По датам
Полезное
Выборки
Решение Иркутского областного суда от 15.08.2023 N 3а-84/2023 <О признании недействующими пунктов 12732, 12733 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 15.12.2022 N 731-рп>
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2023 года
УИД 38OS0000-01-2023-000056-88
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., при секретаре судебного заседания П.,
с участием представителя административного истца ОАО "Иркутскгражданпроект-I" - М.,
представителя административного ответчика Правительства Иркутской области, заинтересованного лица министерства имущественных отношений Иркутской области - В.,
представителя заинтересованного лица министерства имущественных отношений Иркутской области - Ш.,
прокурора К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-84/2023 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Иркутскгражданпроект-I" о признании недействующими со дня принятия пункты 12732 и 12733 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2022 г. в„– 731-рп,
установил:
Открытое акционерное общество "Иркутскгражданпроект-1" (далее - ОАО "Иркутскгражданпроект-I" обратилось в суд с административным иском к Правительству Иркутской области о признании недействующими со дня принятия пункты 12732 и 12733 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 г., утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2022 г. в„– 731-рп.
Определением от 28 марта 2023 г. для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство имущественных отношений Иркутской области, ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, публично-правовая компания "Роскадастр", администрация г. Иркутска.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15 декабря 2022 г. Правительством Иркутской области принято распоряжение в„– 731-рп, которым принадлежащие ОАО "Иркутскгражданпроект-I" на праве собственности нежилые помещения:
с кадастровым номером Номер изъят, площадью 492,7 кв. м, расположенное по адресу <адрес изъят>;
с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1457,8 кв. м, расположенное по адресу <адрес изъят>,
включены под пунктами 12732 и 12733 в Перечень объектов недвижимого имущества (далее - Перечень), указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год. Данный Перечень размещен на официальном сайте Правительства Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (irkobl.ru). Однако вышеуказанные нежилые помещения включены в Перечень ввиду некорректного определения их фактического использования.
ОАО "Иркутскгражданпроект-I" просит суд:
признать недействующим со дня принятия пункт 12732 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области в„– 731-рп от 15 декабря 2022 г.;
признать недействующим со дня принятия пункт 12733 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области в„– 731-рп от 15 декабря 2022 г.
В судебном заседании представитель административного истца М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске и дополнительных письменных пояснениях.
Представители административного ответчика Правительства Иркутской области и заинтересованного лица министерства имущественных отношений Иркутской области В., министерства имущественных отношений Иркутской области Ш. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица администрации г. Иркутска по доверенности А. находит заявленные исковые требования ОАО "Иркутскгражданпроект-I" необоснованными, просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представители заинтересованных лиц ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" по доверенности З., Управления Росреестра по Иркутской области по доверенности П. просят принять по административному делу законный, обоснованный судебный акт.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, в связи с чем суд считает возможным в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца М., представителей административного ответчика и заинтересованных лиц В., Ш., заключение прокурора К., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.ч. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со ст.ст. 72, 76 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии со ст. 14 и п. 1 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Иркутскгражданпроект-I" является плательщиком налога на имущество.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2022 г. в„– 731-рп определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год.
Принадлежащее ОАО "Иркутскгражданпроект-I" на праве собственности недвижимое имущество с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят, указанное в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 г. включено в Перечень под пунктами 12732 и 12733, расположены по адресу <адрес изъят>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Указанный Перечень утвержден распоряжением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2022 г. в„– 731-рп в пределах компетенции данного органа власти, с соблюдением формы его принятия, подписан уполномоченным должностным лицом.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 15 декабря 2022 г. в„– 731-рп вступило в законную силу с 1 января 2023 г., опубликовано в общественно-политической газете "Областная", размещено в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
Проверяя доводы административного истца о необоснованном включении нежилых помещений в Перечень, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций на территории Иркутской области урегулирован Законом Иркутской области "О налоге на имущество организаций" от 8 октября 2007 г. в„– 75-оз.
Согласно п. 1 ст. 1.1 данного закона (в ред. Закона Иркутской области от 4 декабря 2019 г. в„– 117-ОЗ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих объектов недвижимого имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно статье 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
Принадлежащие административному истцу нежилые помещения с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят расположены в нежилом 10-этажном кирпичном производственном здании с подвалом с кадастровым номером Номер изъят, расположенном по адресу <адрес изъят>.
Указанное производственное здание расположено на земельном участке общей площадью 2872 кв. м., с кадастровым номером Номер изъят с установленным видом разрешенного использования - "для эксплуатации существующего производственного здания и здания гаража - материального склада", что подтверждается выпиской из ЕГРН. Земельный участок находится в собственности ОАО "Иркутскгражданпроект-I".
Нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят расположено на 1, 2 этажах. Номера на поэтажном плане - 1 этаж: 3, 5, 6; 2 этаж: 20ф, 20х, 10, 10-а, 11, 12.
Нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят расположено на 1, 2, 3 этажах. Номера помещений по техническому паспорту - 1 этаж: 19-а, 19-б, 19-в, 34-а, 28-б, 29-а, 33, 28, 28-а, 29, 30, 31, 32, 27, 26; 2 этаж: 25, 26, 26-а, 26-б; 3 этаж: 22, 21, 20, 17, 19, 18, 16, 15, 15-а, 15-б, 23, 35, 24, 24-а, 25, 26, 40-а, 39, 38, 37, 36, 34.
Нежилые помещения включены в Перечень исходя из их фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Вместе с тем, судом установлено, что установление вида фактического использования здания проведено с нарушением соответствующей процедуры.
В соответствии с п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п.п. 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2015 г. в„– 476-пп (далее - Порядок). В соответствии с п.п. 3, 5, 8, 15, 17 указанного Порядка определение вида фактического использования объектов недвижимости осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области.
Организационно-техническую работу, связанную со сбором сведений, информации и (или) документов, и визуальный осмотр объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости проводит ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости".
Проведение мероприятия осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа о проведении мероприятия.
Мероприятие проводится в форме запросов сведений, информации и (или) документов и (или) визуального осмотра объектов недвижимости, осуществления измерений, в том числе с использованием измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших поверку в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.
Результаты визуального осмотра объекта недвижимости оформляются актом визуального осмотра объекта недвижимости.
По результатам проведения мероприятия в течение 30 рабочих дней с даты получения уполномоченным органом акта визуального осмотра и (или) собранных в рамках проведения мероприятия сведений, информации, документов руководителем уполномоченного органа утверждается заключение об определении вида фактического использования объекта недвижимости.
В целях определения действительного вида фактического использования объектов недвижимости - помещений с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" в соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от 23 сентября 2022 г. в„– 51-1291 мр/з проведен 18 октября 2022 г. визуальный осмотр объектов недвижимости, составлены акты визуального осмотра объектов недвижимости от 24 октября 2022 г.
Акты визуального осмотра от 24 октября 2022 г. положены в основу Заключения в„– 1284 и Заключения в„– 1286 об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения) помещения для целей налогообложения в отношении налога на имущество от 9 ноября 2022 г. Заключение в„– 1284 и Заключение в„– 1286 в соответствии с которыми, по результатам осмотра установлено, что 210,2 кв. м., т.е. 42,66% от общей площади, используется в целях делового, административного и коммерческого назначения (Заключение в„– 1284) и 291,9 кв. м., т.е. 20,02% от общей площади, используются в целях делового, административного и коммерческого назначения (Заключение в„– 1286).
Согласно актам визуального осмотра от 24 октября 2022 г. по результатам проведенного визуального осмотра установлено:
по нежилому помещению с кадастровым номером Номер изъят:
позиции 1, 2 на поэтажном плане 2 этажа технического паспорта рабочие кабинеты управления ОАО "Иркутскгражданпроект-I";
позиции 10, 10-а, 11, 12 на поэтажном плане 2 этажа технического паспорта помещения, оборудованные мебелью;
позиции 20х, 20ф на поэтажном плане 2 этажа технического паспорта на момент осмотра доступ не обеспечен, помещения закрыты - согласно фотоматериалам - на входной двери таблица "федеральная топливная компания";
позиция 7 на поэтажном плане 2 этажа технического паспорта комната приема пищи; на поэтажном плане 2 этажа технического паспорта,
позиции 20ц, 14, 13, 4, 5, 6, 3, 9 - вспомогательные помещения;
позиции 3, 4, 5 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта на момент осмотра доступ не обеспечен, помещения закрыты (согласно фотоматериалам позиции 3, 4 с видом входной двери);
позиция 9 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта серверная;
на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта позиции 6, 7, 8, 10 - вспомогательные помещения;
по нежилому помещению с кадастровым номером Номер изъят:
позиции 20, 22, 25 на поэтажном плане 3 этажа технического паспорта помещения, оборудованные офисной мебелью и техникой;
позиции 36, 37 на поэтажном плане 3 этажа технического паспорта и 40-а в абрисе помещения, оборудованные офисной мебелью и техникой, на входных дверях информационные вывески "Почта России";
позиции 39-а (в абрисе) и позиции 38, 35, 16, 15, 23, 24, 24-а, 26, 21 на поэтажном плане 3 этажа технического паспорта на момент визуального осмотра объекта недвижимости помещения закрыты, доступ не обеспечен, на входных дверях размещены информационные вывески;
позиции 17, 34 на поэтажном плане 3 этажа технического паспорта на момент визуального осмотра объекта недвижимости помещения закрыты, доступ не обеспечен, на входных дверях информационные вывески отсутствуют;
позиции 18, 19 на поэтажном плане 3 этажа технического паспорта рабочие кабинеты сотрудников ОАО "Иркутскгражданпроект-I";
позиции 11, 12, 13, 14, 27, 24-б, 28, 30, 31, 32, 33, 26 на поэтажном плане 3 этажа технического паспорта, позиция 40-б (в абрисе) вспомогательные помещения;
позиции 25, 26, 26-а на поэтажном плане 2 этажа технического паспорта - на момент визуального осмотра доступ в помещения не обеспечен, на входных дверях размещены информационные вывески;
позиция 26-б на поэтажном плане 2 этажа технического паспорта - помещение, оборудованное офисной мебелью и техникой;
позиции 27, 24, 21, 22, 23, 41, 42, 28, 29, 32, 31, 30 на поэтажном плане 2 этажа технического паспорта - вспомогательные помещения;
позиции 19-а, 19-б на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта - помещения, занимаемые международной школой программирования и математики "Алгоритмика";
позиции 34-а, 26 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта - на момент визуального осмотра помещения закрыты, доступ не обеспечен, на входных дверях размещены информационные вывески (согласно фотоматериалам позиция 26 вывеска с номером 16 "Молодежный проектный центр "Горизонт событий", позиция 34а вывеска с номером 102 "Золотой стандарт");
позиции 31, 28-а, 28, 29, 30, 32 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта помещения, занимаемые "Почта России";
позиция 27 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта - пункт выдачи заказов "Л-Пост" и "Лабиринт";
позиции 38, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28-б, 29-а, 37, 36, 35, 34-б, 34, 33 на поэтажном плане 1 этажа технического паспорта - вспомогательные помещения. К актам визуального осмотра приложены фотоматериалы.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что часть помещений сотрудниками ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" при составлении актов визуального осмотра от 24 октября 2022 г. фактически обследованы не были, признаки, свидетельствующие о фактическом использовании помещений в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, в актах визуального осмотра не отражены, не содержится информация об обстоятельствах, препятствующих доступу в указанные помещения.
По результатам визуального осмотра объектов недвижимости, проведенного во исполнение определения суда от 6 июля 2023 г., составлены акты визуального осмотра объекта недвижимости от 14 июля 2023 г.
Согласно данным, отраженным в актах по объекту недвижимости с кадастровым номером:
Номер изъят позиции 3 и 5 на абрисе 1 этажа - рабочие кабинеты членов совета директоров ОАО "Иркутскгражданпроект-I"; на 2 этаже позиции 1, 2, 10, 10-а, 11, 12, 20ф, 20х - помещения, оборудованные мебелью, организационной техникой, средствами связи.
Номер изъят на 1 этаже позиция 26 - АНО Молодежный проектный центр "Горизонт событий", позиция 27 - пункт выдачи заказов Л-Пост и Лабиринт.ру, позиции 28, 31, 30, 29, 28-а - АО "Почта России", позиция 32 - кабинет Генерального директора, позиция 34-а - ООО "Золотой стандарт", позиция 19-а, 19-б на абрисе 1 этажа "Алгоритмика"; на 2 этаже позиция 25 - ООО "Первая Иркутская служба медиации", позиции 26, 26-а, 26-б на абрисе 2 этажа - ООО "Спецсервис-клининг", ССК-Групп, на 3 этаже позиции 16, 17, 18, 19, 23, 24-а, 35 - ОАО "Иркутскгражданпроект-I", позиция 25 - ООО "Первый Гладильный Сервис", позиции 36, 37, 26, 40 на абрисе 3 этажа - АО "Почта России", позиции 38, 39 на абрисе 3 этажа - "Максимум подготовка к экзаменам", позиция 20 - правовой консалтинг, позиция 21 - ООО "Сибирский бульвар", позиция 22 - "ТК Цифровая логистика", позиция 34 - "Пункт приема гуманитарной помощи на СВО".
Заключения об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения), помещений для целей налогообложения в отношении налога на имущество от 9 ноября 2022 г. за Nв„– 1284 и 1286 составлены министерством имущественных отношений Иркутской области на основании актов визуального осмотра от 24 октября 2022 г.
Из указанных заключений следует, что актами визуального осмотра от 24 октября 2022 г. подтверждается, что в нежилом помещении
с кадастровым номером Номер изъят, площадью 492,7 кв. м, используется в целях делового, административного и коммерческого назначения 210,2 кв. м, т.е. 42,66% от общей площади (Заключение в„– 1284);
с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1457,8 кв. м, используется в целях делового, административного и коммерческого назначения 291,9 кв. м, т.е. 20,02% от общей площади (заключение в„– 1286).
По результатам мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества установлено, что нежилые помещения с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят используются по назначению, предусмотренному подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, выводы в заключениях в„– 1284 и в„– 1286, что соответственно 42,66% и 20,02% площади нежилых помещений истца используется в целях делового, административного и коммерческого назначения, противоречат содержанию актов визуального осмотра от 24 октября 2022 г., из которых следует, что фактически не был проведен осмотр:
позиции 20х, 20ф на 2 этаже, позиции 3, 4, 5 на 1 этаже нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят;
позиции 39-а (в абрисе), 38, 35, 16, 15, 23, 24, 24-а, 26, 21, 17, 34 на 3 этаже, позиции 25, 26, 26-а на 2 этаже, позиции 34а, 26 на 1 этаже нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят.
В соответствии с п. 5 ст. 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Истец оспаривает правильность определения вида деятельности
по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером Номер изъят в помещениях - позиции 3, 5 на 1 этаже,
в помещениях - позиции 1, 2, 10, 10-а, 11, 12, 20-х на 2 этаже;
по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером Номер изъят в помещениях - позиции 26, 28, 32 на 1 этаже;
в помещении - позиция 25 на 2 этаже;
в помещениях - позиции 16, 17, 18, 19, 23, 35, 15, 15-а, 36, 37, 26, 40-а на 3 этаже.
В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица начальник отдела определения фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения министерства имущественных отношений Иркутской области - Ш. пояснил, что на момент визуального осмотра 24 октября 2022 г. не располагали информацией о том, что помещения: позиции 10, 10-а, 11, 12 по объекту недвижимости с кадастровым номером Номер изъят используются для собственных производственных нужд ОАО "Иркутскгражданпроект-I". Также не располагали информацией о том, что АО "Почта России" занимает помещения: позиции 28 - 32; 26, 40-а, 36, 37 по объекту недвижимости с кадастровым номером Номер изъят.
Судом установлено:
по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером Номер изъят - общая площадь помещения, согласно техническому паспорту, по состоянию на 1 октября 2007 г., составляет 492,7 кв. м.
Согласно Заключению в„– 1284 по результатам осмотра установлено, что 210,2 кв. м. (42,66%) от общей площади используется в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Вместе с тем, на 1 этаже помещения - позиции 3, 5 являются рабочими кабинетами членов совета директоров ОАО "Иркутскгражданпроект-I",
на 2 этаже помещения: позиция 20х(б) используется для собственных нужд (хранения мебели, инвентаря и т.п.); позиции 10, 10-а, 11, 12 используются для проведения собраний акционеров и советов директоров ОАО "Иркутскгражданпроект-I"; позиции 1, 2 используются истцом для собственных нужд (рабочие кабинеты руководителя и ИТР ОАО "Иркутскгражданпроект-I").
Таким образом, установлено некорректное определение вида фактического использования помещений: позиции: 3, 5, 10, 10-а, 11, 12, 20х, которые используются для собственных производственных нужд ОАО "Иркутскгражданпроект-I" в качестве кабинетов членов совета директоров и помещений для проведения общих собраний акционеров, заседаний совета директоров.
То есть совокупный объем помещений, используемых в целях делового, административного и коммерческого назначения, составляет 14,9%, что менее 20%.
По объекту недвижимого имущества с кадастровым номером Номер изъят - общая площадь 1457,8 кв. м., расположенного на 1, 2, 3 этаже нежилого здания.
Согласно Заключению в„– 1286 по результатам осмотра установлено, что 291,9 кв. м. (20,02%) от общей площади используется в целях делового, административного и коммерческого назначения. Превышение общего количества помещений составляет 0,03% от допустимой, что составляет 0,34 кв. м.
Судом установлено, что на 1 этаже помещения: позиции 19-а, 19-б для обучения по дополнительным программам; позиции 28; 28-а, 29, 30, 31, 32 склад АО "Почта России"; позиция 27 Лабиринт-Пост, пункт выдачи посылок; позиция 26 АНО молодежный проектный центр "Горизонт Событий";
на 2 этаже помещения - позиция 25 ООО "Первая Иркутская служба медиации"; позиция 26, 26-а, 26-б ООО "Спецсервис-клининг" под размещение административных служб в сфере обеспечения деятельности по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений;
на 3 этаже помещения: позиция 17 ВостСибГлобал (деятельность в сфере обслуживания РЖД), является рабочим кабинетом ИТР; позиции 19, 18, 16, 15, 15-а, 15-б, 23, 35, 24 АО "Иркутскгражданпроект", производственная деятельность; позиции 24-а Сибирский ЦОК, аренда офисов коммерческая, позиции 26, 40-а, 37, 36 рабочие кабинеты АО "Почта России"; позиции 39, 38 Максимум для обучения по дополнительным образовательным программам.
В судебном заседании представитель административного истца М. пояснил, что АО "Иркутскгражданпроект" (территориальный проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов Иркутской области) и ОАО "Иркутскгражданпроект-1" материнская и дочерняя компании. АО "Иркутскгражданпроект" на безвозмездной основе пользуется нежилыми помещениями (позиции 19, 18, 16, 15, 15-а, 15-б, 23, 35, 24).
Таким образом, установлено некорректное определение вида фактического использования:
позиции 28, 28-а, 29, 30, 31, 32 - помещения, занимаемые АО "Почта России", использование их в том числе в качестве склада почтовых отправлений, что подтверждается Письмом АО "Почта России" от 15 июня 2023 г. в„– Ф38-16/2215, Договором в„– 48 от 27 декабря 2021 г.;
позиция 26 - помещение, занимаемое Автономной некоммерческой организацией "Молодежный проектный центр "Горизонт событий" в целях патриотического воспитания молодежи, оказания услуг в области культурной, просветительской и образовательной деятельности, что подтверждается Письмом от 26 мая 2023 г., Уставом АНО "Молодежный проектный центр "Горизонт событий";
позиция 25 - помещение, занимаемое ООО "Первая Иркутская Служба Медиации" в целях образовательной и научной деятельности, что подтверждается письмом от 30 июня 2023 г., Лицензией в„– 10043 от 21 июля 2017 г.
Т.е. совокупный объем помещений, используемых в целях делового, административного и коммерческого назначения, в процентном отношении составляет менее 20%.
Доказательств обратного ответчиком и заинтересованными лицами в судебном заседании не представлено.
Таким образом, давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что сотрудниками ОГБУ Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" осмотр спорных нежилых помещений проведен не в полном объеме, акты визуального осмотра составлены с нарушениями требований Порядка определения вида фактического использования зданий, а заключения министерства имущественных отношений Иркутской области противоречат актам визуального осмотра объектов недвижимости от 24 октября 2022 г.
Указанные документы с достоверностью не свидетельствуют о том, что свыше 20% площади нежилых помещений истца используется для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.
В силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Таким образом, имевшиеся в распоряжении административного ответчика документы на дату формирования Перечня (акты визуального осмотра помещений и заключение об определении вида фактического использования помещений) не позволяли с достоверностью определить, что спорные нежилые помещения (свыше 20% площади) фактически используются в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
При указанных обстоятельствах оспариваемые административным истцом нормы нельзя признать соответствующими налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования ОАО "Иркутскгражданпроект-I" обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы истца о расхождении площади помещения с кадастровым номером Номер изъят по данным Технического паспорта МУП БТИ г. Иркутска от 1 октября 2007 г. площади по данным технического обследования, отраженным в заключении кадастрового инженера (5,6 кв. м), суд отклоняет, поскольку истцом сведения о фактической площади помещения в ЕГРН не внесены. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. в„– 218-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма подлежит признанию недействующей, суд, исходя из предписаний п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемой нормы недействующей с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, считает необходимым признать оспариваемую норму недействующей со дня ее принятия.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего судебного акта подлежит опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://(www.pravo.gov.ru) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного открытого общества "Иркутскгражданпроект-I" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 12732 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области в„– 731-рп от 15 декабря 2022 г.
Признать недействующим со дня принятия пункт 12733 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области в„– 731-рп от 15 декабря 2022 г.
Опубликовать решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу или сообщение о нем в общественно-политической газете "Областная", а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2023 г.
Председательствующий судья
Е.Н.ТРОФИМОВА
------------------------------------------------------------------