Решение Иркутского областного суда от 27.04.2023 N 3а-1051/2022 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 12406 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. распоряжением Правительства Иркутской области от 11.12.2019 N 990-рп >



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2023 года

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания А., с участием представителя административного истца индивидуального предпринимателя П.М.М. - С.В.В., действующего на основании доверенности от 6 февраля 2023 г. Номер изъят, представителя административных ответчиков Правительства Иркутской области, министерства имущественных отношений Иркутской области З.Т.И., действующей на основании доверенностей от 27 января 2023 г. Номер изъят и от 17 октября 2022 Номер изъят, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области З.Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-42/2023 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя П.М.М. к Правительству Иркутской области, министерству имущественных отношений Иркутской области о признании недействующими в части распоряжения Правительства Иркутской области в„– 990-рп от 11 декабря 2019 г. "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год" и распоряжения Правительства Иркутской области в„– 1095-рп от 21 декабря 2020 г. "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год", об исключении их и перечней оспариваемых пунктов,

установил:

определением Арбитражного суда Иркутской области от 17.08.2022 передано по подсудности в Иркутский областной суд дело Номер изъят по исковому заявлению индивидуального предпринимателя П.М.М. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании недействительным ненормативного акта органов местного самоуправления.
Определением судьи Иркутского областного суда о принятии административного заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении судебного заседания от 22.09.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Иркутской области.
В обоснование административных исковых требований административный истец указывает, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание бокс ремонта автомашин, с кадастровым Номер изъят, общей площадью 2886,55 кв. м, расположенное по адресу: <адрес изъят>.
Административный истец полагает, что распоряжением Правительства Иркутской области в„– 990-рп от 11.12.2019 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год" (далее - Распоряжение в„– 990-рп) п. 12406, а также распоряжением Правительства Иркутской области в„– 1095-рп от 21.12.2020 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее - Распоряжение в„– 1095-рп) п. 11502 незаконно без проведения мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества включено в Перечень на 2020 год и в Перечень на 2021 год принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание бокс ремонта автомашин, с кадастровым Номер изъят, общей площадью 2886,55 кв. м, расположенное по адресу: <адрес изъят>.
Административный истец указывает, что в результате включения указанных выше объектов в перечень, он лишен льготы по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 г.
ИП П.М.М. 27.12.2021 (исх. Номер изъят) обращалась в министерство имущественных отношений Иркутской области с возражением в отношении включения данного объекта недвижимого имущества в Перечни на 2020 и 2021 годы, так как полагала, что фактическое его использование не подпадает под требования пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и просила его исключить из указанных перечней.
В ответе на это обращение министерство имущественных отношений Иркутской области указало, что помещение с кадастровым Номер изъят включено в Перечни на 2020 и 2021 годы на основании сведений ЕГРН, согласно которым данный объект недвижимости имеет наименование "нежилое помещение бокс ремонта автомашин", что, по мнению министерства, является основанием для его включения в указанные выше перечни.
Не согласившись с выводами министерства имущественных отношений Иркутской области административный истец направила 02.02.2022 (исх. Номер изъят) повторное обращение в министерство с просьбой об исключении нежилого помещения бокс ремонта автомашин из Перечней на 2020 и 2021 годы, по результатам рассмотрения, которого получил ответ от Дата изъята (исх. Номер изъят), в котором в исключении из Перечней на 2020 и 2021 годы этого нежилого помещения было отказано.
Административный истец указывает, что это нежилое помещение не используется в качестве бокса для ремонта транспортных средств населения (физических лиц), а используется ее дочерью П.В.К. как индивидуальным предпринимателем на основании заключенного между ними договора, для оказания услуг по ремонту автотранспорта юридическим лицам и эти помещения, по мнению административного истца, являются производственными.
Административный истец, ссылаясь на п. 1, прим. 8 ГОСТ Р 57137-2016, национального стандарта Российской Федерации, "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 11.10.2016 в„– 1356-ст, указывает, что согласно данному стандарту под потребителем бытовых услуг понимается физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее или использующее бытовые услуги (работы), исходя из чего полагает, что наименование и назначение нежилого помещения - бокс ремонта автомашин не может быть достаточным основанием для включения его в перечни в соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ.
Административный истец, с учетом уточненных административных исковых требований просит признать недействующими в части:
- распоряжение Правительства Иркутской области в„– 990-рп от 11 декабря 2019 г. "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год" пункт 12406, о включении в Перечень принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения бокс ремонта автомашин, кадастровый Номер изъят, общей площадью 2886,55 кв. м, расположенного по адресу: <адрес изъят>, и исключить этот пункт из Перечня;
- распоряжение Правительства Иркутской области в„– 1095-рп от 21 декабря 2020 г. "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год" пункт 11502, о включении в Перечень принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения бокс ремонта автомашин, кадастровый Номер изъят, общей площадью 2886,55 кв. м, расположенного по адресу: <адрес изъят>, и исключить этот пункт из Перечня.
Административный истец ИП П.М.М., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, ее интересы в судебном заседании представляет представитель С.В.В.
В судебном заседании представитель административного истца С.В.В. административные исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Правительства Иркутской области, министерства имущественных отношений Российской Федерации З.Т.И. поддержала доводы возражений Правительства Иркутской области на административное исковое заявление, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явилось, ранее представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просило в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Иркутской области, в которую с 01.01.2023 реорганизовано ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд, выслушав мнения явившихся в судебное заседание представителя административного истца С.В.В., представителя административных ответчиков Правительства Иркутской области и министерства имущественных отношений Иркутской области - З.Т.И., заключение прокурора З.Ю.Р., не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца С.В.В., представителя административных ответчиков Правительства Иркутской области и Министерства имущественных отношений Иркутской области - З.Т.И., заключение прокурора З.Ю.Р., полагавшей, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ИП П.М.М. по приведенным ниже основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии со статьей 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1); налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7).
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона Иркутской области от 08.10.2007 в„– 75-оз "О налоге на имущество организаций" (в редакциях, действовавших на день принятия оспариваемых нормативных правовых актов) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Иркутской области, определяющим на новый налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость является Правительство Иркутской области, исходя из чего, административный соответчик - министерство имущественных отношений является по настоящему административному делу ненадлежащим ответчиков, в соответствии с чем, заявленные к нему административные исковые требования удовлетворению не подлежат. Судом учтено то обстоятельство, что в уточнениях к административному исковому заявлению административный истец именует министерство имущественных отношений - заинтересованным лицом, вместе с тем, от ранее заявленных к министерству имущественных отношений Иркутской области административных исковых требований административный истец в установленном процессуальным законом порядке до удаления суда в совещательную комнату для принятия решения по делу, отказа не заявил.
В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее по тексту - Закон Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз) нормативный правовой акт это официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз правотворческими органами области являются: Законодательное Собрание Иркутской области; Губернатор Иркутской области; Правительство Иркутской области; министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области, их территориальные подразделения; Уставный Суд Иркутской области; иные государственные органы области в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области.
Полномочия на принятие оспариваемого распоряжения первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области установлены в статье 66 Устава Иркутской области, статье 10(1) Закона Иркутской области от 18.11.2009 в„– 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области".
Статьей 23 Устава Иркутской области, статьей 57 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" установлено, что правовые акты первого заместителя Губернатора Иркутской области, первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области вступают в силу с момента их подписания, если в самих правовых актах не указан иной срок.
Распоряжение в„– 990-рп действует на момент рассмотрения настоящего административного дела в редакции распоряжения Правительства Иркутской области в„– 382-рп от 14.07.2022.
Распоряжение в„– 990-рп опубликовано в установленном законодательством Иркутской области порядке в общественно-политической газете "Областная", в„– 7, 24.01.2020, а также на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http:/www.ogirk.ru, 24.01.2020.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком выполнены надлежащим образом требования законодательства об опубликовании Распоряжения в„– 990-рп.
Согласно статье 62(1) Устава Иркутской области, статьи 11(1) указанного выше Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз правовые акты первого заместителя Губернатора Иркутской области издаются в форме распоряжений.
Судом установлено, что оспариваемое Распоряжение Правительства Иркутской области в„– 990-рп издано в установленной для данного вида нормативных правовых актов форме, подписано должностным лицом - Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Б.Р.Н., уполномоченным на подписание такого рода нормативных правовых актов Иркутской области.
Согласно п. 5 этого распоряжения оно вступает в силу с 01.01.2020.
Распоряжение в„– 1095-рп действует на момент рассмотрения настоящего административного дела в редакции изменений, внесенных в него распоряжением Правительства Иркутской области от 22.11.2022 в„– 649-рп, которые вступили в силу с 22.11.2022 и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Распоряжение в„– 1095-рп опубликовано в установленном законодательством Иркутской области порядке в общественно-политической газете "Областная", в„– 13, 08.02.2021 (начало), в„– 15, 12.02.2021 (продолжение), в„– 16, 15.02.2021 (продолжение), в„– 18, 19.02.2021 (окончание), а также на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http:/www.ogirk.ru, 30.12.2020, 08.02.2021, 12.02.2021, 15.02.2021.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком выполнены надлежащим образом требования законодательства об опубликовании Распоряжения в„– 1095-рп.
Судом установлено, что оспариваемое Распоряжение Правительства Иркутской области в„– 1095-рп издано в установленной для данного вида нормативных правовых актов форме, подписано должностным лицом - Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области З.К.Б., уполномоченным на подписание такого рода нормативных правовых актов Иркутской области.
Согласно п. 5 этого распоряжения оно вступает в силу с 01.01.2021.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Так, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, определенных подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 4 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ установлен, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу статьи 378.2 НК РФ объект налогообложения возможно включить в перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка только в том случае, если его обозначение совпадает с указанием на использование земельного участка в качестве предназначенного для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также его фактическое использование в этих целях установлено в соответствии с действующим законодательством.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 в„– 46-П, при оценке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, следует, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправдано в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку не предполагают возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При формировании Перечня на очередной налоговый период министерство использует данные, предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а именно, список расположенных на территории Иркутской области зданий (за исключением многоквартирных домов), сооружений и нежилых помещений, а также земельных участков, наименование или один из видов разрешенного использования которых, предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Судом установлено, что административный истец индивидуальный предприниматель П.М.М. (статус индивидуального предпринимателя подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 28.04.2022 Номер изъят) является собственником нежилого помещения бокса ремонта автомашин, кадастровый Номер изъят, общей площадью 2 886,55 кв. м, расположенного по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права, выданным Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области от 15.04.2009, серии <адрес изъят> (л.д. 12, т. 1), копии Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2022 Номер изъят, запись регистрации прав собственности от 15.04.2009 Номер изъят (л.д. 147 - 148, т. 1).
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2022 Номер изъят спорный объект является нежилым, поименован как "Нежилое помещение бокса ремонта автомашин", расположен на 1 и 2 этажах здания.
Нежилое помещение бокса ремонта автомашин согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 13.11.2022 Номер изъят, находится на земельном участке с кадастровым Номер изъят, площадью 5152 кв. м, расположенном по адресу: <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания бокса ремонта автомашин, право собственности на который, зарегистрировано за П.М.М. 15.04.2009, регистрационная запись Номер изъят.
Из Кадастрового плана земельного участка с кадастровым Номер изъят также следует, что он относится к категории земель: земли поселений, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания бокса ремонта автомашин (л.д. 8 - 9, т. 2).
Согласно Техническому паспорту на помещение бокса ремонта автомашин литер Номер изъят, квартал Номер изъят, составленного 04.11.2002 Тулунским обособленным структурным подразделением Иркутского филиала ФГУП "Росинвентаризация", данное 2-этажное здание (помещение) 1977 года постройки имеет наименование "Нежилое помещение бокса ремонта автомашин".
Из указанного выше Технического паспорта, экспликации к нему следует, что фактически помещение бокса ремонта автомашин с кадастровым Номер изъят занимает все отдельно стоящее здание, в нем на двух этажах находятся помещения, имеющие наименования: "кладовая", "мастерская", "складское помещение", "подсобное помещение", "мастерские", "электроцех", "ремонт. мастерские", "обкаточный цех", "токарный цех", "склад ГСМ", "оборотный цех", "подстанция", "кузница", "каб. см. механика", "ТО-1", "шиномонтажный цех", "столовая", "архив", "художественная мастерская", "красный уголок", а также "коридор", "тамбур", "с/узел", "лестница и площадка".
Распоряжением Правительства Иркутской области в„– 990-рп от 11.12.2019 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год" в пункте 12406 в Перечень на 2020 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение бокс ремонта автомашин, кадастровый Номер изъят, общей площадью 2886,55 кв. м, расположенное по адресу: <адрес изъят>.
Данный факт подтвержден представленной суду копией этого нормативного правового акта.
Также распоряжением Правительства Иркутской области в„– 1095-рп от 21.12.2020 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год" в пункте 11502 в Перечень на 2021 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение бокс ремонта автомашин, кадастровый Номер изъят, общей площадью 2886,55 кв. м, расположенное по адресу: <адрес изъят>.
Данный факт подтвержден представленной суду копией этого нормативного правового акта.
Из письменного отзыва административных ответчиков Правительства Иркутской области и министерства имущественных отношений Иркутской области следует, что при формировании перечня на очередной налоговый период министерство имущественных отношений Иркутской области использует данные, представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а именно, список расположенных на территории Иркутской области зданий (за исключением многоквартирных домов), сооружений, и нежилых помещений, а также земельных участков, наименование или один из видов разрешенного использования, которых, предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 в„– 2496-р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" (далее - Постановление Правительства РФ в„– 2496-р) в целях применения НК РФ определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. Согласно Перечню кодов видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (Приложение в„– 1 к указанному выше постановлению Правительства Российской Федерации не включен код вида деятельности 45.20, предусматривающий техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, который включает: ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части, мойку и полировку, покраску и рисование, ремонт лобового стекла и окон, ремонт автомобильных кресел; шиномонтаж и все виды связанных с ним работ; антикоррозийную обработку; установку дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т.п.), запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу; предпродажную подготовку; техническую помощь на дорогах; транспортирование неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки.
Правительство Иркутской области указывает, что основанием для включения в Перечни на 2020 и 2021 годы принадлежащего административному истцу нежилого помещения бокса ремонта автомашин по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ, явились сведения из ЕГРН об этом объекте недвижимости - нежилое помещении бокса ремонта автомашин с кадастровым номером 38:30:011901:7936, которое согласно наименованию относится к виду экономической деятельности - бытовые услуги (код вида деятельности 45.20 Перечня кодов услуг в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержден Постановлением Правительства Иркутской области от 17.09.2015 в„– 476-пп (далее - Порядок).
Согласно п. 3 данного Порядка определение вида фактического использования объектов недвижимости осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области.
Организационно-техническую работу, связанную со сбором сведений, информации и (или) документов, и визуальный осмотр объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости проводит ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости".
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что проведение мероприятия осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа о проведении мероприятия, содержащего указание на объект недвижимости, в отношении которого планируется осуществление мероприятия, адрес его места нахождения, кадастровый номер, дату начала и окончания мероприятия, сведения о работниках государственного учреждения, сотрудниках уполномоченного органа, представителях органов местного самоуправления, специалистах, экспертах, привлекаемых к участию в мероприятии (должность, фамилия, имя, отчество), сроки проведения мероприятия.
Из отзыва ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" следует, что министерством имущественных отношений Иркутской области не принималось распоряжение о проведении мероприятия по определению вида фактического использования объекта - нежилое помещение бокс ремонта автомашин с кадастровым Номер изъят, поэтому ОГБУ "Центр государственной кадастровой не проводилось мероприятий по определению вида фактического использования указанного выше объекта недвижимого имущества.
Судом установлено, что ИП П.М.М. обращалась с письмом от 27.12.2021 (исх. Номер изъят) в министерство имущественных отношений Иркутской области с возражением в отношении включения спорного объекта недвижимого имущества в Перечни на 2020 и 2021 годы, полагая, что фактическое использование этого помещения не подпадает под требования пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, просила его исключить из указанных перечней, к обращению приложены фотографии спорного объекта недвижимости (приложение Номер изъят к обращению, л.д. 68 - 69, т. 1).
В ответе на это обращение министерство имущественных отношений Иркутской области указало, что помещение с кадастровым Номер изъят включено в Перечни на 2020 и 2021 годы на основании сведений ЕГРН, согласно которым данный объект недвижимости имеет наименование "нежилое помещение бокс ремонта автомашин", что является основанием для его включения в указанные выше перечни, а приложенные к обращению административного истца фотоматериалы подтверждают фактическое использование этого нежилого помещения в целях размещения объектов бытового обслуживания, а именно в качестве бокса ремонта автомашин.
Административный истец повторно направила 02.02.2022 (исх. Номер изъят) обращение в министерство имущественных отношений Иркутской области с просьбой об исключении нежилого помещения бокс ремонта автомашин из Перечней на 2020 и 2021 годы, по результатам рассмотрения которого, получила ответ от Дата изъята (исх. Номер изъят) об отказе в котором в исключении из Перечней на 2020 и 2021 годы этого нежилого помещения.
Административный истец в исковом заявлении в дополнительных пояснениях указывает, что спорное нежилое помещение не используется в качестве бокса для ремонта транспортных средств населения (физических лиц), а используется ее дочерью ИП П.В.К. на основании заключенных между ними договоров аренды для оказания услуг по ремонту автотранспорта юридическим лицам и эти помещения, по мнению административного истца, являются производственными.
В подтверждение своих доводов административный истец ссылается на п. 1, прим. 8 ГОСТ Р 57137-2016, национального стандарта Российской Федерации, "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 11.10.2016 в„– 1356-ст, согласно которому под потребителем бытовых услуг понимается физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее или использующее бытовые услуги (работы), исходя из чего административный истец полагает, что наименование и назначение нежилого помещения - бокс ремонта автомашин не может быть достаточным основанием для включения его в Перечни на 2020 и 2021 годы в соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ.
Проверяя данные доводы судом исследованы представленные административным истцом доказательства.
Так в подтверждение факта передачи спорного нежилого помещения административным истцом в аренду для использования в целях оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта административным истцом представлены суду следующие документы: копия договора Номер изъят от 01.02.2020 (срок действия с 01.02.2020 до 31.12.2020), заключенного между ИП П.М.М. и ИП П.В.К., согласно п. 1.1 этого договора арендодатель ИП П.М.М. передает арендатору ИП П.В.К. во временное владение и пользование объекты недвижимости, в том числе нежилое помещение бокса ремонта автомашин площадью 2886,55 кв. м, при этом помещение и оборудование представляется арендатору с целью использования в коммерческой деятельности, не запрещенной действующим законодательством; копия договора Номер изъят от 01.02.2021 (срок действия с 01.02.2021 до 31.12.2021), заключенного между ИП П.М.М. и ИП П.В.К., согласно п. 1.1 этого договора арендодатель ИП П.М.М. передает арендатору ИП П.В.К. во временное владение и пользование объекты недвижимости, в том числе нежилое помещение бокса ремонта автомашин площадью 2886,55 кв. м, при этом помещение и оборудование представляется арендатору с целью использования в коммерческой деятельности, не запрещенной действующим законодательством.
Анализируя договор аренды Номер изъят от 01.02.2020, предметом которого является в том числе аренда спорного нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что договор Номер изъят от 01.02.2020 (срок действия с 01.02.2020 до 31.12.2020) между ИП П.М.М. и ИП П.В.К., заключен после принятия оспариваемого Распоряжения в„– 990-рп, которое принято 11.12.2019, и на дату его принятия не опровергает законность Распоряжения в„– 990-рп в оспариваемой административным истцом части.
Данный договор также не ставит под сомнение законность Распоряжения в„– 1095-рп, принятого 21.12.2020, так как срок действия договора истек 31.12.2020 (следующий договор Номер изъят был заключен лишь 01.02.2021), при этом тексты договора Номер изъят от 01.02.2020 и договора Номер изъят от 01.02.2021 не содержат указания на целевое использование спорного нежилого помещения в период его аренды исключительно для оказания услуг по техническому обслуживанию, ремонту и мойке автотранспортных средств юридических лиц.
В судебном заседании судом представителю административного истца было предложно представить суду доказательства использования спорного нежилого помещения исключительно для представления услуг по мойке, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств юридических лиц, а также кассовую книгу ИП П.В.К.
В подтверждение факта использования данного нежилого помещения исключительно для оказания услуг юридическим лицам для осуществления технического обслуживания и ремонта, принадлежащих им автомобилей, административным истцом представлены суду копии договора на техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей Номер изъят от 01.03.2017 (срок действия до 28.03.2018), договора возмездного оказания услуг Номер изъят от 18.10.2017 (срок действия по 21.06.2018), заключенных между ИП "П.В.К. и ООО "Мегоком", копию дополнительного соглашения от 01.06.2018 к договору возмездного оказания услуг Номер изъят от 18.10.2016 (не относится к указанному выше договору возмездного оказания услуг Номер изъят от 18.10.2017, поскольку имеет отсылку к иному договору Номер изъят от 18.10.2016), которые суду не приняты в качестве относимых доказательств, так как срок их действия не относятся к периодам принятия оспариваемых Перечней на 2020 и 2021 годы.
Представленные копии: договора Номер изъят на оказание услуг по ремонту транспортных средств от 01.02.2019, заключенного между ИП П.В.К. и ФГУП "Главным центром специальной связи"; договоров Номер изъят на предоставление услуг по ремонту автотранспорта от 02.10.2019 и Номер изъят от 04.06.2020, заключенных между ИП П.В.К. и ОГБПОУ "Тулунский медицинский колледж"; договора Номер изъят на предоставление услуг по автомойке автотранспорта от 06.07.2020, заключенного между ИП П.В.К. и ООО "РИГИЛ"; договора Номер изъят на представление услуг по ремонту автотранспорта от 22.05.2019, заключенного между ИП П.В.К. и ООО "Атон"; договора Номер изъят от 01.12.2020 между ИП П.В.К. и САО "Белореченское" на ТО и ремонт автомобилей; договора Номер изъят от 01.02.2022 на техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей, заключенного между АО "ТК "Мегаполис" и ИП П.В.К. на ТО и техническое обслуживание автомобилей; договора Номер изъят от 01.02.2022 на техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей от 01.04.2020, заключенного между АО "ТК "Мегаполис" и ИП П.В.К. на ТО и техническое обслуживание автомобилей; договора на выполнение технического обслуживания и ремонт автомобиля Номер изъят от 19.06.2020, заключенного между ИП П.В.К. и ООО "Охранное предприятие "Иркутскэнерго", к которых место оказание услуг указано как <адрес изъят>, не доказывают доводы административного истца об использовании спорного нежилого помещения исключительно для представления услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей исключительно юридическими лицами и не опровергают довод представителей административных ответчиков об оказании в данном нежилом помещении услуг по ремонту, мойке и техническому обслуживанию автомобилей физических лиц, которые квалифицируются как бытовое обслуживание, кроме того в данных договорах указано иное место оказание услуг - <адрес изъят>, тогда как спорное нежилое помещение находится по адресу: <адрес изъят>.
Согласно приобщенной к материалам административного дела копии Свидетельства о государственной регистрации права, выданному Управлением федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Иркутской области от 15.04.2009 Номер изъят (л.д. 29, т. 1) по адресу: <адрес изъят> расположено принадлежащее на праве собственности административному истцу нежилое здание мастерских, общей площадью 532,4 кв. м, где и могли оказывать указанные в перечисленных выше договорах услуги по техническому обслуживанию, ремонту и мойке автотранспорта юридических лиц.
Анализируя представленные административным истцом и административным ответчиком фотоматериалы приложение Номер изъят к письму ИП П.М.М. от 27.12.2021 (исх. Номер изъят) в министерство имущественных отношений Иркутской области (л.д. 68 - 69, т. 1) в части, касающейся нежилого помещения бокс ремонта автомашин с кадастровым номером 38:30:011901:7936, суд установил, что на фотографиях (л.д. 68, т. 1) изображена фасадная часть здания нежилого помещения бокс ремонта автомашин с кадастровым Номер изъят, на которой размещена вывеска "АвтоРитет", здание оснащено тремя воротами для заезда автотранспорта. На фотографии внутренней части 1 этажа указанного выше здания (л.д. 68, т. 1) изображены подъемники для ремонта автотранспорта, на одном из подъемников находится легковой автомобиль "Нива" с поднятым капотом, также в данном помещении, кроме указанного автомобиля "Нива" в специально оборудованных местах для ремонта находятся одновременно также 6 легковых автомобилей различных марок. На фотографии (л.д. 69, т. 1) в специально оборудованных местах ремонта находятся легковой автомобиль, микроавтобус, а также грузовой автомобиль.
Административным истцом представлены суду скриншоты с поисковой системы "Яндекс" (л.д. 158 - 164, т. 2) места нахождения на интернет-сервисе "Яндекс Карты" автосервиса "Авторитет" (размещены фотографии фасадной части здания с вывеской "АвтоРитет", а также внутренней части помещения, указан адрес нахождения автосервиса: <адрес изъят>) позволяющие его идентифицировать визуально с нежилым помещением бокса ремонта автомашин с кадастровым Номер изъят, а также скриншоты 15 отзывов физических лиц о его работе, относящихся к периоду принятия оспариваемых распоряжений Правительства Иркутской области.
Судом не приняты доводы представителя административного истца о том, что данные отзывы не имеют идентификации и не могут быть использованы судом в качестве доказательств, поскольку факт наличия в поисковой системе "Яндекс" данной информации представителем административного истца не оспаривалось, как не оспаривалась относимость этих отзывов к автосервису "АвтоРитет" находящемуся в спорном нежилом помещении, а также судом учтено, что эти отзывы являются как положительными, так и отрицательными, что исключает их создание в целях дискредитации ИП П.В.К.
Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, учитывая изложенное выше, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 в„– 46-П, о невозможности включения в Перечень объекта недвижимости исключительно исходя из одного критерия - вида разрешенного использования земельного участка, на котором этот объект расположен, без проверки фактического использование объекта, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца и его представителя об использовании нежилого помещения бокс ремонта автомашин с кадастровым номером 38:30:011901:7936 исключительно в целях технического обслуживания, ремонта и мойки автотранспортных средств юридических лиц, поскольку собранными по делу доказательствами подтвержден факт оказания услуг автосервиса в данном нежилом помещении как юридическим, так и физическим лицам, что подтверждает правомерность отнесения данного нежилого помещения оспариваемыми распоряжениями Правительства Иркутской области к объектам бытового обслуживания и включения его в Перечни на 2020 и 2021 годы.
При указанных выше обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований ИП П.М.М.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя П.М.М. к Правительству Иркутской области, министерству имущественных отношений Иркутской области о признании недействующими:
- пункта 12406 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год", утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области в„– 990-рп от 11 декабря 2019 г. (действующим в редакции распоряжения Правительства Иркутской области от 14.07.2022 в„– 382-рп), которым в этот Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение бокс ремонта автомашин, кадастровый Номер изъят, общей площадью 2886,55 кв. м, расположенное по адресу: <адрес изъят>, об исключении данного пункта из этого Перечня;
- пункт 11502 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год", утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области в„– 1095-рп от 21 декабря 2020 г. (действующим в редакции распоряжения Правительства Иркутской области от 22.11.2022 в„– 649-рп), которым в этот Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение бокс ремонта автомашин, кадастровый Номер изъят, общей площадью 2886,55 кв. м, расположенное по адресу: <адрес изъят>, об исключении данного пункта из этого Перечня.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 5 мая 2023 г.

Председательствующий судья
А.С.ПАПУША


------------------------------------------------------------------