с Думой г. Иркутска координирует деятельность ТОС домов, микрорайона.
Анализируя содержание данной нормы Положения о ТОС суд приходит к выводу о непротиворечии абзаца 4 ч. 2 ст. 16 Положения о ТОС законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку согласно ч. 11 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ, ч. 7 ст. 23 Устава г. Иркутска принятие нормативного правового акта, регулирующего взаимодействие ТОС и органов местного самоуправления, отнесено к компетенции Думы г. Иркутска, а учитывая то, что ТОС и органы местного самоуправления представляют интересы жителей соответствующих территорий, входящих в состав г. Иркутска, для целей решения вопросов местного значения, координация их деятельности обусловлена необходимостью исключения дублирования инициатив в решении вопросов местного значения, рационального использования необходимых для их реализации бюджетных средств.
Кроме того, сама по себе оспариваемая норма абзаца 4 ч. 2 ст. 16 Положения о ТОС адресована непосредственно территориальному органу администрации г. Иркутска и определяет порядок действий этого органа.
При этом каких-либо обязанностей, ограничивающих свободу деятельности ТОС на территории г. Иркутска указанная норма не устанавливает, дополнительных обязанностей на ТОС не возлагает, права ТОС, в том числе на осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения, не ограничивает.
По указанным выше основаниям судом не принят, как основанный на неправильном толковании норм материального права, довод административного истца о том, что координация деятельности ТОС со стороны территориального органа администрации г. Иркутска и Думы г. Иркутска по сути обуславливает подконтрольное, подчиненное положение ТОС по отношению к органам местного самоуправления, что может быть воспринято неопределенным кругом лиц, желающих реализовать свое право на участие в осуществлении местного самоуправления в форме ТОС, как ограничение свободы ТОС и приведет к оттоку из ТОС инициативных людей, не желающих участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах местного самоуправления чем ТОС, поскольку субъективное восприятие оспариваемой нормы права каким-либо индивидом к предмету настоящего спора не относится, а из содержания этой нормы права оснований к такому ее толкованию суд не усматривает.
Не нарушают прав административного истца на осуществление местного самоуправления в рамках ТОС, а также ТОС на территории г. Иркутска оспариваемые административным истцом положения абз. 2 ч. 4 ст. 16 Положения о ТОС, согласно которым предусмотрено, что ТОС домов, микрорайона в течение первого квартала года направляет отчет о своей деятельности за предыдущий год в территориальный орган администрации г. Иркутска, поскольку согласно ч. 11 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ, ч. 7 ст. 23 Устава г. Иркутска регламентация деятельности ТОС на территории г. Иркутска отнесена к компетенции Думы г. Иркутска, а сама по себе оспариваемая норма Положения о ТОС не является для ТОС обязательной, поскольку не предусматривает наступление для ТОС какой-либо ответственности, в том числе, прекращение деятельности, за не представление такого отчета.
Напротив, наличие такой нормы позволяет органам местного самоуправления осуществлять мониторинг развития на территории г. Иркутска местного самоуправления в форме ТОС, принимать своевременные меры к его поддержке в случае снижения активности участия населения в местном самоуправлении посредством ТОС.
Согласно п. 6 ч. 9 ст. 11 Положения о ТОС рассмотрение и утверждение отчета о деятельности ТОС домов, микрорайона относится к исключительным полномочиям конференции граждан.
Частями 8 и 10 предусмотрено, что экземпляр протокола конференции граждан, а также решения конференции граждан представляется в территориальное структурное подразделение администрации г. Иркутска.
Согласно ч. 3 ст. 11 Положения о ТОС конференция граждан проводится по мере необходимости и созывается субъектами, обладающими правом созыва конференции в соответствии с ч. 2 ст. 5 настоящего положения.
Таким образом, иные формы предоставления информации структурному подразделению администрации г. Иркутска о деятельности ТОС на территории г. Иркутска помимо предусмотренной ч. 4 Положения о ТОС, в частности, направление этому подразделению решения конференции граждан об утверждении отчета о деятельности ТОС, в случае, когда в Уставе ТОС, не предусмотрено ежегодное проведение собрания граждан и конференции граждан (собраний делегатов), на которых утверждается отчет о деятельности ТОС за год, как это предусмотрено в п. 4.3 Устава ТОС "Рубин", членом которого является административный истец, не обеспечивают своевременное информирование соответствующего структурного подразделения администрации г. Иркутска о деятельности ТОС на его территории, вследствие установления ч. 3 ст. 11 Положения о ТОС периодичности проведения такой конференции граждан - по мере необходимости.
Учитывая изложенное выше, цели направления ТОС отчета о своей деятельности за предыдущий год, уведомительный характер направления отчета, суд не принял, как основанный на неправильном толковании норм материального права, довод административного истца о том, что направление отчета о деятельности ТОС обуславливает подконтрольное, подчиненное положение ТОС по отношению к органам местного самоуправления, что может быть воспринято неопределенным кругом лиц, желающих реализовать свое право на участие в осуществлении местного самоуправления в форме ТОС, как ограничение свободы ТОС и приведет к оттоку из ТОС инициативных людей, не желающих участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах местного самоуправления чем ТОС, поскольку субъективное восприятие оспариваемой нормы права каким-либо индивидом к предмету настоящего спора не относится, а из содержания оспариваемой нормы права оснований к такому ее толкованию суд не усматривает.
Не принят судом довод о том, что указанной нормой Положения о ТОС о направлении отчета возлагается на ТОС обязанность несения несоразмерных затрат на его изготовление и направление, что при отсутствии финансирования деятельности ТОС является для него, а соответственно, и для граждан осуществляющих местное самоуправление в этой форме, обременительным, поскольку суд исходит из того, что инициативная деятельность ТОС может предполагать несение расходов, для этих целей, вопросы финансово-экономической деятельности ТОС урегулированы Положением о ТОС.
Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Положения о ТОС финансово-экономическую основу ТОС домов, микрорайона составляют собственные средства и имущество, собственные финансовые средства и имущество ТОС домов, микрорайона образуется за счет добровольных пожертвований граждан, организаций, добровольных материальных вложений граждан, организаций, а также иных поступлений в соответствии с законодательством.
Кроме того, форма такого отчета и способ его направления Положением о ТОС не регламентированы, что не запрещает направление такого отчета в форме электронного сообщения на официальный сайт территориального структурного подразделения администрации г. Иркутска, доставку его нарочно, а также иным доступным и не затратным для ТОС способом.
Сама по себе организация территориального общественного самоуправления в форме ТОС не предполагает ее осуществление без несения каких-либо затрат по созданию и функционированию ТОС, в частности, согласно п. 5 ч. 7 ст. 27 Федерального закона в„– 131-ФЗ собрание, конференция граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, утверждает смету доходов и расходов территориального общественного самоуправления, в рамках которой и предполагается определения круга затрат, которое несет ТОС в рамках своей деятельности, а также источники покрытия этих затрат, поэтому указанные выше доводы административного истца об обременительности представления отчета о деятельности ТОС не приняты судом во внимание.
Не приняты судом доводы административного истца о том, что Протест первого заместителя Прокурора г. Иркутска от 16.05.2022 Номер изъят на решение Думы города Иркутска от 04.04.2022 Номер изъят "О внесении изменения в решение Думы города Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят", подтверждает правовую позицию административного истца о несоответствии законодательству, имеющему большую юридическую силу, оспариваемых положений абз. 4 п. 2 ст. 16, а также абз. 2 п. 4 ст. 16 Положения о ТОС, поскольку из содержания указанного протеста следует, что прокурор был не согласен с положениями абз. 4 п. 2 ст. 16 и абз. 2 п. 4 ст. 16 Положения о ТОС в части установления императивных норм по представлению отчетности конкретному депутату Думы, а равно координации последним деятельности ТОСов, что, как полагал прокурор, нарушает основополагающие принципы деятельности ТОСов, касающиеся самоорганизации граждан для осуществления инициатив по вопросам местного значения под свою ответственность.
Участвующий в судебном заседании прокурор, пояснил суду, что указанный выше протест прокурора был удовлетворен Думой, что подтверждается Положением о ТОС в редакции решения Думы г. Иркутска Номер изъят от 08.07.2022, так как в оспариваемой административным истцом редакции Положения о ТОС указание на необходимость представления ТОСами отчетности конкретному депутату Думы, а равно координации последним деятельности ТОСов исключены.
При указанных выше обстоятельствах суд, проверив оспариваемые административным истцом нормы Положения о ТОС, не установил противоречия этих положений законодательству, имеющему большую юридическую силу, и приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований А. по настоящему административному делу в полном объеме.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления А. к Думе г. Иркутска о признании недействующей части 2 статьи 16 Положения "О территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске", утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят "О территориальном общественном самоуправлении в городе Иркутске" (в редакции решения Думы г. Иркутска Номер изъят от 08.07.2022), в части указания: "ТОС домов, микрорайона осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальным органом администрации города Иркутска, депутатом Думы города Иркутска соответствующего избирательного округа", а также "Территориальный орган администрации города Иркутска совместно с Думой города Иркутска координирует деятельность ТОС домов, микрорайона", части 4 статьи 16 Положения "О территориальном общественном самоуправлении группы жилых домов и жилого микрорайона в городе Иркутске", утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 24.02.2005 Номер изъят "О территориальном общественном самоуправлении в городе Иркутске" (в редакции решения Думы г. Иркутска Номер изъят от 08.07.2022) в части указания: "ТОС домов, микрорайона в течение первого квартала года направляет отчет о своей деятельности за предыдущий год в территориальный орган администрации города Иркутска в Думу города Иркутска" - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята.

Председательствующий
А.С.ПАПУША


------------------------------------------------------------------