Решение Иркутского областного суда от 10.08.2023 N 3а-43/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 N 79-89-спр "Об исполнении судебного решения">



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2023 года

УИД 38OS0000-01-2022-000809-44

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при помощнике судьи Ермилиной А.С., с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А., представителя административного истца ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - Г.О., представителей административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области - Ч., М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-43/2023 по административному исковому заявлению ОГУЭП "Облкоммунэнерго" к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим со дня принятия приказа Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения", возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, возложении обязанности устранить нарушения законодательства Российской Федерации о ценообразовании в области электроэнергетики,

установил:

в обоснование административных исковых требований с учетом дополнений и уточнений указано, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" является областным государственным унитарным энергетическим предприятием, имеющим статус территориальной сетевой организации на территории Иркутской области.
Решением Иркутского областного суда от 25.01.2022 по административному делу в„– 3а-7/2022, вступившим в законную силу, признаны недействующими со дня принятия пункт 2 "Базовый уровень подконтрольных расходов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Приложения 1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год; пункт 2 "Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Приложения 2 "Необходимая валовая выручка сетевых организаций на территории Иркутской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" необходимой валовой выручки на 2020 год; пункт 2 Таблицы 1 Приложения 1 "Необходимая валовая выручка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" необходимой валовой выручки на 2020 год; пункт 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год", пункт 1 Приложения "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (без НДС) приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. На Службу по тарифам Иркутской области возложена обязанность принять в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом недействующими положения приказов Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр, в„– 449-спр и в„– 451-спр.
21.06.2022 Службой по тарифам Иркутской области издан приказ в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения", согласно которому Служба по тарифам Иркутской области внесла изменения в приказы от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области", в„– 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год", в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год".
Считает данные изменения неправомерными, поскольку установлены низкий базовый уровень подконтрольных расходов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год, низкие долгосрочные параметры регулирования для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на период с 2020 - 2024 годы, а также низкая необходимая валовая выручка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь на 2020 год, что противоречит пунктам 12, 17, 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", что нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, так как внесение изменений в приказы в„– 450-спр, в„– 449-спр и в„– 451-спр нанесло и продолжает наносить убытки административному истцу.
В соответствии с требованиями Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 в„– 1178 предприятием в Службу по тарифам Иркутской области было подано заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год с обосновывающими материалами. По статье "Ремонт основного оборудования" предприятием были заявлены расходы в размере 1 084 139,8 тыс. руб. по 430 объектам электросетевого комплекса ОГУЭП "Облкоммунэнерго". Однако Службой по тарифам Иркутской области величина расходов по данной статье была необоснованно снижена и установлена в размере 34 719,9 тыс. руб. На основании решения Иркутского областного суда от 25.01.2022 по административному делу в„– 3а-7/2022 Службой по тарифам Иркутской области дополнительно учтена в необходимой валовой выручке ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год сумма затрат по статье "Ремонт основного оборудования" в размере 3 058,5 тыс. руб. В связи с чем, недовключенная в необходимую валовую выручку ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год сумма затрат но статье "Ремонт основного оборудования" составляет 1 046 289,4 тыс. руб.
Считает, что Службой по тарифам Иркутской области законодательство о тарифном регулировании в сфере электроэнергетики применяется формально, анализ статей затрат производится ненадлежащим образом, следствием чего является занижение необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов предприятия, что подтверждается решением Иркутского областного суда от 25.01.2022, согласно которому установлено, что тарифным органом в заключении экспертизы надлежащий анализ экономической обоснованности расходов, заявленных предприятием по оспариваемой статье, не проведен, что является нарушением п. 23 Правил регулирования и свидетельствует о формальном подходе органа регулирования к анализу представленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обосновывающих материалов.
Также указывает, что решением Иркутского областного суда от 25.01.2022 установлено, что представленных предприятием документов было достаточно для рассмотрения тарифной заявки. При этом п. 19 Правил регулирования в„– 1178 предусмотрено, что в случае, если в ходе анализа представленных организацией материалов возникнет необходимость уточнения предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним. Такие документы у административного истца не были запрошены. Были запрошены только листы осмотра. Службой не проанализированы в полном объеме представленные ОГУЭП "Облкоммунэнерго" документы в обоснование затрат по каждому объекту. В экспертном заключении не имеется анализа документов. Службой нарушены требования, установленные Правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденные Приказом Минэнерго России от 25.10.2017 в„– 1013, поскольку изначально происходит визуальный осмотр и составляется лист осмотра, затем - инструментальный и составляется дефектная ведомость, на основании которого и составляется итоговый документ - локально-сметный расчет.
Считает, что сведения, содержащиеся в дефектных ведомостях, должны быть соотнесены с расчетами, закрепленными в локальных сметных расчетах, оцениваться тарифным органом при анализе экономической обоснованности планируемых затрат субъекта регулируемой деятельности.
Просит суд с учетом уточнений признать недействующим со дня принятия (21.06.2022) Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения", а именно:
1) подпункт 1 пункта 1 в части признания экономически обоснованным в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (ИНН 3800000252) на 2020 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1 459 888,20 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 приложения 1 к приказу службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" в части базового уровня подконтрольных расходов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год;
2) подпункт 2 пункта 1 в части признания экономически обоснованной в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (ИНН 3800000252) на 2020 год необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь в размере 2 537 299,90 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 приложения 2 к Приказу в„– 450-спр в части необходимой валовой выручки ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь на 2020 год;
3) подпункт 3 пункта 1 в части признания экономически обоснованной необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в размере 2 537 299,90 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 таблицы 1 приложения 1 к приказу службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год" в части необходимой валовой выручки ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год;
4) подпункт 4 пункта 1 в части признания экономически обоснованными индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (заменяет положения пункта 1 приказа службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год" и пункта 1 приложения к указанному приказу в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Иркутская электросетевая компания" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго");
5) подпункт 1 пункта 2 в части внесения в приказ в„– 450-спр следующих изменений: пункт 2 приложения 1 изложить в следующей редакции (указана редакция);
6) подпункт 2 пункта 2 в части внесения в приказ в„– 450-спр следующих изменений: в пункте 2 приложения 2 цифры "2 534 241,4" заменить цифрами "2 537 299,90";
7) пункт 3 в части определения неучтенными при установлении регулируемых тарифов расходы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по статье расходов "Ремонт основного оборудования" в следующих размерах: на 2020 года - 3 058,5 тыс. руб., на 2021 год - 3 137,1 тыс. руб., на 2022 год - 3 240,2 руб.;
8) пункт 4 в части включения неучтенных расходов, указанных в пункте 3 настоящего приказа, в размере 9 435,8 тыс. руб. в необходимую валовую выручку ОГУЭП "Облкоммунэнерго" при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год";
9) возложить на Службу по тарифам Иркутской области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта;
10) обязать Службу по тарифам Иркутской области устранить нарушение законодательства Российской Федерации о ценообразовании в области электроэнергетики путем установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2020 год, по следующим статьям затрат: ремонт основного оборудования, рассчитанного на основании экономически обоснованной необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2020 год, в размере - 1 046 289,4 тыс. руб., а также в части установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" экономически обоснованного размера индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, рассчитанного на основании экономически обоснованной необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2020 год.
В судебном заседании представитель административного истца ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - Г.О., действующая на основании доверенности, административные исковые требования с учетом уточнений, дополнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточнениях и дополнениях к нему, просила суд удовлетворить административные исковые требования с учетом уточнений в полном объеме.
В судебном заседании представители административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области - Ч., М., действующие на основании доверенностей, поддержали доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, дополнительных письменных пояснениях, просили суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Считают, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения" принят Службой в пределах своих полномочий, соответствует требованиям нормативных актов, установленные оспариваемым приказом суммы в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" экономически обоснованы.
Генеральный директор ОГУЭП "Облкоммунэнерго" А. в судебное заседание после перерыва не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений, дополнений поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить административные исковые требования с учетом уточнений в полном объеме.
Заинтересованное лицо - ОАО "Иркутская электросетевая компания" в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, возражения на административное исковое заявление, ходатайство об отложении судебного заседания не представило.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, прокурора, руководствуясь ст. 213 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя административного истца ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - Г.О., представителей административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области - Ч., М., допросив свидетеля Г.О., изучив материалы административного дела, материалы тарифного дела в„– 2019/15-э, заслушав заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В настоящее время правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регламентируются следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон в„– 35-ФЗ);
- Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования);
- Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 в„– 98-э (далее - Методические указания);
- Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и Формой принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 в„– 834/18 (далее - Регламент и приказ ФАС в„– 834/18, соответственно);
- другими нормативными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 20 КАС РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 21 Устава Иркутской области в систему правовых актов Иркутской области входят правовые акты государственных органов, министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области.
Согласно ч. 1 ст. 63 Устава Иркутской области исполнительную власть в Иркутской области осуществляют, в том числе министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию на территории Иркутской области, постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 в„– 303-пп "О службе по тарифам Иркутской области" определена Служба по тарифам Иркутской области.
В соответствии с пп. 1 п. 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 в„– 303-пп Служба уполномочена устанавливать тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Службой по тарифам Иркутской области, следовательно, дело подлежит рассмотрению Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.
В данном административном деле ОГУЭП "Облкоммунэнерго" оспаривает приказ Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения", которым внесены изменения в положения приказов Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области", в„– 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год", в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год".
Оспариваемый приказ принят управомоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, в нем содержатся положения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере электроэнергетики, поэтому он является нормативным правовым актом.
Учитывая, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" является субъектом правоотношений, регулируемых вышеуказанным приказом Службы по тарифам Иркутской области, то в силу ст. 208 КАС РФ, оно вправе обратиться в суд с настоящим административным иском об оспаривании отдельных положений данного нормативного правового акта.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Службы по тарифам Иркутской области на принятие нормативного правового акта, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Оспариваемое административным истцом решение тарифного органа издано в форме приказа, что соответствует ст. 13 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области".
В соответствии с п. 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Пунктом 31 Регламента установлено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней принимается по форме, утвержденной приложением 2 к приказу ФАС в„– 834/18.
Согласно примечанию к указанной форме, в случае если решение принимается во исполнение вступившего в законную силу решения суда, оформляется ссылка на соответствующее решение судебного органа. Такая ссылка имеется в оспариваемом приказе (ссылка на решение Иркутского областного суда от 25.01.2022 по административному делу в„– 3а-7/2022).
Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр принят в соответствии с утвержденными формами принятия решений.
Данный нормативный правовой акт подписан руководителем Службы по тарифам Иркутской области Х.
Таким образом, форма и вид нормативного правового акта соблюдены при его принятии.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
Процедура принятия тарифных решений регламентируется Правилами регулирования и Регламентом.
Решением Иркутского областного суда от 25.01.2022 по административному делу в„– 3а-7/2022, вступившим в законную силу, признаны недействующими со дня принятия пункт 2 "Базовый уровень подконтрольных расходов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Приложения 1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год; пункт 2 "Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Приложения 2 "Необходимая валовая выручка сетевых организаций на территории Иркутской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" необходимой валовой выручки на 2020 год; пункт 2 Таблицы 1 Приложения 1 "Необходимая валовая выручка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации" приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" необходимой валовой выручки на 2020 год; пункт 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год", пункт 1 Приложения "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (без НДС) приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. На Службу по тарифам Иркутской области возложена обязанность принять в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом недействующими положения приказов Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр, в„– 449-спр и в„– 451-спр. В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим со дня принятия пункт 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год", пункт 1 Приложения "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (без НДС) приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год" в части установления для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" необходимой валовой выручки, возложении обязанности на Службу по тарифам Иркутской области устранить нарушения законодательства РФ о ценообразовании в области электроэнергетики путем установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуг по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2020 год в размере 1 084 139,8 тыс. руб., а также в части установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" экономически обоснованного размера индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, рассчитанного на основании экономически обоснованной необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям Иркутской области в 2020 году отказано.
Во исполнение решения суда от 25.01.2022 Службой по тарифам Иркутской области проведен анализ экономической обоснованности расходов по представленным административным истцом объектам, составлено заключение эксперта по уже открытому тарифному делу, поскольку оспариваемый приказ принят во исполнение решения суда, в связи с чем, новое тарифное дело не открывалось.
21.06.2022 Службой по тарифам Иркутской области издан приказ в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения", согласно которому Служба по тарифам Иркутской области внесла изменения в приказы от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области", в„– 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год", в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год".
Таким образом, процедура принятия оспариваемого приказа соблюдена.
Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр в соответствии с ч. 2(1) ст. 54 Закона в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 в„– 10-оз "О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации", ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 10.07.2014 в„– 90-оз "О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" официально опубликован 22.06.2022 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.07.2022 в газете "Областная" от 01.07.2022 в„– 71, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.ogirk.ru.
Таким образом, оспариваемый приказ издан уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной формы, в которой данный орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры принятия, правил официального опубликования и введения нормативных правовых актов в действие.
Компетенция, соблюдение процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта административным истцом не оспариваются.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт (приказ Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения") на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения":
1. Признаны экономически обоснованными в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год:
1) базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1 459 888,20 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 приложения 1 к приказу службы по тарифам Иркутской области от 27 декабря 2019 года в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" (далее - Приказ в„– 450-спр) в части базового уровня подконтрольных расходов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год);
2) необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь в размере 2 537 299,90 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 приложения 2 к Приказу в„– 450-спр в части необходимой валовой выручки ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь на 2020 год);
3) необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в размере 2 537 299,90 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 таблицы 1 приложения 1 к приказу службы по тарифам Иркутской области от 27 декабря 2019 года в„– 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год" в части необходимой валовой выручки ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год);
4) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями в следующих размерах (без НДС) (указаны размеры) (заменяет положения пункта 1 приказа службы по тарифам Иркутской области от 27 декабря 2019 года в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год" и пункта 1 приложения к указанному приказу в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Иркутская электросетевая компания" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
2. Внесены в Приказ в„– 450-спр следующие изменения:
1) пункт 2 приложения 1 изложить в следующей редакции (указана редакция);
2) в пункте 2 приложения 2 цифры "2 534 241,4" заменены цифрами "2 537 299,90".
3. Определить неучтенные при установлении регулируемых тарифов расходы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по статье расходов "Ремонт основного оборудования" в следующих размерах:
1) на 2020 год - 3 058,5 тыс. руб.;
2) на 2021 год - 3 137,1 тыс. руб.;
3) на 2022 год - 3 240,2 тыс. руб.
4. Включены неучтенные расходы, указанные в пункте 3 настоящего приказа, в размере 9 435,8 тыс. руб. в необходимую валовую выручку ОГУЭП "Облкоммунэнерго" при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.
Административный истец оспаривает приказ Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения", указывая, что Службой по тарифам Иркутской области при исполнении судебного решения не приняты расходы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по статье затрат "Ремонт основного оборудования" на 2020 год в заявленном размере - 1 084 139 800 руб.
Административный истец считает, что при принятии Службой по тарифам Иркутской области пп. 1 п. 1 приказа от 21.06.2022 в„– 79-89-спр, заменяющего п. 2 приложения 1 к приказу от 27.12.2019 в„– 450-спр, Службой не учтен порядок определения расчета базового уровня подконтрольных расходов сетевой организации, установленный в пунктах 12, 24 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 в„– 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Службой не проанализированы в полном объеме представленные ОГУЭП "Облкоммунэнерго" документы в обоснование затрат по каждому объекту. В экспертном заключении не имеется анализа документов, не указано, что принято, а что не принято. Считает необходимым добавить в данный пункт расходы по статье "Ремонт основного оборудования" в размере 1 049 347,9 тыс. руб. Также считает, что в п. п. 2, 3 п. 1 приказа необходимо добавить сумму в размере 1 049 347,9 тыс. руб., при изменении размера в предыдущих пунктах изменится сумма в п. п. 4 п. 1 Приказа - цена на услуги по передаче электроэнергии увеличится. В п. п. 1 п. 2 также если изменится сумма за 2020 год - увеличится на 1 049 347,9 тыс. руб., то изменятся суммы и на другие годы. К пп. 2 п. 2 также необходимо добавить 1 049 347,9 тыс. руб. К п. 3 оспариваемого Приказа к 2020 году также необходимо добавить 1 049 347,9 тыс. руб., следовательно, изменятся и последующие годы. К п. 4 Приказа также добавить 1 049 347,9 тыс. руб.
В судебном заседании установлено, что в целях исполнения решения суда экспертами Службы по тарифам Иркутской области был проведен анализ экономической обоснованности расходов по статье "Ремонт основного оборудования", заявленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год, на основании материалов, представленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в Службу в 2019 году при установлении соответствующих тарифов и являвшихся предметом рассмотрения Иркутского областного суда (административное дело в„– 3а-7/2022). По результатам анализа экспертами Службы по тарифам Иркутской области было подготовлено заключение экспертизы по результатам исполнения решения Иркутского областного суда от 25.01.2022 по делу в„– 3а-7/2022. Согласно данному заключению экспертами Службы по тарифам Иркутской области был проведен сплошной анализ всех представленных обосновывающих материалов по 430 объектам, заявленных административным истцом расходов по статье "Ремонт основного оборудования" на 2020 год.
В соответствии с п. п. 8, 9 Правил в„– 1013 ремонты, в зависимости от планирования, следует подразделять на плановые, неплановые и аварийные. Плановый ремонт также следует подразделять на: планово-предупредительный ремонт, который следует выполнять с периодичностью, установленной в ремонтной документации, указанной в пункте 17 настоящих Правил, а объем ремонта должен определяться по типовому перечню ремонтных работ с учетом фактического технического состояния и включать выполнение дополнительных сверхтиповых ремонтных работ для устранения дефектов, выявленных в процессе эксплуатации (при наличии), и по результатам предыдущих ремонтов, установленных предписаниями органов государственного надзора (при наличии); ремонт по техническому состоянию, представляющий собой ремонт, при котором контроль технического состояния оборудования следует выполнять с периодичностью и в объеме, установленными в ремонтной документации, указанной в пункте 17 настоящих Правил, а объем и момент начала ремонта должны определяться результатами контроля технического состояния оборудования. Аварийные ремонты должны проводиться в случаях устранения последствий аварии на оборудовании для восстановления его работоспособности.
При организации планово-предупредительного ремонта в зависимости от объема выполняемых ремонтных мероприятий ремонты следует подразделять на текущие, средние или капитальные. При капитальном ремонте оборудования, который выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его частей, может производиться полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. При проведении капитального ремонта оборудования не должно изменяться его функциональное назначение. Целью капитального ремонта оборудования является восстановление его технико-экономических характеристик до значений, близких к проектным.
В соответствии с п. 14.2 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 названной нормы).
При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала (пункт 3 названной нормы).
В соответствии с п. 4 ст. 23 Закона об электроэнергетике, п. 7 Основ ценообразования на регулирующий орган возложена обязанность по принятию решения об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.
В силу п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
Требования к составу затрат, которые подлежат учету в необходимой валовой выручке регулируемой организации при установлении тарифов в сфере электроэнергетики, предусмотрены Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 в„– 1178 (пункты 16 - 18 Основ ценообразования), при этом их включение обусловлено проверкой регулятором экономической обоснованности значений таких расходов исходя из их документального подтверждения и соответствия представленных регулируемой организацией обосновывающих документов определенным нормативным актам.
В соответствии с пунктами 12, 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 в„– 1178 Правил регулирования, обязанность предоставить обосновывающие материалы по заявлению об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с комплектом обосновывающих материалов в органы государственного регулирования тарифов возложена на организацию.
В судебном заседании установлено, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в качестве обосновывающих материалов в тарифный орган была представлена организационно-распорядительная документация по статье "Ремонт основного оборудования" на 430 объектов.
Во исполнение решения Иркутского областного суда от 25.01.2022 по административному делу в„– 3а-7/2022 Службой по тарифам Иркутской области был проведен сплошной анализ всех представленных обосновывающих материалов по 430 объектам, заявленных административным истцом расходов по статье "Ремонт основного оборудования" на 2020 год.
В материалы административного дела представлено заключение экспертизы Службы по тарифам Иркутской области по результатам исполнения решения Иркутского областного суда от 25.01.2022 в„– 3а-7/2022, которое содержит расчет затрат на проведение ремонтной программы электрических сетей и оборудования ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в 2020 года подрядным способом на 430 объектов (т. 1, л.д. 94 - 121); таблица Службы по тарифам Иркутской области, которая содержит подробный анализ 353 объектов, исключенных органом из статьи затрат (т. 3, л.д. 4 - 28); таблица ОГУЭП "Облкоммунэнерго" с анализом замечаний тарифного органа по 353 объектам (т. 3, л.д. 134 - 178).
Из 430 объектов, заявленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" для установления тарифа по статье расходов "Ремонт основного оборудования" тарифным органом включены расходы по 77 заявленным объектам, из них по объектам в„– 340, 341, 342, 346, 347, 353, 354 в заключении экспертизы указано, что расходы приняты в заявленном размере, вместе с тем, принятая сумма меньше заявленной.
Согласно пояснениям Службы по тарифам Иркутской области, показаниям свидетеля, проведение ремонтной программы электрических сетей и оборудования в 2020 году, выполнение ремонтных работ регулируемая организация планировала выполнить подрядным способом. В то же время, договоры на осуществление ремонта основного оборудования данной организацией не были представлены. Отметка о способе осуществления работ по каждому объекту содержится в представленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" дефектной ведомости или локальной смете. При рассмотрении представленных документов Службой по тарифам Иркутской области было выявлено, что заявленные мероприятия по капитальному ремонту основного оборудования осуществляется предприятием как подрядным, так и хозяйственным способом, так как в дефектных ведомостях и локальных сметах на объекты в„– 340, 341, 342, 346, 347, 353, 354 отсутствует указание на подрядный способ выполнения ремонта, в связи с чем, Службой по тарифам Иркутской области было принято решение включить в тариф расходы по данным объектам, но за исключением расходов на выполнение ремонта подрядным способом.
Вместе с тем, расходы на мероприятия по ремонту, которые предприятие планировало осуществить подрядным способом, при наличии обосновывающих материалов в виде листа осмотра, дефектной ведомости и локального сметного расчета и их соответствии друг другу, учитывались тарифным органом в заявленном размере. Те мероприятия, по которым в дефектной ведомости или локальной смете отсутствовало указание на выполнение работ подрядным способом, были отнесены к работам, выполняемым хозяйственным способом. Такие работы были скорректированы на сумму сметной прибыли и непредвиденных расходов.
Такой подход основывается на принципах и методах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, закрепленных в Основах ценообразования в„– 1178.
При этом суд учитывает, что указание в заключении экспертизы, что расходы приняты в заявленном размере, однако принятая сумма меньше заявленной, не свидетельствует о незаконности данного заключения, поскольку в заключении экспертизы в таблице в графе 13 отражен вывод по вопросу - принять или исключить расходы, при этом вопрос о размере (в каком размере) указан в графе 12.
В судебном заседании судом с участием всех лиц, участвующих в деле, прокурора, свидетеля произведен анализ таблицы, представленной Службой по тарифам Иркутской области, материалы тарифного дела, а также таблицы, представленной административным истцом.
Основаниями для отклонения Службой по тарифам Иркутской области заявленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" расходов по статье затрат "Ремонт основного оборудования" в отношении 353 объектов являлись: отсутствие листов осмотра и несоответствие информации, указанной в листах осмотра, дефектных ведомостях, локальных сметных расчетов.
Далее по тексту решения номера объектов будут указаны следующим образом: порядковый номер согласно таблице, которая содержит подробный анализ 353 объектов, исключенных органом из статьи затрат/и номер объекта согласно заключению экспертизы (например, в„– 1/12 - объект находится в таблице под номером 1, а в заключении экспертизы под номером 12; объект г. Ангарск, ТП-89).
Так, первым основанием для исключения объектов из тарифа по статье расходов "Ремонт основного оборудования" является отсутствие листа осмотра: объекты Nв„– 1/12, 2/14, 3/50, 19/66, 25/72, 26/73, 27/74, 28/75, 29/76, 30/77, 31/78, 32/79, 33/80, 34/81, 35/82, 36/83, 37/84, 38/85, 39/86, 40/87, 41/88, 42/89, 43/90, 44/91, 45/92, 46/93, 47/94, 48/95, 49/96, 50/97, 51/98, 52/99, 53/100, 54/101, 55/102, 56/103, 57/104, 58/105, 59/106, 60/107, 61/108, 62/109, 63/110, 64/111, 65/112, 66/113, 67/114, 68/115, 69/116, 70/117, 92/140, 93/141, 97/145, 109/158, 111/160, 182/238, 186/242, 208/264.
Кроме того, по объектам Nв„– 1/12 и 2/14 в таблице указано, что отсутствуют лист осмотра и дефектная ведомость. По объектам Nв„– 3/50 и 70/117 указано, что произведено восстановление нарушенного асфальтобетонного покрытия дорог после проведения внеплановых ремонтных работ на кабельных линиях. По объектам Nв„– с 25/72 по 69/116 был произведен ремонт кровли.
Вторым основанием для исключения объектов по статье расходов "Ремонт основного оборудования" является несоответствие информации, указанной в листах осмотра, дефектных ведомостях, локальных сметных расчетов - объекты Nв„– 4/51, 5/52, 6/53, 7/54, 8/55, 9/56, 10/57, 11/58, 12/59, 13/60, 14/61, 15/62, 16/63, 17/64, 18/65, 20/67, 21/68, 22/69, 23/70, 24/71, 71/118, 72/119, 73/120, 74/121, 75/122, 76/123, 77/124, 78/125, 79/126, 80/127, 81/128, 82/129, 83/130, 84/131, 85/133, 86/134, 87/135, 88/136, 89/137, 90/138, 91/139, 94/142, 95/143, 96/144, 98/146, 99/147, 100/148, 101/149, 102/150, 103/151, 104/152, 105/153, 106/154, 107/155, 108/156, 110/159, 112/163, 113/165, 114/166, 115/168, 116/169, 117/170, 118/171, 119/172, 120/173, 121/174, 122/175, 123/176, 124/177, 125/178, 126/179, 127/180, 128/181, 129/182, 130/183, 131/184, 132/185, 133/186, 134/187, 135/188, 136/189, 137/190, 138/191, 139/192, 140/193, 141/194, 142/195, 143/197, 144/200, 145/201, 146/202, 147/203, 148/204, 149/205, 150/206, 151/207, 152/208, 153/209, 154/210, 155/211, 156/212, 157/213, 158/214, 159/215, 160/216, 161/217, 162/218, 163/219, 164/220, 165/221, 166/222, 167/223, 168/224, 169/225, 170/226, 171/227, 172/228, 173/229, 174/230, 175/231, 176/232, 177/233, 178/234, 179/235, 180/236, 181/237, 187/243, 188/244, 189/245, 190/246, 191/247, 192/248, 193/249, 194/250, 195/251, 196/252, 197/253, 198/254, 199/255, 200/256, 201/257, 202/258, 203/259, 204/260, 205/261, 206/262, 207/263, 209/265, 210/266, 211/267, 212/268, 213/269, 214/270, 215/271, 216/272, 217/273, 218/274, 219/275, 220/276, 221/277, 222/278, 223/279, 224/280, 225/281, 226/282, 227/283, 228/284, 229/285, 230/286, 231/287, 232/288, 233/289, 234/290, 235/291, 236/292, 237/293, 238/294, 239/295, 240/296, 241/297, 242/298, 243/299, 244/300, 245/301, 246/302, 247/303, 248/304, 249/305, 250/306, 251/307, 252/308, 253/309, 254/310, 255/311, 256/312, 257/313, 258/314, 259/315, 260/316, 261/317, 262/318, 263/319, 264/320, 265/321, 266/322, 267/323, 268/324, 269/325, 270/326, 271/237, 272/328, 273/329, 274/330, 275/331, 276/332, 277/333, 278/334, 279/335, 280/336, 281/337, 282/338, 283/339, 284/344, 285/345, 286/348, 287/349, 325/389, 326/390, 327/391, 328/392, 329/393, 330/394, 331/395, 332/396, 333/397, 334/398, 335/399, 336/400, 337/401, 338/402, 339/403, 340/404, 341/405, 342/406, 343/419, 344/420, 345/421, 346/423, 347/424, 348/425, 349/426, 350/427, 351/428, 352/429, 353/430.
Кроме несоответствия информации, указанной в листах осмотра, дефектных ведомостях, локальных сметных расчетов, по объектам Nв„– 81/128 и 91/139 предоставлен один лист осмотра на два указанных объекта. По объектам Nв„– 90/138, 98/146, 99/147, 100/148, 101/149, 102/150, 103/151, 104/152, 105/153, 106/154, 107/155, 108/156, 110/159 дата дефектной ведомости и локального сметного расчета ранее даты листа осмотра.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона в„– 35-ФЗ к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Приказом Минэнерго России от 25.10.2017 в„– 1013 утверждены Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики.
Указанные Правила устанавливают требования к организации технического обслуживания, планирования, подготовки, производства ремонта и приемки из ремонта (далее - ТОиР) объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций), входящих в электроэнергетические системы, а также требования по контролю за организацией ремонтной деятельности указанных объектов субъектами электроэнергетики.
Согласно п. 4 Правил организация ТОиР должна осуществляться субъектами электроэнергетики в отношении объектов электроэнергетики, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с локальными нормативными актами субъектов электроэнергетики (далее - ЛНА).
Согласно п. 10 Правил типовой перечень и объем ремонтных работ по конкретным типам (видам) оборудования объекта электроэнергетики по текущему, среднему и капитальному ремонту, бороскопической, средней и капитальной инспекции, инспекции тракта горячих газов должны утверждаться субъектом электроэнергетики самостоятельно и формироваться с учетом требований изготовителей оборудования, ремонтной документации, указанной в пункте 17 настоящих Правил, а также результатов анализа предыдущего ремонта и эксплуатации.
В силу п. 387, 388 Правил периодичность работ по ремонту ЛЭП и оборудования ПС должна устанавливаться субъектами электроэнергетики на основании требований нормативной и технической документации, инструкций изготовителей оборудования с учетом технического состояния, определяемого по результатам обходов, осмотров и испытаний, проводимых в соответствии с ЛНА субъекта электроэнергетики, а также климатических и метеорологических условий эксплуатации ЛЭП и оборудования ПС.
Планирование ремонта ЛЭП и оборудования ПС должно включать в себя разработку: а) перспективных планов ремонта, разрабатываемых на 5 лет; б) годовых и месячных графиков ремонта и технического обслуживания.
Пунктом 408 Правил регламентируются особенности организации технического обслуживания и ремонта ВЛ, ТП, секционирующих пунктов (далее - СП) и распределительных пунктов (далее - РП) электрических сетей напряжением 0,38 - 20 кВ (далее - ВЛ и оборудование ПС 0,38 - 20 кВ).
Неисправности и дефекты, обнаруженные при проведении осмотров ВЛ и оборудования ПС 0,38 - 20 кВ, включая и выявленные предыдущими осмотрами, но не устраненные, записываются лицом, производящим осмотр, в листок осмотра.
Отмеченные в листке осмотра неисправности должны вноситься в журнал дефектов. Рекомендуемый образец журнала дефектов, в который следует вносить неисправности ВЛ и оборудования ПС 0,38 - 20 кВ, приведен в приложении в„– 77 к настоящим Правилам.
Аналогичные положения предусмотрены в разделе 5 Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей. СО 34.04.181-2003, утвержденных ОАО РАО "ЕЭС России" 25.12.2003.
Таким образом, первичным документом, подтверждающим необходимость проведения ремонта соответствующего объекта электросетевого хозяйства в организации, осуществляющей регулируемую деятельность в электроэнергетике, в котором указываются выявленные неисправности, является лист осмотра. На основании данного документа регулируемой организацией формируются планы и графики ремонтов, составляются дефектные ведомости, а также локальные сметные расчеты.
На основании изложенного следует, что данные, указанные в дефектной ведомости, локальном сметном расчете, не могут отличаться от данных, указанных в листе осмотра, в связи с чем, необоснованным является довод административного истца о том, что наличие противоречий в представленных документах не может являться основанием для исключения документов из расчетов и признании их необоснованными.
Из исследованных тарифным органом и судом документов в отношении объектов, не включенных в расходы по статье затрат "Ремонт основного оборудования", следует, что основанием отказа явились обоснованные причины. Документы оформлены с нарушением требований п. п. 387, 388, 408 Правил в„– 1013, п. п. 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4, 5.6.3, 5.6.5 Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей. СО 34.04.181-2003, утвержденных ОАО РАО "ЕЭС России" 25.12.2003, п. 4.2.3 Типовой инструкции, в частности отсутствуют листы осмотра, в листах осмотра отсутствует количество и описание выявленных дефектов, либо отсутствует какая-либо информация. Также в отдельных случаях информация, указанная в дефектных ведомостях и локальных сметах о количестве объектов электросетевого хозяйства, подлежащих ремонту, либо о видах и количестве ремонтных мероприятий в отношении соответствующих объектов, не соответствует информации, указанной в листах осмотра, на основании которых составлены данные документы, либо дата составления дефектной ведомости и локального сметного расчета ранее даты проведенного осмотра, что также противоречит требованиям вышеуказанных положений.
При этом суд учитывает, объекты Nв„– 1/12 и 2/14, по которым в таблице указано, что отсутствуют листы осмотра и дефектные ведомости, при этом дефектные ведомости имеются в материалах дела, не включены в состав тарифов по причине отсутствия листов осмотра. Указание в заключении на отсутствие дефектных ведомостей не влияет на окончательный результат.
По объектам Nв„– 3/50 и 70/117, по которым указано, что произведено восстановление нарушенного асфальтобетонного покрытия дорог после проведения внеплановых ремонтных работ на кабельных линиях, отказано во включении, ввиду отсутствия листов осмотра, при этом в судебном заседании установлено, что данный вид работ не является плановым. Данный вид работ относился к аварийным работам (восстановление покрытия после ликвидации последствий аварии кабельных линий). Такой вид работ подлежит возмещению по другой статье затрат, а не по статье затрат "Ремонт основного оборудования" для включения в тариф на долгосрочный период.
Довод административного истца о том, что объекты, по которым был произведен ремонт кровли (объекты Nв„– с 25/72 по 69/116) должны быть включены в состав тарифа, несмотря на отсутствие листов осмотра, суд считает необоснованным, поскольку ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрено, что при производстве ремонта кровли лист осмотра не составляется. Пунктом 408 Правил в„– 1013 прямо предусмотрено, что неисправности и дефекты, обнаруженные при проведении осмотров, записываются лицом, производящим осмотр, в листок осмотра.
Также суд учитывает, что тарифным органом обоснованно исключены расходы по объектам, в которых дата дефектной ведомости и локального сметного расчета ранее даты листа осмотра, поскольку изначально происходит осмотр объекта, фиксация данных осмотра в листе осмотра, затем в дефектной ведомости, на основании чего уже составляется локальный сметный расчет. Законодательство не предусматривает производство данной процедуры в обратном порядке.
Кроме того, суд принимает во внимание, что объекты, по которым предоставлен в одном документе лист осмотра и дефектная ведомость, были рассмотрены тарифным органом - объекты Nв„– 112/163, 114/166, 166/222, 196/252, 217/273, 218/274, 219/275, 220/276, 221/277, 222/278, 223/279, 224/280, 258/314, 259/315, 260/316, 261/317, 262/318, 263/319, 269/325, 270/326, 272/328, 325/389, однако эти объекты были исключены по причине несоответствия информации, указанной в листе осмотра и информации, указанной в дефектной ведомости, а не из-за отсутствия листа осмотра.
Доводы административного истца со ссылками на ГрК РФ, законодательство о бухгалтерском учете, раскрывающие понятие дефектной ведомости, что дефектная ведомость - это тоже самое, что лист осмотра, что дефектная ведомость является документом, на основании которого Службой по тарифам Иркутской области должны были быть приняты и включены заявленные ОГУЭП "Облкоммунэнерго" суммы в расходы по статье затрат "Ремонт основного оборудования", несмотря на отсутствие листов осмотров, являются необоснованными, поскольку пунктом 408 Правил в„– 1013 прямо предусмотрено, что неисправности и дефекты, обнаруженные при проведении осмотров ВЛ и оборудования ПС 0,38 - 20 кВ, включая и выявленные предыдущими осмотрами, но не устраненные, записываются лицом, производящим осмотр, в листок осмотра. В соответствии с нормами действующего законодательства понятия "листок осмотра" и "дефектная ведомость" не являются тождественными. При этом суд учитывает, что действующим законодательством не запрещено, что лист осмотра и дефектная ведомость могут быть в одном документе, но только в данном документе должны быть отражены все необходимые данные как для листа осмотра (какие объекты были осмотрены, какие и сколько дефектов выявлено и т.д.), так и для дефектной ведомости (расчет затрат и т.д.).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что расходы на объекты, на которые не представлены листы осмотра либо информация, указанная в листах осмотра и информация, указанная в дефектных ведомостях и локальных сметных расчетах не совпадают, является экономически необоснованными и оснований для включения их в состав регулируемых тарифов не имеется.
В силу п. 77 Основ ценообразования орган регулирования обязан принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющей регулируемую деятельность. В противном случае действия регулятора повлекут возложение на потребителя соответствующих услуг экономически необоснованных расходов, что нарушает общий принцип организации экономических отношений и основу государственной политики в сфере электроэнергетики - соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (п. 1 ст. 6 Федерального закона в„– 35-ФЗ).
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что Служба по тарифам Иркутской области, проанализировав в полном объеме представленные ОГУЭП "Облкоммунэнерго" документы в обоснование расходов по статье затрат "Ремонт основного оборудования" на 2020 год, обоснованно исключила их в заявленном размере, поскольку ОГУЭП "Облкоммунэнерго" не подтвердило экономическую обоснованность таких расходов на сумму 1 084 139 800 руб.
Довод административного истца, что в соответствии с п. 19 Правил в„– 1178 Служба по тарифам Иркутской области была обязана запросить у ОГУЭП "Облкоммунэнерго" как недостающие обосновывающие материалы по статье затрат "Ремонт основного оборудования" по отдельным объектам электросетевого хозяйства, так и затребовать замены некорректно оформленных документов, либо самостоятельно принять меры по устранению недостатков и противоречий в представленных документах, суд считает необоснованным, поскольку положения данного пункта предусматривают, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса. Вместе с тем, оспариваемый нормативный правовой акт принят во исполнение решения суда, которым на Службу по тарифам Иркутской области возложена обязанность принять соответствующие заменяющие нормативные правовые акты, при этом произвести анализ экономической обоснованности расходов, уже заявленных в 2019 году ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по оспариваемой статье затрат в соответствии с требованиями законодательства о тарифном регулировании. Учитывая, что принятие оспариваемого нормативного правового акта было осуществлено тарифным органом во исполнение решения суда, а не в рамках нового тарифного регулирования, оснований для запроса дополнительных обосновывающих документов, иных материалов, в соответствии с требованиями п. 19 Правил регулирования, у Службы по тарифам Иркутской области, не было. Кроме того, в решении Иркутского областного суда от 25.01.2022, во исполнение которого принят оспариваемый акт, указано, что представленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обосновывающих материалов для установления тарифов достаточно, тарифному органу необходимо проанализировать в полном объеме представленные материалы. Более того, суд учитывает, что в 2019 году Службой по тарифам Иркутской области было реализовано данное полномочие - у ОГУЭП "Облкоммунэнерго" были запрошены листы осмотра к дефектным ведомостям (запрос от 05.11.2019).
Также суд учитывает, что исходя из положений актов, регулирующих порядок установления тарифов в электроэнергетике (п.п. 7, 16 - 18 Основ ценообразования в„– 1178, п. п. 12, 17 Правил регулирования) предоставление определенного комплекта документов с их обоснованием является обязанностью сетевой организации, орган тарифного регулирования на основании представленных материалов определяет экономическую обоснованность тех или иных затрат, а не имея возможности проверить экономическую обоснованность в случае непредставления таких документов, либо представления документов, оформленных с нарушением требований законодательства, учитывая, что обязанность представления соответствующего комплекта документов является обязанность регулируемой организации, не подтвержденные документально затраты орган тарифного регулирования должен исключить из расчета тарифа.
Довод административного истца, что Служба по тарифам Иркутской области при принятии оспариваемого приказа должна была самостоятельно осуществить расчеты сметных стоимостей подтвержденных ремонтных работ, а не исключать полностью их из расходов (так, например, в листке осмотра указано 5 опор под замену, а в дефектной ведомости и локально-сметном расчете - 25 опор под замену, Служба, по мнение административного истца, должна высчитать расходы на замену 5 опор, а не отказывать в полном объеме), суд также считает необоснованным, поскольку локальные сметы, в которых расчет стоимости материалов и работ произведен на количество объектов, не соответствующее указанному количеству в листе осмотра, итоговые величины по таким сметам, включающие в себя средства на оплату труда, трудоемкость, работу механизмов, непредвиденные затраты и т.д., рассчитываемые в соответствии с объемами работ, указанными локальной смете, не позволяют Службе по тарифам Иркутской области скорректировать количество объектов, подлежащих ремонту исходя из листа осмотра без конечного расчета всех величин в совокупности. Служба по тарифам Иркутской области не имеет возможности осуществить самостоятельно расчет сметной стоимости, поскольку стоимость ремонта разных объектов на разных территориях может существенно отличаться, на стоимость также влияет множество факторов. Указанное подтверждает сам административный истец в дополнительных пояснениях, указывая, что очень сложно оформить одинаковые сметы на установку опор, поскольку на один объект могут быть установлены опоры, закупленные по результатам разных конкурсов и в разное время, кроме того, стоимость установки опор различна в связи с наличием разного "транспортного плеча от склада до места установки опоры, в том числе с учетом затрат на ГСМ различных видов и марок автотранспорта, а также в зависимости от технических условий. Кроме того, суд учитывает, что административный истец не лишен возможности в дальнейшем обратиться в Службу по тарифам Иркутской области за возмещением расходов, понесенных в результате производства ремонта основного оборудования, при предоставлении обосновывающих и подтверждающих такие расходы документов.
Доводы административного истца, что Службой по тарифам Иркутской области не проанализированы в полном объеме представленные ОГУЭП "Облкоммунэнерго" документы в обоснование затрат по каждому объекту, что в экспертном заключении не имеется анализа документов, также являются необоснованными и опровергаются материалами дела. При принятии оспариваемого приказа Службой проведен сплошной анализ всех представленных обосновывающих материалов, заявленных административным истцом расходов по статье "Ремонт основного оборудования".
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд, установив, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения" соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 176, 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ОГУЭП "Облкоммунэнерго" к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим со дня принятия (21.06.2022) Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 21.06.2022 в„– 79-89-спр "Об исполнении судебного решения", а именно:
- подпункт 1 пункта 1 в части признания экономически обоснованным в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1 459 888,20 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 приложения 1 к приказу службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 450-спр "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" в части базового уровня подконтрольных расходов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год);
- подпункт 2 пункта 1 в части признания экономически обоснованной в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2020 год необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь в размере 2 537 299,90 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 приложения 2 к Приказу в„– 450-спр в части необходимой валовой выручки ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь на 2020 год);
- подпункт 3 пункта 1 в части признания экономически обоснованной необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в размере 2 537 299,90 тыс. руб. (заменяет положения пункта 2 таблицы 1 приложения 1 к приказу службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год" в части необходимой валовой выручки ОГУЭП "Облкоммунэнерго" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год);
- подпункт 4 пункта 1 в части признания экономически обоснованными индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (заменяет положения пункта 1 приказа службы по тарифам Иркутской области от 27.12.2019 в„– 449-спр "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год" и пункта 1 приложения к указанному приказу в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Иркутская электросетевая компания" и ОГУЭП "Облкоммунэнерго");
- подпункт 1 пункта 2 в части внесения в приказ в„– 450-спр следующих изменений: пункт 2 приложения 1 изложить в следующей редакции (указана редакция);
- подпункт 2 пункта 2 в части внесения в приказ в„– 450-спр следующих изменений: в пункте 2 приложения 2 цифры "2 534 241,4" заменить цифрами "2 537 299,90";
- пункт 3 в части определения неучтенными при установлении регулируемых тарифов расходы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по статье расходов "Ремонт основного оборудования" в следующих размерах: на 2020 года - 3 058,5 тыс. руб., на 2021 год - 3 137,1 тыс. руб., на 2022 год - 3 240,2 руб.;
- пункт 4 в части включения неучтенных расходов, указанных в пункте 3 настоящего приказа, в размере 9 435,8 тыс. руб. в необходимую валовую выручку ОГУЭП "Облкоммунэнерго" при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год";
возложении на Службу по тарифам Иркутской области обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта; обязании Службы по тарифам Иркутской области устранить нарушение законодательства Российской Федерации о ценообразовании в области электроэнергетики путем установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2020 год, по следующим статьям затрат: ремонт основного оборудования, рассчитанного на основании экономически обоснованной необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2020 год, в размере - 1 046 289,4 тыс. руб., а также в части установления для территориальной сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" экономически обоснованного размера индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, рассчитанного на основании экономически обоснованной необходимой валовой выручки, используемой при установлении стоимости услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Иркутской области на 2020 год, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2023 г.

Судья
И.В.ЛАРИЧЕВА


------------------------------------------------------------------