Решение Иркутского областного суда от 24.08.2023 N 3а-100/2023 <О признании недействующими пунктов 23, 24, 25, 30, 31, 43, 44, 45 Перечня мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района, утвержденного решением Думы Шелеховского муниципального района от 24.06.2010 N 34-рд >



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2023 года

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., при секретаре судебного заседания У.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Альбион-2002" - Р.,
представителей административного ответчика Думы Шелеховского муниципального района, заинтересованного лица администрации Шелеховского муниципального района - М., Б.,
прокурора К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-100/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альбион-2002" о признании недействующими со дня принятия пункты 23, 24, 25, 30, 31, 43, 44, 45 Перечня мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района, утвержденного решением Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 24 июня 2010 г. в„– 34-рд с изменениями и дополнениями от 25 мая 2023 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Альбион-2002" (далее - ООО "Альбион 2002") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Думе Шелеховского муниципального района.
До рассмотрения административного искового заявления по существу на основании части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный истец уточнил исковые требования.
ООО "Альбион 2002" просит признать недействующими со дня принятия пункты 23, 24, 25, 30, 31, 43, 44, 45 Перечня мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района, утвержденного решением Думы Шелеховского муниципального района от 24 июня 2010 г. в„– 34-рд, с изменениями и дополнениями от 25 мая 2023 г., в которых перечислены магазины "Бристоль", расположенные по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>; исключить указанные пункты из Перечня мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района, утвержденного решением Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 24 июня 2010 г. в„– 34-рд с изменениями и дополнениями от 25 мая 2023 г., в котором перечислены магазины "Бристоль", расположенные по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>.
Административный истец полагает, что оспариваемый акт нарушает права и законные интересы ООО "Альбион-2002" в сфере предпринимательской деятельности, необоснованно ограничивая возможность посещения магазинов лицами, не достигшими возраста 18 лет.
Представитель административного ответчика Думы Шелеховского муниципального района, заинтересованного лица администрации Шелеховского муниципального района по доверенности Б. представил письменные отзывы на административное исковое заявление, в котором указано на законность и обоснованность принятия Думой Шелеховского муниципального района оспариваемого нормативного акта. Административный ответчик и заинтересованное лицо полагают, что магазины "Бристоль", расположенные в г. Шелехов, Шелеховском районе Иркутской области, принадлежащие ООО "Альбион-2002", относятся к категории иных мест, указанных в пункте 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. в„– 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 124-ФЗ), так как в указанных магазинах, помимо реализации продуктов питания, осуществляется также и розничная продажа алкогольной продукции (визуально 75 - 80% реализуемой продукции), в связи с чем нахождение в магазинах "Бристоль" лиц, не достигших возраста 18 лет недопустимо, так как может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психологическому, духовному и нравственному развитию. Решение о включении торговых объектов ООО "Альбион-2002" в перечень принималось, в том числе, с учетом мнения прокуратуры.
В судебном заседании представитель административного истца Р. пояснил, что торговые объекты ООО "Альбион-2002" представляют собой федеральную торговую сеть с форматом "магазин у дома". Включение магазинов "Бристоль" в перечень мест, в которых не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет только по критерию осуществления розничной продажи алкогольной продукции не соответствует требованиям ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона в„– 124-ФЗ, ст. 2 Закона Иркутской области от 5 марта 2010 г. в„– 7-ОЗ "Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области", поскольку магазины "Бристоль" ООО "Альбион-2002" не относятся к торговым объектам, специализированным на продаже алкогольной продукции, реализующими только алкогольную продукцию. Указал, что в соответствии с п. 7 ст. 14.1 Федерального закона в„– 124-ФЗ орган местного самоуправления мог определить на территории муниципального образования места, нахождение в которых лиц, не достигших 18-ти лет, не допускается, но без установления не предусмотренных законодательством критериев и признаков таких мест. Полагает, что административный ответчик не представил доказательства обоснованности включения магазинов "Бристоль" в перечень мест, в которых не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, и в данном случае нарушен порядок определения таких мест при вынесении оспариваемого акта. С момента введения ограничения на посещение магазинов "Бристоль" лицами, не достигшими 18 лет, существенно сократился розничный оборот реализуемой магазинами "Бристоль" продукции.
Представители административного ответчика Думы Шелеховского муниципального района и заинтересованного лица администрации Шелеховского муниципального района М., Б., действующие на основании доверенности, просили в удовлетворении административных исковых требований отказать. Полагают, что оспариваемые заявителем решения Думы Шелеховского муниципального района от 24 июня 2010 г. в„– 34-рд с изменениями и дополнениями от 25 мая 2023 г. приняты законно и обоснованно. Процедура принятия решений соблюдена.
Представитель заинтересованного лица администрации Шелеховского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, в связи с чем суд считает возможным в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, прокурора К., полагавшей, что исковые требования ООО "Альбион-2002" подлежат удовлетворению, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно п. 5 ч. 2 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.
Руководствуясь ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 КАС РФ, в полном объеме.
В силу ст. 217.1 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц; соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию или должностное лицо, которые приняли акт, обладающий нормативными свойствами.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства и семейное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, правовые, социально-экономические условия для их реализации установлены Федеральным законом от 27 июля 1998 г. в„– 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В силу статей 4 и 5 Федерального закона в„– 124-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, целью которой является в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом в„– 124-ФЗ установлен ряд мер, направленных на сохранение здоровья и обеспечение духовного и нравственного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, и предоставлена возможность субъектам Российской Федерации с учетом местных особенностей и традиций устанавливать своими законами нормы по недопущению негативного воздействия ряда факторов на здоровье и развитие детей.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 14.1 Федерального закона в„– 124-ФЗ законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 3, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
Также субъекты Российской Федерации вправе: определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах; снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.
В соответствии с Законом Иркутской области от 5 марта 2010 г. в„– 7-ОЗ "Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области" (далее - Закон в„– 7-ОЗ) определение мест, запрещенных для посещения детьми, на территории конкретного муниципального образования Иркутской области осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области на основании рекомендаций экспертных комиссий, создаваемых в соответствии с Законом в„– 7-ОЗ.
Суд установил, что распоряжением мэра Шелеховского муниципального района от 6 мая 2010 г. в„– 11-р создана экспертная комиссия для определения мест, запрещенных для посещения детьми, а также мест, запрещенных для посещения детьми в ночное без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, на территории Шелеховского района.
Пунктом 2 указанного распоряжения экспертной комиссии было предписано подготовить рекомендации по утверждению перечня мест, запрещенных для посещения детьми, а также мест, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, на территории Шелеховского района.
Распоряжением мэра Шелеховского муниципального района от 6 мая 2010 г. в„– 11-р утверждено положение о работе экспертной комиссии по определению мест, запрещенных для посещения детьми, а также мест, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, на территории Шелеховского района.
Из протокола в„– 22 от 30 апреля 2021 г. заседания экспертной комиссии для определения мест, в которых не допускается нахождение детей, следует, что по состоянию на 30 апреля 2021 г. на территории Шелеховского района по адресу: <адрес изъят> впервые открылся магазин "Бристоль". Согласно выписки ЕГРЮЛ, в сведениях об основных видах деятельности ООО "Альбион-2002" отражено: "торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах". Экспертная комиссия пришла к выводу, что по своей сути магазин является алкомаркетом, оценила торговый объект "Бристоль" местом, нахождение в котором может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, рекомендовала для включения в перечень мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района.
Впоследствии экспертная комиссии по аналогичным основаниям рекомендовала для включения в перечень мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района иные магазины "Бристоль" ООО "Альбион-2002" (протокол в„– 23 от 28 октября 2021 г., протокол в„– 24 от 6 июня 2022 г., протокол в„– 26 от 10 мая 2023 г.)
Решением Думы Шелеховского муниципального района от 26 июня 2010 г. в„– 34-рд, с изменениями, внесенными решением Думы Шелеховского муниципального района от 25 мая 2023 г. в„– 18-рд, в перечень мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района, включены магазины "Бристоль" ООО "Альбион-2002" по месту нахождения: <адрес изъят> (пункт 23), <адрес изъят> (пункт 24), <адрес изъят> (пункт 25), <адрес изъят> (пункт 30), <адрес изъят> (пункт 31), <адрес изъят> (пункт 43), <адрес изъят> (пункт 44), <адрес изъят> (пункт 45).
Данное решение в официальном издании "Шелеховский вестник" опубликовано - 2 июля 2010 г. в„– 25, с изменениями, внесенными решением Думы Шелеховского муниципального района от 25 мая 2023 г. в„– 18-рд опубликовано 26 мая 2023 г. в„– 20/1 (7085), размещено на официальном сайте администрации Шелеховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оспариваемый Перечень имеет все существенные признаки нормативного правового акта.
Административный истец указывает, что торговые объекты "Бристоль" относятся к категории заведений смешанного типа, в которых помимо продажи алкогольной продукции, реализуются продукты питания. Данные заведения необоснованно отнесены ответчиком к иным местам, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, на том лишь основании, что визуально (75 - 80%) ассортимент магазинов состоит из алкогольной продукции, магазины располагаются в жилых зонах.
Суд, оценивая целесообразность и обоснованность включения магазинов "Бристоль" в перечень мест, нахождение в которых детей не допускается, учитывает следующее.
Пункт 3 статьи 14.1 Федерального закона в„– 124-ФЗ, ст. 2 Закона Иркутской области от 5 марта 2010 г. в„– 7-ОЗ в целях исключения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию допускают:
установление мер по недопущению нахождения детей на объектах (на территориях, помещениях) в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (коллекторы, теплотрассы, канализационные колодцы, свалки, мусорные полигоны, строительные площадки, крыши, чердаки, подвалы, лифтовые, иные шахты);
отнесение магазина к числу заведений, нахождение в которых детей не допускается, если только такой магазин предназначен для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Таким образом, закон не допускает безусловного отнесения магазина к числу иных мест, нахождение в которых может причинить вред лицу, не достигшему возраста 18-ти лет, только по причине продажи алкогольной продукции. Закон устанавливает, что такой магазин должен быть предназначен для реализации только алкогольной продукции.
Заместитель председателя экспертной комиссии Г., секретарь экспертной комиссии В. в ходе допроса суду пояснили, что основанием включения магазинов ООО "Альбион-2002" к иным местам, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию, явилось то, что эти магазины являются алкомаркетами, где ассортимент алкогольной продукции составляет визуально 65 - 80%.
Таким образом, административный ответчик не оспаривает, что в магазинах "Бристоль" представлен смешанный ассортимент продукции, утверждает, что визуально доля алкогольной продукции составляет 75 - 80%.
Кроме указания о продаже магазинами "Бристоль" алкогольной продукции и их месторасположения (жилая зона, близость учебных заведений, детских дошкольных учреждений), ответчик не указывает иные обстоятельства, указывающие на необходимость ограничения посещения магазинов лицами, не достигшими возраста 18 лет.
Согласно пункту 28 раздела в„– 2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговые структуры и их виды" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. в„– 582-ст) торговое предприятие со специализированным ассортиментом - предприятие торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть. Торговое предприятие со специализированным ассортиментом реализует более 80% объема товаров в стоимостном выражении, относящихся к одной ассортиментной группе.
Согласно представленным истцом ассортиментным перечнем продукции, реализуемой на торговых объектах ООО "Альбион" на территории г. Шелехов, Шелеховского муниципального района, ассортимент алкогольной продукции составляет не более 59,7%, ассортимент прочей продукции составляет не более 43,7%. Представленные административным истцом фотоматериалы подтверждают, что ассортимент торговых объектов "Бристоль" кроме алкогольной продукции, составляют иные товары (продукты).
Таким образом, необходимые основания для принятия решения Думы Шелеховского муниципального района от 24 июня 2010 г. в„– 34-рд с изменениями и дополнениями от 25 мая 2023 г. в части включения в Перечень мест магазинов "Бристоль", на момент принятия такого решения не имелись.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о признании недействующими со дня принятия пункты 23, 24, 25, 30, 31, 43, 44, 45 Перечня мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района, утвержденного решением Думы Шелеховского муниципального района от 24 июня 2010 г. в„– 34-рд "Об утверждении перечня мест, в которых не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет" с изменениями и дополнениями от 25 мая 2023 г, в которых не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, является обоснованным и подлежащим удовлетворению, как нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Альбион-2002" - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 23, 24, 25, 30, 31, 43, 44, 45 Перечня мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района, утвержденного решением Думы Шелеховского муниципального района от 24 июня 2010 г. в„– 34-рд, с изменениями и дополнениями от 25 мая 2023 г., в которых перечислены магазины "Бристоль", расположенные по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>.
Исключить пункты 23, 24, 25, 30, 31, 43, 44, 45 из Перечня мест, запрещенных для посещения детьми на территории Шелеховского района, утвержденного решением Думы Шелеховского района от 24 июня 2010 г. в„– 34-рд с изменениями и дополнениями от 25 мая 2023 г., в которых перечислены магазины "Бристоль", расположенные по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>.
Опубликовать решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу или сообщение о нем в газете "Шелеховский вестник", официальном сайте администрации Шелеховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2023 г.

Председательствующий судья
Е.Н.ТРОФИМОВА


------------------------------------------------------------------