Решение Иркутского областного суда от 31.05.2023 N 3а-68/2023 <О признании недействующими подпункта 3 пункта 9, подпунктов 2 и 3 пункта 10, подпунктов 1 и 2 пункта 13, подпункта 2 пункта 14>



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2023 года

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Андриевской А.А., с участием старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области И.Е.Ю., старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области К.О.А., представителя административного ответчика Правительства Иркутской области С.И.С., действующего на основании доверенности Номер изъят от 21 марта 2022 г., представителя заинтересованного лица Министерства строительства Иркутской области Е.Ж.В., действующей на основании доверенности Номер изъят от 19 августа 2022 г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-68/2023 по административному исковому заявлению заместителя Прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим подпункта 3 пункта 9, подпунктов 2 и 3 пункта 10, а также подпунктов 1 и 2 пункта 13, подпункта 2 пункта 14(3), пункта 14(4) в части используемого в расчетных формулах показателя Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 13 апреля 2016 г. в„– 216-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 18.08.2022 в„– 648-пп), недействующими с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

в обоснование административных исковых требований заместитель Прокурора Иркутской области указал, что пп. 3 п. 9, пп. 2 и 3 п. 10, а также пп. 1 и 2 п. 13, пп. 2 п. 14(3), п. 14(4) в части используемого в расчетных формулах показателя "Р" Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 в„– 216-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 18.08.2022 в„– 648-пп) (далее - Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства в„– 216-пп), не соответствуют ст. ст. 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п. 2 Приложения в„– 14 Правил предоставления и распределения в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление ими субсидий местным бюджетам на софинансирование осуществляются из местных бюджетов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 в„– 1642, Правилам, устанавливающим общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области", утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 24.09.2018 в„– 675-пп, пп. 33.1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 в„– 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов", ч. 3 и 4 ст. 20 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области".
Прокурор считает, что из буквального толкования текста оспариваемых положений следует вывод о подмене используемых в нормативном акте понятий "стоимость приобретаемого объекта" и "расчет стоимости строительства".
Прокурор указывает, что оспариваемые нормы права являются не конкретизированными, в связи с чем нарушены требования п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 в„– 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а также ст. 20 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", в соответствии с которой тексты правовых актов области должны составляться с применением простых и ясных, доступных и точных лексических формулировок при соблюдении требований экономии и лаконичности текста, логической целостности, полноты и взаимосвязанности, обеспечивающих доступность их понимания и исключающих их неоднозначное толкование.
Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета закреплены в Правилах, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области", утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 24.09.2018 в„– 675-пп (далее - Правила предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп).
Согласно п. 4 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп нормативные правовые акты Правительства Иркутской области, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, разрабатываются исполнительными органами государственной власти Иркутской области, которым как получателям средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление соответствующих субсидий (далее соответственно - порядки предоставления субсидий, главные распорядители средств областного бюджета).
По мнению прокурора, оспариваемые нормы Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, не соответствуют требованиям пп. 4 п. 9 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп, согласно которым предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, которые в обязательном порядке должны содержать перечень приобретаемых объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, с указанием мощности объекта, сроков приобретения, стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, места нахождения (адреса), так как оспариваемые нормы права не учитывают то обстоятельство, что строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного и общего образования являются различными мероприятиями муниципальных образований, поэтому смешение этих оснований для расходования бюджетных средств в одном и том же правовом акте является недопустимым и не соответствует целям правового регулирования.
Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства в„– 216-пп, в первоначальной редакции опубликовано в общественно-политической газете "Областная" 29.04.2016 в выпуске в„– 45 (1509), на момент рассмотрения настоящего административного дела действует в редакции постановления Правительства Иркутской области от 18.08.2022 в„– 648-пп "О внесении изменений в Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования", которое опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22.08.2022 номер опубликования Номер изъят.
На Постановление Правительства в„– 216-пп Заместителем прокурора Иркутской области принесен Протест от 10.06.2022 Номер изъят.
Первый заместитель Губернатора Иркутской области - председатель Правительства Иркутской области З.К.Б. в письме от 21.06.2022 Номер изъят в удовлетворении Протеста Прокурора отказал.
Заместитель Прокурора Иркутской области, обратившийся в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с учетом уточненных административных исковых требований и объяснений, данных участвующими в деле прокурорами, просит признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу пп. 3 п. 9, пп. 2 и 3 п. 10, а также пп. 1 и 2 п. 13, пп. 2 п. 14(3), п. 14(4) в части использования в расчетных формулах показателя "Р" (стоимости реализации мероприятия в соответствии с расчетом стоимости строительства) Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 в„– 216-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 18.08.2022 в„– 648-пп).
В судебном заседании старшие прокуроры отделов Прокуратуры Иркутской области И.Е.Ю., К.О.А. административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области С.И.С. в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признал, представил суду возражения на административное исковое заявление прокурора, просил в удовлетворении административных исковых требований прокурору отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Иркутской области Е.Ж.В. представила суду возражения на административное исковое заявление прокурора, в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований прокурору отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Заместителя Прокурора Иркутской области.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части, вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - Закон в„– 1-оз) под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
Согласно ст. 5 Закона в„– 1-оз Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.
В ст. 12 Закона в„– 1-оз указано, что Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
В силу ст. 7 Закона в„– 1-оз оспариваемое Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства в„– 216-пп, является правовым актом, а из его содержания следует, что этот правовой акт являемся нормативным правовым актом, оспаривание которого относится к подсудности Иркутского областного суда.
Согласно пп. 5 п. 4 ст. 66 Устава Иркутской области, ч. 6 ст. 12 Закона в„– 1-оз Председатель Правительства Иркутской области подписывает правовые акты Правительства Иркутской области. Пунктом 5 ст. 66 Устава Иркутской области предусмотрено, что в случае если Председатель Правительства Иркутской области не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению его полномочий (в частности, отпуск, служебная командировка), обязанности Председателя Правительства Иркутской области исполняет первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области.
Оспариваемый нормативный правовой акт в первоначальной редакции подписан первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Б.А.С., действующим на основании указа Губернатора Иркутской области в„– 85-угк от 21.10.2015.
В оспариваемое Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства в„– 216-пп, вносились изменения Постановлением Правительства Иркутской области от 18.10.2017 в„– 658-пп, Постановлением Правительства Иркутской области от 12.08.2021 в„– 554-пп, а также Постановлением Правительства Иркутской области от 28.08.2022 в„– 648-пп "О внесении изменений в Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования" внесены изменения в пп. 3 п. 9, пп. 3 п. 10 в Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства в„– 216-пп.
Постановление Правительства Иркутской области от 18.10.2017 в„– 658-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" подписано первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Б.Р.Н., действующим на основании указа Губернатора Иркутской области от 25.09.2017 в„– 9-угк.
Постановление Правительства Иркутской области от 12.08.2021 в„– 554-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области" подписано Исполняющим обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области С.Р.П., действующим на основании указа Губернатора Иркутской области от 19.09.2020 в„– 71-угк, в который внесены изменения указом Губернатора Иркутской области от 21.10.2020 в„– 99-угк.
Постановление Правительства Иркутской области от 18.08.2022 в„– 648-пп подписано первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области З.К.Б., действующим на основании указа Губернатора Иркутской области от 19.09.2020 в„– 69-угк, в который были внесены изменения указом Губернатора Иркутской области от 30.09.2020 в„– 98-угк.
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры принятия, а также требований к форме и виду оспариваемого нормативного правового акта, который подписан надлежащими должностными лицами в первоначальной редакции, а также в редакциях последующих изменений.
Проверяя соблюдение порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, суд установил, что в соответствии с ч. 2(1) ст. 54 Закона в„– 1-оз официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 в„– 10-оз "О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета "Областная".
Частью 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 10.07.2014 в„– 90-оз "О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), зарегистрированное в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 2124-1 "О средствах массовой информации".
Оспариваемое Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства в„– 216-пп, опубликовано в общественно-политической газете "Областная" 29.04.2016 в выпуске Номер изъят, а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20.04.2016 номер опубликования Номер изъят.
Постановление Правительства Иркутской области от 18.10.2017 в„– 658-пп опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25.10.2017, номер опубликования Номер изъят.
Постановление Правительства Иркутской области от 12.08.2021 в„– 554-пп опубликовано в общественно-политической газете "Областная" 30.08.2021 в выпуске Номер изъят, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16.08.2021 номер опубликования Номер изъят.
Постановление Правительства Иркутской области от 18.08.2022 в„– 648-пп опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области" (www.ogirk.ru) 18.08.2022, также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22.08.2022 номер опубликования Номер изъят.
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о соблюдении порядка опубликования Положения о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства в„– 216-пп.
Проверяя полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.
В соответствии с подпунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области в„– 216-пп, принято в соответствии с действовавшим на тот момент Федеральным законом от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 184-ФЗ).
Статьей 26.14 Федерального закона в„– 184-ФЗ предусматривалось, что в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2021 в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 414-ФЗ) органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляют взаимодействие в целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Участие органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в решении задач местного самоуправления определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом в„– 414-ФЗ, федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона в„– 414-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к вопросам местного значения муниципального района, муниципального, городского округа (п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
В силу требований п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 17 Федерального закона в„– 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, среди прочего, полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.
Статьей 8 БК РФ закреплено, что предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ст. 139 БК РФ).
Подпунктом 11 п. 1 ст. 15, пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Порядок предоставления указанных субсидий местным бюджетам устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 79.1 БК РФ).
Частью 3 ст. 139 БК РФ определено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения определены ст. 4 Закона Иркутской области от 22.10.2013 в„– 74-оз "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты", правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Иркутской области.
Как было указано выше, в целях установления общих требований к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядка определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области Правительством Иркутской области приняты Правила предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, разрабатываются исполнительными органами государственной власти Иркутской области, которым как получателям средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление соответствующих субсидий, и утверждаются Правительством Иркутской области.
Анализируя положения указанных выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что Правительство Иркутской области вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Иркутской области, в том числе оспариваемое Положение о предоставлении субсидий, утвержденное Постановлением Правительства в„– 216-пп.
Проверяя соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, оспариваемых норм права Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, судом установлено следующее.
Согласно требованиям статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, самостоятельности бюджетов, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.
Пунктом 2 ст. 139 БК РФ, ст. 4 Закона Иркутской области от 22.10.2013 в„– 74-оз "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" закреплены правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, которые устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп нормативные правовые акты Правительства Иркутской области, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, разрабатываются исполнительными органами государственной власти Иркутской области, которым как получателям средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление соответствующих субсидий (далее соответственно - порядки предоставления субсидий, главные распорядители средств областного бюджета).
Пунктом 5 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп закреплено, что нормативные правовые акты Правительства Иркутской области, устанавливающие порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Иркутской области, должны содержать:
1) цели предоставления субсидий, определяемые в соответствии с пунктом 7 Правил;
2) условия предоставления субсидий в соответствии с п. 8 Правил, порядок их проверки;
3) критерии отбора муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидий. Не допускается использование в качестве критерия отбора муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидий объема средств, заявленных муниципальными образованиями Иркутской области на реализацию мероприятий, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий;
4) методику распределения субсидий между муниципальными образованиями Иркутской области, предусматривающую определение размера субсидии пропорционально потребности в финансовом обеспечении расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, возникающих при реализации соответствующих мероприятий в отраслях экономики и социальной сферы муниципального образования Иркутской области, в том числе связанных с реализацией региональных проектов (исходя из численности населения (отдельных групп населения - конечных получателей социальных услуг), и (или) оценки затрат (в денежном выражении) на реализацию соответствующих мероприятий (строительство объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества), результатов регионального проекта или контрольных точек результатов регионального проекта, и (или) иных критериев), и с учетом предельного уровня софинансирования;
5) порядок перечисления субсидий в местные бюджеты;
6) перечень результатов использования субсидий, представляющих собой конечные результаты исполнения расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, которые должны быть конкретными и измеримыми и должны соответствовать результатам региональных проектов или контрольным точкам результатов региональных проектов. При этом результаты использования субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, возникающих при реализации мероприятий, не связанных с реализацией региональных проектов, должны соответствовать показателям (индикаторам) государственных программ Иркутской области и их структурных элементов (при наличии таких показателей (индикаторов) в указанных программах);
7) основания и порядок применения мер ответственности к муниципальному образованию Иркутской области при невыполнении им условий соглашения о предоставлении субсидии, в том числе обязательств муниципального образования Иркутской области, предусмотренных подпунктами 3, 5 пункта 9 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп.
Согласно п. 7 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп цели предоставления субсидий определяются порядками предоставления субсидий и соглашениями о предоставлении субсидий исходя из необходимости достижения результатов использования субсидий.
Подпунктом 9 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых между главными распорядителями средств областного бюджета и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в соответствии с порядками предоставления субсидий (далее - соглашение), которые в обязательном порядке должны содержать, в том числе, перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, объектов капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с указанием мощности объекта, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), приобретения, капитального ремонта, вида работ, сметной или предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства или стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, стоимости капитального ремонта, места нахождения (адреса), а при наличии соответствующего требования в порядках предоставления субсидий - реквизитов положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции), капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным), - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и субсидий, предоставляемых на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области по проведению капитальных ремонтов объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Требования к методике распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации, аналогичные с пп. 4 п. 5 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп, определены пп. "г" п. 4 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 в„– 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 Правил предоставления и распределения в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление ими субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов (Приложение в„– 14 к Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 Номер изъят), субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сфере образования, возникающих при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, и (или) приобретении объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации, и (или) предоставлении субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности, и (или) приобретении объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность (далее соответственно - строительство и (или) реконструкция, объекты капитального строительства, объекты недвижимого имущества).
Из изложенного следует, что федеральным законодательством, регулирующим правоотношения по предоставлению и распределению субсидий в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", определено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сфере образования, возникающих: 1) при строительстве объектов капитального строительства муниципальной собственности; 2) при приобретении объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций установлен постановлением Правительства Иркутской области от 11.05.2016 в„– 265-пп (далее - Постановление Правительства Иркутской области в„– 265-пп).
В целях приобретения объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования муниципальным образованиям Иркутской области из областного бюджета предоставляются субсидии в соответствии с Положением о предоставлении субсидий, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области в„– 216-пп.
К мероприятиям, осуществляемым в силу п. 1 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, относятся осуществляемые органами местного самоуправления из местных бюджетов капитальные вложения в объекты муниципальной собственности на приобретение объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, помещений) для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования.
Согласно пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, условием предоставления субсидий являются наличие расчета стоимости реализации мероприятия, подписанного главой муниципального образования Иркутской области, подготовленного в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в расчете на одно место без учета стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, не требующими для ввода в действие предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах, с перерасчетом на проектную мощность с учетом установленных законодательством коэффициентов пересчета, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства (далее - расчет стоимости строительства).
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что указание в пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, такого условия для предоставления субсидии как "наличие расчета стоимости реализации мероприятия, подписанного главой муниципального образования Иркутской области, подготовленного в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в расчете на одно место без учета стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, не требующими для ввода в действие предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах, с перерасчетом на проектную мощность с учетом установленных законодательством коэффициентов пересчета, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства" противоречит установленному ст. ст. 28, 38 БК РФ принципу целевого расходования бюджетных средств.
Данное противоречие усматривается в том, что расчет стоимости реализации мероприятия по осуществлению капитальных вложений на приобретение готовых объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, помещений) для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования (по существу размер представляемой субсидии) исходя из укрупненных нормативов цены нового строительства, противоречит цели предоставления указанной выше субсидии, которой является приобретение не планируемого к строительству, а уже готового объекта недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования, стоимость которого может быть отличной от стоимости нового строительства.
При этом механизм проверки достоверности таких расчетов по аналогии с Порядком предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11.05.2016 в„– 265-пп, оспариваемыми нормами Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, не предусмотрен, что создает в этой сфере коррупциогенные риски, о которых указал прокурор в административном исковом заявлении.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, не соответствуют требованиям пп. 4 п. 9 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп, согласно которым предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, которые в обязательном порядке должны содержать перечень приобретаемых объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, с указанием мощности объекта, сроков приобретения, стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, места нахождения (адреса), так как оспариваемые нормы права не учитывают то обстоятельство, что строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного и общего образования являются различными мероприятиями муниципальных образований, поэтому смешение этих оснований для расходования бюджетных средств в одном и том же правовом акте является недопустимым как не соответствующее целям указанного выше правового регулирования.
Согласно ч. 11 ст. 8.3 ГрК РФ укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства.
Укрупненные нормативы цены строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
Понятие укрупненного норматива цены строительства содержится в п. 33.1 ст. 1 ГрК РФ, под которым понимается показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
В соответствии с п. 1 - 4, 48, 50 Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.05.2019 Номер изъят, показатель применяется для определения стоимости нового строительства, осуществляемого в условиях производства работ, является показателем потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, а также предназначен для планирования (обоснования инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
Вместе с тем, приобретение конкретного объекта недвижимости при реализации полученной на эти цели субсидии урегулировано Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон в„– 44-ФЗ).
Согласно п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона в„– 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяется в соответствии с механизмом, урегулированным ст. 22 Федерального закона в„– 44-ФЗ, который оспариваемыми нормами права Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, не учтен.
Анализируя изложенное выше, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного и общего образования являются по существу различными мероприятиями муниципальных образований, поэтому смешение этих оснований для предоставления и расходования бюджетных средств в одном и том же правовом акте приводит к нарушению установленного бюджетным законодательством требования о целевом характера предоставления субсидий, установленного ст. ст. 28, 38 БК РФ, а также обуславливает неоднозначное толкование пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, а также взаимосвязанных с ним правовых норм, оспариваемого нормативного правового акта.
Так согласно пп. 2 и 3 п. 10 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, установлено, что муниципальные образования Иркутской области, включенные в Рейтинг, в течение 30 рабочих дней со дня утверждения Рейтинга представляют в министерство следующие документы, в частности, выписку из сводной бюджетной росписи местного бюджета, содержащую сведения о наличии в местном бюджете бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия в году предоставления субсидий в объеме, соответствующем размеру финансирования реализации мероприятия за счет средств местного бюджета (S), определяемому по следующей формуле:

S = P x (100% - k),

где:
P - стоимость реализации мероприятия в соответствии с расчетом стоимости строительства, руб.;
k - предельный уровень софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства соответствующего муниципального образования Иркутской области, утвержденный правовым актом Правительства Иркутской области (далее - предельный уровень софинансирования Иркутской области) (пп. 2 п. 10 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп), а также расчет стоимости строительства (пп. 3 п. 10 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп).

Так как порядок установления размера показателя "Р" в формуле, приведенной в пп. 2 п. 10 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, как и "расчет стоимости строительства" определены в пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, который противоречит положениям ст. ст. 28, 38 БК РФ, суд приходит к выводу о незаконности пп. 2 и 3 п. 10 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, по этому же основанию.
Подпункты 1 и 2 п. 13, пп. 2 п. 14(3), п. 14(4) в расчетных формулах содержат показатель "Р" (стоимость реализации мероприятия в соответствии с расчетом стоимости строительства), порядок и основания установления которого, указанные в пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, признаны судом противоречащими требованиям ст. ст. 28, 38 БК РФ, то и 1 и 2 п. 13, пп. 2 п. 14(3), п. 14(4) Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, в части в расчетных формулах, содержащих показатель "Р" (стоимость реализации мероприятия в соответствии с расчетом стоимости строительства), подлежат признанию недействующими по тем же основаниям, что и пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп.
Кроме того, пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, не соответствует требованиям п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 в„– 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", согласно которому коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 в„– 96, нормативные коллизии - это противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что при изложении пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, допущена подмена понятий "стоимости приобретаемого объекта" и "расчет стоимости строительства", что свидетельствует о неконкретизации данной нормы права и является нарушением требований п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 в„– 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а также ч. 3 и 4 ст. 20 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз, в соответствии с которой тексты правовых актов области должны составляться с применением простых и ясных, доступных и точных лексических формулировок при соблюдении требований экономии и лаконичности текста, логической целостности, полноты и взаимосвязанности, обеспечивающих доступность их понимания и исключающих их неоднозначное толкование.
Суд находит, что пп. 3 п. 9 Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, также не соответствует требованиям пп. 4 п. 9 Правил предоставления и распределения субсидий в„– 675-пп, которыми установлены требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам, согласно которому предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, которые в обязательном порядке должны содержать, в том числе, перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с указанием мощности объекта, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), приобретения, капитального ремонта, вида работ, сметной или предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства или стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, стоимости капитального ремонта, места нахождения (адреса), так как Постановление Правительства в„– 216-пп регулирует правоотношения по приобретению объектов образовательных организаций, а не по их строительству.
Доводы административного ответчика Правительства Иркутской области о применении показателя укрупненных нормативов цены строительства федеральными органами исполнительной власти являются несостоятельными, поскольку Приложения в„– в„– 3, 14 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 в„– 1642, предусматривают Правила предоставления и распределения в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление ими субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Пунктом 18 Приложения в„– 3, п. 2 Приложения в„– 14 Правил предоставления и распределения в рамках государственной программы Российской Федерации указано, что субсидии предоставляются местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, государственная программа предусматривает возможность предоставления субсидии для двух разных форм финансирования как на строительство, так и на приобретение готовых объектов капитального строительства, в связи с этим содержит универсальный показатель укрупненный сметный норматив цены строительства.
Вместе с тем, в Иркутской области принято два самостоятельных Постановления Правительства Иркутской области, регламентирующих Порядок предоставления субсидий на строительство и обжалуемый Порядок предоставления субсидий для приобретения объектов капитального строительства, что обуславливает необходимость проведения самостоятельного расчета размера такой субсидии для целей приобретения готовых объектов из иных показателей, а не из стоимости строительства.
Иные доводы возражений административного ответчика и заинтересованного лица не приняты судом как основанные на неправильном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемых норм Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, законодательству, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с чем они подлежат признанию недействующими.
Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения, изложенные в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При этом, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы права Положения о предоставлении субсидий, утвержденного Постановлением Правительства в„– 216-пп, следует признать не действующими с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение или сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим подпункта 3 пункта 9, подпунктов 2 и 3 пункта 10, а также подпункты 1 и 2 пункта 13, подпункт 2 пункта 14(3), пункт 14(4) в части использования в расчетных формулах показателя "Р" (стоимости реализации мероприятия в соответствии с расчетом стоимости строительства) Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 в„– 216-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 18.08.2022 в„– 648-пп), со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу подпункт 3 пункта 9, подпункты 2 и 3 пункта 10, а также подпункты 1 и 2 пункта 13, подпункт 2 пункта 14(3), пункт 14(4) в части использования в расчетных формулах показателя "Р" (стоимости реализации мероприятия в соответствии с расчетом стоимости строительства) Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного образования и общего образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ дошкольного образования, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 в„– 216-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 18.08.2022 в„– 648-пп).
Опубликовать решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу в„– 3а-68/2023 в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья
А.С.ПАПУША


------------------------------------------------------------------