Решение Иркутского областного суда от 17.07.2023 <О признании частично недействующими приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 N 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" >



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2023 года

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания А.А.А., с участием административного истца Р.В.В., представителя административного Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Т.Е.В., действующей на основании доверенности от 25 апреля 2023 г. Номер изъят, представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Л.А.Д., действующего на основании доверенности от 9 января 2023 г. Номер изъят, представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" Ч.А.В., действующего на основании доверенности от 9 января 2023 г. Номер изъят, старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области К.О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-46/2023 по административному исковому заявлению Р.В.В. к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области, министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующим приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 г. в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции приказов от 28 декабря 2018 г. в„– 138-мпр, от 7 июня 2019 г. в„– 58-23-мпр), а также приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 г. в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 7 ноября 2019 г. в„– 58-48-мпр) в части,

установил:

в обоснование административных исковых требований административный истец Р.В.В. указал, что приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 в„– 139-мпр "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Приказ в„– 139-мпр) установлено, что с 01.01.2019 на территории Иркутской области оплата потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Как указано в п. 148(30) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (ред. от 28.04.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения в„– 2 к настоящим Правилам.
Одной из величин, используемых при расчете в соответствии с этой формулой цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, является норматив накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" на территории Иркутской области ранее были установлены нормативы накопления ТКО.
Данный приказ опубликован в общественно-политической газете "Областная", в„– 28 от 17.03.2017 (действовал в редакции Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр).
Также на территории Иркутской области действует Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр), которым в настоящее время установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Данный приказ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 01.07.2019, а также в общественно-политической газете "Областная", в„– 83 от 26.07.2019.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят (УИД Номер изъят) установлено, что нормативы потребления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), указанные, в том числе, в оспариваемом приказе нельзя признать достоверными по причине их произвольного расчета без проведения надлежащих замеров в соответствии с требованиями закона.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 прекращено производство по административному делу Номер изъят (УИД Номер изъят), в том числе в части административных исковых требований административных истцов по этому административному делу о признании норматива накопления ТКО недействующим в части категории "Многоквартирные дома на территории г. Иркутска", так как они не доказали наличие по этим исковым требованиям законного интереса, поскольку никто из них на момент рассмотрения этого административного дела в г. Иркутске не проживал.
Административный истец считает, что при этом в указанном выше решении Верховного Суда Республики Бурятия в отношении указанной категории "Многоквартирные жилые дома на территории г. Иркутска", обозначенной в п. 1.1, п. 1.3 таблиц приложений к Приказам, установленные нормативы также являются незаконными по тем же основаниям, по которым приведенные выше требования истцов были удовлетворены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов), в соответствии с п. 2 которого, в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 в„– 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации в„– 524/пр).
Из положений п. 7 Правил определения нормативов, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 установлено, что Правила определения нормативов в ходе проведения замеров в г. Иркутске, Усть-Илимск не применялись, что нарушает права и законные интересы потребителей - собственников жилых помещений в многоквартирных домах г. Иркутска, в том числе жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес изъят> на оплату коммунальных услуг в обоснованных размерах.
Административный истец считает, что нормативы накопления ТКО для многоквартирных домов на территории г. Иркутска (соответствующие таблицы приложений к Приказам) являются незаконными, поскольку не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269, п. 7 Правил определения нормативов.
Определением Иркутского областного суда 17.07.2023 прекращено производство по делу в части административных исковых требований Р.В.В. о признании недействующими с момента принятия подпункта 1.1 "Многоквартирные дома" пункта 1 "Домовладения" Таблицы 1 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска" приложения к Приказу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (действовавшего в редакции приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр), а также о признании недействующим со дня принятия подпункта 1.1. "Многоквартирные жилые дома" пункта 1 "Домовладения" Таблицы 1 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска" приложения к Приказу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (действующего в редакции приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр).
С учетом уточнения административных исковых требований и указанного выше определения Иркутского областного суда от 17.07.2023 административный истец Р.В.В. просит признать недействующим с момента принятия приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции приказов от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр) в следующей части: подпункт 1.3 "Многоквартирные дома" пункта 1 "Домовладения" Таблицы 1 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска"; признать недействующим с момента принятия приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр) в следующей части: подпункт 1.3 "Многоквартирные дома" пункта 1 "Домовладения" Таблицы 1 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска".
В судебном заседании административный истец Р.В.В. уточненные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Т.Е.В., административные исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений на административное исковое заявление, в удовлетворении административного иска просила отказать.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Л.А.Д. в судебном заседании административные исковые требования не признал, поддержал доводы письменных возражений на административное исковое заявление, в удовлетворении административного иска просил отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО "РТ-НЭО Иркутск" Ч.А.В. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором в удовлетворении административных исковых требований просило отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Иркутской области.
Заинтересованное лицо администрация г. Иркутска, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление.
Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, заключение прокурора К.О.А., полагавшей возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, учитывая, что сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте Иркутского областного суда, а также имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о месте и времени настоящего судебного заседания, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, материалы административного дела Номер изъят Верховного Суда Республики Бурятия, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в рассмотрении административного дела, заключение прокурора К.О.А., полагавшей, что административные исковые требования следует удовлетворить, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Р.В.В. по приведенным ниже основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 КАС РФ в полном объеме.
Судом установлено, что в соответствии с п. 148(30) Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 в„– 505, расчеты собственниками твердых коммунальных отходов производятся с применением норматива накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), действовавшего в редакции на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 ст. 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Оспариваемые административным истцом приказы приняты уполномоченным органом - Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (пп. 98 п. 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2014 в„– 590-пп, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых приказов) и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в газете "Областная".
По мнению административного истца, оспариваемые Приказы приняты органом регулирования с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами, без проведения замеров.
Как было указано выше административный истец оспаривает приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции приказов от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр) в части нормативов накопления ТКО на территории г. Иркутска, закрепленных подпунктом 1.3 "Многоквартирные дома" пункта 1 "Домовладения" Таблицы 1 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска", установленных из расчета на 1,0 кв. м. общей площади жилого помещения, в отношении которой утвержден норматив накопления ТКО в год в размере 0,085 куб. м., массой 0,021 тонны.
Также административный истец оспаривает приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр) в части нормативов накопления ТКО на территории г. Иркутска, закрепленных подпунктом 1.3 "Многоквартирные дома" пункта 1 "Домовладения" Таблицы 1 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска", установленных из расчета на 1,0 кв. м. общей площади жилого помещения, в отношении которой утвержден норматив накопления ТКО в год в размере 0,085 куб. м., массой 0,021 тонны.
Согласно примечаниям к указанным выше оспариваемым подпунктам 1.3 приказов установленные в них нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области применяются в случае принятия министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.
В соответствии с абз. 1 п. 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 в„– 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Приказами Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 в„– 139-мпр "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" и от 29.05.2019 в„– 58-22-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 декабря 2018 года в„– 139-мпр" установлено, что на территории Иркутской области оплата потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из общей площади жилого помещения, за исключением территорий муниципальных образований Иркутской области, указанных в перечне согласно приложению к приказу от 29.05.2019 в„– 58-22-мпр (г. Иркутск в данный перечень не включен).
Таким образом, оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданами - потребителями этих коммунальных услуг, проживающими в многоквартирных домах в г. Иркутске независимо от их этажности, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Административному истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение - 1-комнатная квартира, площадью 30,2 кв. м., расположенная на 5 этаже, в жилом доме по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается представленной суду копией Свидетельства о государственной регистрации права собственности от 02.04.2012 в„– <адрес изъят>, выданного Управлением Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а также представленной по запросу суда Выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.07.2023 Номер изъят.
Административный истец в подтверждение факта применения к нему оспариваемых нормативных правовых актов представил суду копии счетов на оплату вывоза ТКО, выставленных ему региональным оператором по обращению с ТКО на территории г. Иркутска ООО "РТ-НЭО Иркутск", за июнь 2020, октябрь 2021, июнь 2022.
Таким образом, административный истец, являясь собственником указанного выше жилого помещения, оплачивает расходы на вывоз ТБО, исходя из площади которого ему начисляются в г. Иркутске.
Административный истец является по настоящему административному делу участником спорных правоотношений (исходя из даты возникновения права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме), урегулированных оспариваемыми приказами, к нему оспариваемые нормы приказов применены, следовательно, Р.В.В. является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу.
В соответствии с п. 4 ст. 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
В соответствии с п. 2 указанного постановления Правительства в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 в„– 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации в„– 524/пр).
Согласно п. 3 ст. 24.10 Закона об отходах производства и потребления нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Как следует из положений пункта 7 Правил, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:
а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;
б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;
в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Пунктами 6, 7 Методических рекомендаций в„– 524/пр рекомендовано выбирать по 2 муниципальных образования, в которых:
а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;
б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;
в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется п. 9 - 12 Правил определения нормативов накопления ТКО.
Так, в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов должны быть использованы контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (п. 9 Правил определения нормативов накопления ТКО).
При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (п. 10 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Пунктом 11 Правил определения нормативов накопления ТКО предусмотрено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (п. 12 Правил определения нормативов накопления ТКО). Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (п. 13 Правил определения нормативов накопления ТКО). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (п. 14 Правил определения нормативов накопления ТКО.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в п. 19, 20 Правил определения нормативов накопления ТКО, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Пунктом 3 Методических рекомендаций в„– 524/пр органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендовано запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям в„– 3, 4, 5 к названным Методическим рекомендациям.
В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций в„– 524/пр для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых: преобладающей отраслью является сельское хозяйство; преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности; большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Согласно пункту 9 Методических рекомендаций в„– 524/пр замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
<адрес изъят> судом исследованы в судебном заседании материалы административного дела по Номер изъят (УИД Номер изъят) по административному исковому заявлению Ж.А.Н., ООО магазин "СИБИРЯЧКА", коллективному административному исковому заявлению ООО "Вертикаль", ООО "Сентябрь", ООО "Июль", ООО "Премиум-Алко", ООО "Лоза", ООО "Д и М", ООО "ЛЕКС", ООО "Лига", ООО "Торговая сеть "Успех", ООО "Лера", ООО "Фортуна +", ООО "АССОРТИ", ООО "МАГАЗИН "ЖАСМИН", ООО "Алиот", ООО "СЕВЕР", ИП Г.И.А., ИП А.А.С., ИП Б.О.В., ИП А.Ж.В., ИП Я.Р.А., ИП А.Г.Л., С.Е.М. к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о признании недействующими Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в ред. Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 09.06.2017 в„– 88-мпр, от 09.01.2018 в„– 1-мпр, от 24.05.2018 в„– 74-мпр, от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр), Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр).
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят (далее - Решение от 25.12.2020 Номер изъят) административные исковые требования административных истцов удовлетворены частично.
Суд признал не действующим с 10.07.2019 Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр) в следующей части:
- в таблице 1 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска":
подпункт 2.1 "научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения";
подпункт 3.3 "Торговля специализированными товарами";
Подпункт 4.4 "Гаражи, парковки закрытого типа";
- в Таблице 2 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарский городской округ Иркутской области":
подпункт 1.1 "Многоквартирные дома";
подпункт 1.3 "Многоквартирные дома";
подпункт 2.1 "Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения";
подпункт 3.1 "Торговля продовольственными товарами";
подпункт 3.2 "Торговля промышленными товарами";
подпункт 3.3 "Торговля специализированными товарами";
подпункт 3.4 "Складские помещения";
подпункт 8.1 "Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые";
подпункт 9.1 "Мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды";
- в Таблице 4 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области":
подпункт 1.2 "Индивидуальные жилые дома";
подпункт 1.4 "Индивидуальные жилые дома";
подпункт 3.1 "Торговля продовольственными товарами";
подпункт 3.2 "Торговля промышленными товарами";
подпункт 3.3 "Торговля специализированными товарами".
Суд признал не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в ред. Приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр) в следующей части:
- в Таблице 1 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска":
подпункт 2.1 "научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения";
подпункт 3.1 "торговля продовольственными товарами";
подпункт 3.2 "Торговля промышленными товарами";
подпункт 3.3 "Торговля специализированными товарами";
подпункт 4.4 "Гаражи, парковки закрытого типа";
- в Таблице 2 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарского городского округа Иркутской области":
подпункт 1.1 "Многоквартирные дома";
подпункт 1.3 "Многоквартирные дома";
подпункт 2.1 "Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения";
подпункт 3.1 "Торговля продовольственными товарами";
подпункт 3.2 "Торговля промышленными товарами";
подпункт 3.3 "Торговля специализированными товарами";
подпункт 3.4 "Складские помещения";
подпункт 8.1 "Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые";
подпункт 9.1 "Мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды";
- в Таблице 4 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области":
подпункт 1.2 "Индивидуальные жилые дома";
подпункт 1.4 "Индивидуальные жилые дома";
подпункт 3.1 "Торговля продовольственными товарами";
подпункт 3.2 "торговля промышленными товарами";
подпункт 3.3 "Торговля специализированными товарами".
На министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими в части нормы Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в ред. Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр), Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр).
Апелляционным Определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.05.2021 (УИД Номер изъят) Номер изъят решение Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят оставлено без изменения, а апелляционные жалобы министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, ООО "РТ-НЭО Иркутск" без удовлетворения.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2022 Номер изъят решение Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят, а также апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.05.2021 Номер изъят по этому административному делу оставлены без изменения, а кассационная жалоба ООО "РТ-НЭО Иркутск" без удовлетворения.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела решение Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят вступило в законную силу.
Судом установлено, что определением Верховного суда Республики Бурятия от 25.12.2020 производство по административному делу Номер изъят (далее - Определение от 25.12.2020 о прекращении производства по делу) прекращено в части следующих административных исковых требований указанных выше административных истцов о признании недействующим нормативных правовых актов:
- Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции Приказов министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 09.06.2017 в„– 88-мпр, от 09.01.2018 в„– 1-мпр, от 24.05.2018 в„– 74-мпр, от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр) в следующей части:
- Таблица 1 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска": подпункты 1.1 - 1.4, подпункты 3.1., 3.2, 3.4, подпункты 4.1, 4.2, 4.3, пункты 5, 6, подпункты 7.1, 7.2, 8.1, 9.1 - 9.5, 10.1, пункты 11, 12.
- в Таблице 2 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарский городской округ Иркутской области": подпункты 1.2, 1.4, подпункты 4.1 - 4.4, пункты 5, 6, подпункты 7.1, 7.2, подпункты 9.2 - 9.5, подпункт 10.1, пункты 11, 12.
- Таблица 3 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Братска Иркутской области".
- Таблица 4 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области": подпункты 1.1, 1.3, 2.1, 3.4, 4.1 - 4.4, пункты 5, 6, подпункты 7.1, 7.2, 8.1, 9-1 - 9.5, 10.1, пункты 11, 12.
Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр) в следующей части:
- Таблица 1 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска": подпункты 1.1 - 1.4, подпункты 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, пункты 5, 6, подпункты 7.1, 7.2, 8.1, 9.1 - 9.5, 10.1, подпункты 11, 12.
- в Таблице 2 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарского городского округа Иркутской области" подпункты 1.2, 1.4, 4.1 - 4.4, пункты 5, 6, подпункты 7.1, 7.2, 9.2, 9.3 - 9.5, 10.1, пункты 11, 12.
- Таблица 3 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Братска Иркутской области".
- Таблица 4 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области", подпункты 1.1, 1.3, 2.1, 3.4, 4.1 - 4.4, пункты 5, 6, подпункты 7.1, 7.2, 8.1, 9.1 - 9.5, 10.1, пункты 11, 12.
Из чего следует, что производство по указанному выше административному делу Определением от 25.12.2020 прекращено по делу в части административных исковых требований, в том числе, о признании недействующими в Приказе Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 09.06.2017 в„– 88-мпр, от 09.01.2018 в„– 1-мпр, от 24.05.2018 в„– 74-мпр, от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр) - подпунктов 1.1 - 1.4 Таблицы 1 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска", о признании недействующими подпунктов 1.1. - 1.4. Таблицы 1 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска" Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр). Прекращение производства по делу имело место по причине того, что в указанной части оспариваемые приказы прав административных истцов не нарушали, так как они, в частности, не проживали в многоквартирных домах в г. Иркутске.
Таким образом, оспариваемый административным истцом Р.В.В. подпункт 1.3. "Многоквартирные дома" пункта 1 Таблицы 1. "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска" приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции приказов от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр), а также подпункт 1.3. "Многоквартирные дома" пункта 1 Таблицы 1. "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска" приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр) не были предметом самостоятельной судебной проверки по разрешенному Верховным Судом Республики Бурятия административному делу Номер изъят, вместе с тем, из текста Решения Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят следует, что вопрос соответствия законодательству Российской Федерации произведенных замеров при установлении нормативов накопления ТКО, в том числе и по многоквартирным домам в г. Иркутске, был предметом проверки Верховного Суда Республики Бурятия, что нашло отражение в тексте его решения от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Исходя из чего, юридические факты (обстоятельства), проведения замеров и определения объемов ТКО, установленные Верховным Судом Республики Бурятия решением от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят в отношении административного ответчика Министерства жилищной политики, энергетики Иркутской области (ранее - Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области), а также ООО "РТ-НЭО Иркутск", послужившие основанием для признания оспариваемых приказов недействующими, в том числе и производимых замеров накопления ТКО в отношении многоквартирных домов в г. Иркутске, имеют для настоящего административного дела преюдициальное значение и не подлежат доказыванию вновь.
Кроме того, административный истец Р.В.В. относится к категории лиц - физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых производились замеры объема ТКО в г. Иркутске, которые признаны решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят выполненными с нарушением законодательства Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу.
Исходя из изложенного выше, доводы представителей административных ответчиков и заинтересованного лица ООО "РТ-НЭО Иркутск" об отсутствии преюдициальности для настоящего административного дела фактов, установленных Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят, судом не приняты как основанные на неправильном толковании норм КАС РФ применительно к административным делам данной категории.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 Номер изъят (лист настоящего дела в„– 64, оборот, т. 2) установлено, что из пояснений административного ответчика по этому административному делу (Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области) и представленных им в материалы дела документов, судом установлено, что исходными данными для определения нормативов, установленных приказом в„– 168-мпр от 08.12.2016 (в редакции приказа в„– 138-мпр от 28.12.2018), являлись сведения о замерах, представленных:
- администрацией г. Иркутска в рамках разработки Генеральной схемы очистки территории города Иркутска, утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от 30.04.2014 Номер изъят;
- Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (письмо от 14.12.2017 в„– 01-21/4252), по результатам замеров, проведенных ОАО "Центр благоустройства и обращения с отходами" в рамках разработки "Генеральной схемы санитарной очистки территории МО г. Усть-Илимск в 2011 году" (лист настоящего дела в„– 65, т. 2)
- администрацией Ангарского городского округа, полученных в результате замеров, проведенных управляющими организациями и администрацией по категориям "домовладения" и "предприятия торговли" (продовольственные магазины и магазины промышленных товаров) (лист настоящего дела в„– 65, т. 2).
Верховным Судом Республики Бурятия в решении от 25.12.2020 Номер изъят установлено, что Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269 в ходе проведения замеров в г. Иркутске, Усть-Илимске, не применялись.
Также Верховным Судом Республики Бурятия в решении от 25.12.2020 Номер изъят установлено, что из пояснений административного ответчика следует, что Приказ в„– 58-23-мпр от 07.06.2019 принят на основании сведений о замерах, представленных ООО "РТ-НЭО Иркутск", являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании Соглашения в„– 318 от 28.04.2018, заключенного с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Приказом Министерства в„– 58-28-мпр от 28.06.2019 значения нормативов накопления ТКО были воспроизведены в том же размере и на основании тех же исходных данных.
Из пояснений ООО "РТ-НЭО Иркутск" следует, что замеры и подготовка отчетов по результатам замеров с расчетом нормативов накопления ТКО осуществлялись ООО "МБКР" на основании заключенного им с ООО "РТ-НЭО Иркутск" договора от 01.05.2018, результаты указанной работы (отчеты, ведомости первичных замеров, паспорта объектов) были направлены в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в соответствии с п. 2.2.34 соглашения в„– 318 от 28.04.2018 (действующего в редакции дополнительного соглашения в„– 1 от 25.09.2018), предусматривающего право регионального оператора направлять Министерству информацию для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Верховным Судом Республики Бурятия в решении от 25.12.2020 Номер изъят установлено, что из содержания раздела 1 представленных отчетов (посезонных и итоговых в отношении объектов общественного назначения и домовладений - т. 10, л.д. 118, т. 11, административного дела Номер изъят, разрешенного Верховным Судом Республики Бурятия") следует, что процедура сбора данных и расчеты производились исполнителем в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 269 от 04.04.2016, и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденными приказом Минстроя России от 28.07.2016 в„– 524/пр.
Между тем, исследовав представленные административным ответчиком документы, в том числе паспорта объектов, ведомости первичных замеров, сводные ведомости, отчеты о проведении инструментальных замеров (посезонные и итоговые), Верховный Суд Республики Бурятия пришел к выводу, что процедура установления нормативов накопления ТКО не была соблюдена.
Верховным Судом Республики Бурятия установлено, что из содержания оспариваемых приказов видно, что при установлении нормативов накопления ТКО в Иркутской области были применены параметры дифференциации по территориальному признаку (нормативы установлены в таблицах 1 - 4 отдельно для г. Иркутска, г. Ангарска, г. Братска и иных территорий муниципальных районов Иркутской области) и по категориям объектов образования отходов (домовладения и различные объекты общественного назначения).
Между тем, нормативы накопления ТКО по объектам общественного назначения установлены на едином уровне для всех территорий Иркутской области, а по домовладениям - в едином размере для г. Иркутска, г. Ангарска (таблицы 1, 2), а для иных муниципальных образованиях Иркутской области - в меньшем размере (таблица 4). При этом, как следует из отчетов, расчет нормативов для выделенных территорий и категорий объектов производился совокупно по всем произведенным замерам в выбранных муниципальных образованиях Иркутской области (г. Иркутск, г. Ангарск, г. Усолье-Сибирское, г. Байкальск, р.п. Листвянка, р.п. Тельма).
Верховный Суд Республики Бурятия пришел к выводу о том, что, выделив в качестве одного из параметров дифференциации территориальный признак, орган регулирования не обеспечил репрезентативность выборки населенных пунктов на каждой территории, соответствующих требованиям п. 7 Правил определения нормативов и п. 6 Методических рекомендаций в„– 524/пр, с максимальным представлением всех категорий объектов, по которым осуществляется мониторинг накопления ТКО, а также раздельный расчет нормативов соответствующих категорий для каждой выбранной территории. Значения нормативов накопления ТКО для г. Иркутска, г. Ангарска установлены согласно Таблицам 1, 2 к приказам в„– 58-23-мпр, в„– 58-28-мпр на едином уровне для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов и составляют 2,1 куб. м и 0,525 т на одного проживающего и 0,085 куб. м и 0,021 куб. м на 1 кв. м жилой площади в год.
В иных муниципальных образованиях Иркутской области в соответствии с Таблицей 4 к приказам в„– 58-23-мпр и в„– 58-28-мпр нормативы накопления ТКО для многоквартирных домов и индивидуальных жилым домов также равны и составляют 1,56 куб. м и 0,392 т на одного проживающего и 0,063 куб. м и 0,016 куб. м на 1 кв. м жилой площади в год.
Из отчетов о проведении инструментальных замеров (сезонных и итоговых) следует, что для домовладений исполнителем при определении нормативов для г. Иркутска и Ангарска были использованы обобщенные данные замеров в многоквартирных домах и в частных домовладениях данных населенных пунктов, а для прочих муниципальных образований Иркутской области - информация о количестве ТКО, полученная в домовладениях (многоквартирных домах и частных домовладениях) г. Байкальск, г. Усолье-Сибирское, р.п. Листвянка, р.п. Тельма.
Пунктом 5 Методических рекомендаций рекомендовано перед проведением замеров составлять на выбранные объекты, на которых образуются отходы, паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к настоящим методическим рекомендациям (п. 10), предусматривающая необходимость указания количества проживающих в домовладении человек и общей площади жилых помещений, подписей лиц, ответственных за внесение сведений.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к настоящим методическим рекомендациям (п. 13 Методических рекомендаций).
Верховный Суд Республики Бурятия пришел к выводу о том, что ни один из паспортов домовладений (индивидуальных и многоквартирных домов во всех населенных пунктах проведения замеров) не содержат информацию о жилой площади многоквартирных домов (указаны сведения об общей площади), о количестве проживающих, а также подписи лиц, ответственных за составление указанных первичных документов.
При этом в результате анализа отчетов о проведении инструментальных замеров по данной категории объектов судом установлены несоответствия между таблицей 2 сезонных отчетов (реестр места сбора и накопления отходов, на территории которых проводились натурные замеры) и сводными сезонными ведомостями (приложение 1 к отчетам) по количеству проживающих и площади жилых помещений, положенных в основу расчетов.
На площадках в <адрес изъят>: <адрес изъят>, количество проживающих в таблице 2 - 978, в сводных сезонных ведомостях - 523; <адрес изъят> количество проживающих в таблице 2 - 1200, в сезонных ведомостях - 861, М., 7/2 - в таблице 2 количество проживающих - 1074, в ведомостях - 826; Новаторов, 29 - 1261 (таблица 2) против 961 проживающего в сводных ведомостях.
Аналогичные несоответствия имеются и на других площадках сбора отходов во всех населенных пунктах, в которых проводились замеры.
Поскольку норматив накопления ТКО был установлен на основании обобщенных данных для всех домовладений г. Иркутска и г. Ангарска (2,1 куб. м и 0,525 т на одного проживающего и 0,085 куб. м и 0,021 куб. м на 1 кв. м жилой площади) и для иных населенных пунктов Иркутской области (1,56 куб. м и 0,392 т на одного проживающего и 0,063 куб. м и 0,016 куб. м на 1 кв. м жилой площади), недостоверность сведений хотя бы по одному или нескольким объектам, безусловно, повлияла на конечные результаты расчета нормативов.
В своем решении Верховный Суд Республики Бурятия указал, что представленные суду ответчиком и заинтересованным лицом ООО "РТ-НЭО Иркутск" сведения о количестве проживающих и о жилой площади домовладений (ответ ООО "Иркутская процессинговая компания" от 25.02.2019, ответ Фонда капитального ремонта МКД Иркутской области от 02.10.2020) суд не может принять во внимание, поскольку информация ООО "Иркутская процессинговая компания" была положена в основу сведений, изложенных в таблице 2 отчетов "Реестры сбора и накопления отходов", которые, как установлено судом ранее, не совпадают со сведениями о количестве проживающих и площади домовладений, использованных при расчете нормативов в сезонных и годовых ведомостях по данной категории. Информация Фонда капитального ремонта о жилой площади, в свою очередь, не подтверждена документально, не содержит сведений о жилой площади всех домовладений, на площадках для сбора ТКО которых проводились замеры, отражает информацию о площади помещений на момент рассмотрения дела, а не утверждения нормативов; информация ФГИС ЕГРН не заверена в установленном порядке, по ряду объектов указаны лишь кадастровые номера, что не позволяет определить, к какому объекту она относится, информация о жилой площади домовладений в целом в выписках не приведена.
В своем решении Верховный Суд Республики Бурятия установил, что административным ответчиком не были предоставлены сведения о проверке на стадии принятия оспариваемых нормативно-правовых актов информации о жилой площади домовладений и количестве проживающих в них лиц, использованной при расчете нормативов, в связи с чем при наличии подобных расхождений представленные расчеты нормативов по категории "домовладения" нельзя признать достоверными.
Как следует из оспариваемых приказов, отчетов о проведении инструментальных замеров, нормативы накопления ТКО для объектов общественного назначения соответствующих категорий (в проверяемой судом части - с учетом прекращения производства по делу в части) установлены на едином уровне для г. Иркутска, г. Ангарска, иных населенных пунктов Иркутской области (таблицы 1, 2, 4) на основании обобщенных данных и замеров, проводившихся на ряде объектов в г. Иркутск, г. Ангарск, г. Усолье-Сибирское, г. Байкальск, р.п. Листвянка, р.п. Тельма.
При этом паспорта всех объектов общественного назначения, ведомости первичных записей, составленные в соответствии с п. 5 Методических рекомендаций (приложения в„– 2, 3), во всех населенных пунктах проведения замеров в соответствующей графе не содержат наименования объектов общественного назначения (имеется информация о собственниках объектов - индивидуальных предпринимателях и юридических лицах), а также подписи лиц, составивших паспорта.
При этом информация об отнесении объектов замеров к соответствующей категории, указанная в таблицах 2 отчетов и сводных сезонных и годовых ведомостях замеров накопления ТКО, какими-либо объективными данными не подтверждена, по каким критериям соответствующие объекты были отнесены к определенным категориям, установить невозможно, соответствующие доказательства суду административным ответчиком не представлены.
В своем решении Верховный Суд Республики Бурятия указал, что первичная документация результатов замеров, использованная для заполнения сводных ведомостей, не содержит данных, необходимых для расчета нормативов, что противоречит Правилам определения нормативов и Методическим рекомендациям, ставит под сомнение достоверность проведенных расчетов определения нормативов, их экономическую обоснованность.
Данные обстоятельства также были установлены Иркутским областным судом при рассмотрении настоящего административного дела при исследовании материалов административного дела Номер изъят Верховного Суда Республики Бурятия.
Ссылка административного ответчика на диспозитивность положений Методических рекомендаций в„– 524/пр, которыми установлены примерные формы паспортов, сводных сезонных и годовых ведомостей накопления, обоснованно не принята Верховным Судом Республики Бурятия во внимание, так она не имеет правового значения для дела, поскольку рекомендации приняты в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269 в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении замеров как это следует из отчетов, исполнитель при проведении замеров руководствовался данными рекомендациями, применяя формы документов, утвержденные ими, и не представил суду иных доказательств, подтверждающих правильность выбора объектов замеров.
Верховный Суд Республики Бурятия в решении также указал о том, что выводы суда подтверждаются также заключением судебной экспертизы от 18.11.2020, проведенной Публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" (далее - ППК "РЭО", выполненного экспертами М.А.В., П.С.И., имеющими необходимую квалификацию, стаж работы в сфере экспертизы ценообразования в области отходов производства, являющимися ведущими сотрудниками ППК "РЭО", созданной Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2019 в„– 8 в соответствии с п. 2 ст. 24.14 Закона об отходах производства и потребления, в том числе в целях проведения экспертизы при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оснований для сомнений в выводах, изложенных в заключении, суд не усмотрел, кроме того свои выводы эксперты подтвердили, будучи допрошенными в судебном заседании (с использованием системы видео-конференц-связи с Московским городским судом).
Заключением экспертизы (п.п. 1.2, 2.3.) установлено, что значения результатов замеров в ведомостях и расчетах указаны по 7 дням подряд 4 сезонов в единицах измерения массы и объема. Однако при проверке данных по замерам массы и объема ТКО, а именно вычислении плотности ТКО путем деления массы на объем, плотность во все дни проведения замеров по каждому месту сбора и накопления ТКО и каждому объекту во все сезоны проведения замеров у каждого обследуемого объекта составляет 250 кг/куб. м.
Согласно отчетам о проведении инструментальных замеров для определения нормативов накопления ТКО при проведении замеров значение плотности определялось расчетным путем и усреднялось ввиду транспортирования отходов в одном мусоровозе и необходимости выявления единого коэффициента пересчета тонн в куб. м. Вместе с тем в представленных на экспертизу материалах соответствующие расчеты отсутствуют. Не были они представлены и суду.
Как указано в Заключении экспертизы, учитывая неоднородность состава ТКО в зависимости от категорий образователей отходов, а также изменение физических свойств ТКО в зависимости от сезона (к примеру, влажность), определение единого значения плотности ТКО для каждого объекта каждой категории во все сезоны проведения замеров может свидетельствовать о том, что данные по массе были получены не путем проведения измерений, а как произведение количественных показателей объема и расчетного значения плотности.
Дополнительно эксперты обратили внимание на то, что результаты измерений массы и объема ТКО, зафиксированные в Ведомостях для первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, демонстрируют практически идентичную динамику накопления ТКО по дням недели. Учитывая неоднородность состава ТКО и неравномерность накопления ТКО в зависимости от дней недели (помимо выходных дней для организаций с пятидневным режимом работы), фиксация идентичной динамики накопления ТКО в отсутствие документов, подтверждающих проведение замеров ежедневно на протяжении 7 дней, может свидетельствовать о том, что требование пункта 11 Правил было не соблюдено.
С учетом изложенного Верховный Суд Республики Бурятия пришел к выводу о том, что поскольку в соответствии с п.п. 7, 12, 13 Правил определения нормативов в целях их определения проводятся замеры массы и объема отходов, внесение сведений о данных показателях в соответствующие ведомости для первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах расчетным путем (умножения количественных показателей объема на расчетную плотность 250 кг/куб. м.) не соответствует изложенным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 13 Правил определения нормативов норматив накопления ТКО определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Верховным Судом Республики Бурятия, а также Иркутским областным судом при исследовании материалов административного дела Номер изъят, в результате сравнительного анализа оспариваемых приказов и отчетов установлено, что размер нормативов рассматриваемых категорий, установленный приказами министерства в„– 58-23-мпр от 07.06.2019 и в„– 58-28-мпр от 28.06.2019, не соответствует расчету годового значения нормативов накопления ТКО в сводных ведомостях (таблица 7 Отчета проведения инструментальных замеров для определения нормативов накопления ТКО для домовладений и таблица 8 Отчета проведения инструментальных замеров для определения нормативов накопления ТКО для объектов общественного назначения).
Так, несоответствие значений нормативов в количественных показателях единиц измерения массы (кг/год) по категории "Домовладения", установленных в приказах в„– 58-23-мпр от 07.06.2019 и в„– 58-28-мпр от 28.06.2019, выявлено:
- в сводной ведомости для многоквартирных домов на одного проживающего - 522,6805 кг/год, для индивидуальных домов - 533,9407 кг/год (г. Иркутск, г. Ангарск); для иных муниципальных образований в ведомости для многоквартирных домов - 390,6983 кг/год, индивидуальных домов - 389,4942 кг/год, в то время как в приказах норматив установлен в размере 0,525 т/год и 0,392 т/год соответственно;
- в сводной ведомости для многоквартирных домов на 1 кв. м площади жилого помещения - 21,3160 кг/год, для индивидуальных домов - 21,2440 кг/год (г. Иркутск, г. Ангарск); для иных муниципальных образований в ведомости для многоквартирных домов - 15,7488 кг/год, индивидуальных домов - 15,7452 кг/год, в то время как в приказах норматив установлен в размере 0,021 т/год (г. Иркутск, г. Ангарск), 0,016 т/год (прочие).
Верховный Суд Республики Бурятия в решении от 25.12.2020 Номер изъят по административному делу Номер изъят указал на непредставление суду надлежащих доказательств соблюдения порядка принятия оспариваемых нормативно-правовых актов, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269.
Из Правил определения нормативов не следует возможность произвольного сбора информации в отношении твердых коммунальных отходов вне установленной процедуры. Полученные таким образом исходные данные не могут быть признаны достоверными.
Принимая во внимание, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов были установлены Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на основании недостоверных исходных данных об объектах образования отходов, о проведенных замерах, и выполненных на их основании расчетов, суд приходит к выводу о неподтвержденности административным ответчиком экономической обоснованности оспариваемых значений нормативов, их несоответствии Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269.
Верховный Суд Республики Бурятия в решении от 25.12.2020 Номер изъят пришел к выводу о том, что Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр) и Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр) являются недействующими в проверяемой части, поскольку они не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При разрешении настоящего административного дела судом принято во внимание письмо Администрации г. Иркутска от 03.09.2019 Номер изъят, адресованное Ж.А.Н., из которого следует, что в рамках подготовки генеральной схемы санитарной очистки муниципальным образованием г. Иркутска от 30.04.2014 Номер изъят, администрацией г. Иркутска в 2013 г. проводились замеры отходов с целью определения норматива накопления ТКО, поскольку в соответствии с п. 2 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269, органы местного самоуправления Иркутской области не наделены полномочиями по установлению нормативов ТКО, а также ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не содержит указаний на полномочия органов местного самоуправления по проведению сезонных замеров ТКО администрация г. Иркутска в период с 2015 - 2019 гг. замеры отходов с целью определения нормативов накопления ТКО не производились (л.д. 182-183, т. 2).
Доводы административных ответчиков Министерства жилищной политики, энергетики Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, заинтересованных лиц Правительства Иркутской области, ООО "РТ-НЭО Иркутск" о соответствии закону оспариваемых норм указанных выше приказов не приняты судом во внимание, поскольку они противоречат собранным по делу доказательствам и основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела в„– 3а-46/2023 Иркутским областным судом в судебном заседании в полном объеме исследованы материалы административного дела Верховного Суда Республики Бурятия Номер изъят (УИД Номер изъят), в том числе собранные по нему доказательства, а также доказательства, собранные при рассмотрении Иркутским областным судом административного дела в„– 3а-46/2023.
Анализируя собранные по делу доказательства, материалы настоящего административного дела, материалы административного дела Верховного Суда Республики Бурятия Номер изъят (УИД Номер изъят), суд приходит к выводу о том, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов были установлены Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для домовладений (многоквартирных домов) г. Иркутска на основании недостоверных исходных данных об объектах образования отходов, о проведенных замерах и выполненных на их основании расчетов, которые нашли подтверждение также при рассмотрении Верховным Судом Республики Бурятия административного дела Номер изъят (УИД Номер изъят), суд приходит к выводу о недоказанности административным ответчиком экономической обоснованности оспариваемых значений нормативов, их несоответствии Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269, поэтому административные исковые требования Р.В.В. по настоящему административному делу подлежат удовлетворению, а оспариваемые приказы подлежат признанию недействующими в проверяемой части как противоречащие законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд, определяя дату, с которой оспариваемые нормативно-правовые акты должны быть признаны недействующими, принимает во внимание, что поскольку оспариваемые нормативно-правовые акты до вынесения решения применялись, на их основании были реализованы права граждан и организаций, в том числе производилась оплата региональному оператору за услуги, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, то основания для признания их недействующими с момента принятия отсутствуют.
С учетом изложенного Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр подлежит признанию не действующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Поскольку Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 в„– 168-мпр (в редакции Приказов от 28.12.2018 в„– 138-мпр, от 07.06.2019 в„– 58-23-мпр) также применялся в период с 01.01.2019, при этом утратил силу в соответствии с п. 2 приказа от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр, суд приходит к выводу о необходимости признания приказа не действующим в оспариваемой части с момента вступления в силу приказа от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр (через 10 дней после его публикации), то есть с 10.07.2019.
Так оспариваемые по настоящему административному делу нормативные акты Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области не принимались, то в удовлетворении административных исковых требований к нему следует отказать.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Иркутской области от 03.02.2022 в„– 54-пп (вступило в силу с 01.07.2022) "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области", в соответствии с которым полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО):
- обеспечение установления правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, контроль за их исполнением;
- обеспечение утверждения порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
- регулирование деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения его конкурсного отбора;
- осуществление предварительного согласования условий проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- принятие решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов, переданы в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области не осуществляет полномочия в сфере обращения с ТКО, так как полномочия Иркутской области в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, относятся к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Как предусмотрено ч. 4 ст. 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В связи с признанием судом недействующим в оспариваемой части приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 07.11.2019 в„– 58-48-мпр), выявлена недостаточная правовая урегулированность в вопросе установления норматива накопления ТКО на территории г. Иркутска для категории объектов "Домовладения" - "Многоквартирные дома" (независимо от их этажности), для которых нормативы накопления ТКО для оплаты потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливаются исходя из общей площади жилого помещения, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о необходимости принятия нормативного правового акта, заменяющего правовое регулирование, установленное приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр в части правовых норм, признанных недействующими решением суда по настоящему административному делу, в соответствии с чем возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, к компетенции которого на момент рассмотрения настоящего административного дела относится вопрос установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которому следует принять нормативный правовой акт, обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий правовое регулирование, установленное признанным недействующим решением суда по настоящему административному делу подпунктом 1.3. "Многоквартирные дома" пункта 1 Таблицы 1. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 7 ноября 2019 г. в„– 58-48-мпр) в срок до 31 декабря 2023 г., исчисляемый со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения, изложенные в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При этом, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт следует признать не действующим с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение или сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит опубликованию в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования по административному исковому заявлению Р.В.В. к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области о признании недействующим приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 г. в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции приказов от 28 декабря 2018 г. в„– 138-мпр, от 7 июня 2019 г. в„– 58-23-мпр), а также приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 г. в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 7 ноября 2019 г. в„– 58-48-мпр) в части - удовлетворить.
Признать недействующим с 10 июля 2019 г. приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 г. в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции приказов от 28 декабря 2018 г. в„– 138-мпр, от 7 июня 2019 г. в„– 58-23-мпр) в следующей части: подпункт 1.3 "Многоквартирные дома" пункта 1 Таблицы 1. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска.
Признать недействующим со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 г. в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 7 ноября 2019 г. в„– 58-48-мпр) в следующей части: подпункт 1.3 "Многоквартирные дома" пункта 1 Таблицы 1. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий правовое регулирования, установленное признанным недействующим решением суда по настоящему административному делу подпунктом 1.3. "Многоквартирные дома" пункта 1 Таблицы 1. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 г. в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 7 ноября 2019 г. в„– 58-48-мпр), в срок до 31 декабря 2023 г., исчисляемый со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований Р.В.В. к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующим с момента принятия приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 декабря 2016 г. в„– 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (в редакции приказов от 28 декабря 2018 г. в„– 138-мпр, от 7 июня 2019 г. в„– 58-23-мпр) в части признания недействующим подпункта 1.3. "Многоквартирные дома" пункта 1 Таблицы 1. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска, а также о признании недействующим с момента принятия приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 г. в„– 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (в редакции приказа от 7 ноября 2019 г. в„– 58-48-мпр) в части признания недействующим подпункта 1.3. "Многоквартирные дома" пункта 1 Таблицы 1. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска - отказать.
Опубликовать решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья
А.С.ПАПУША

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2023 г.


------------------------------------------------------------------