Решение Иркутского областного суда от 01.03.2023 N 3а-48/2023 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующими постановления Правительства Иркутской области от 07.11.2012 N 629-пп "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ государственного природного заказника регионального значения "Бойские болота" и Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным профилем "Бойские болота", утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 N 522-пп>



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2023 года

УИД 38OS0000-01-2022-000816-23

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Вегеры А.А.,
представителя административного истца Шубина А.А. - адвоката Кокорина А.А., действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика Правительства Иркутской области - Якушина Д.Ю., действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области - Багдасарян А.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица ОГБУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области" - Солонской О.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-48/2023 по административному исковому заявлению Шубина А.А. к Правительству Иркутской области, заинтересованные лица - Министерство лесного комплекса Иркутской области, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, ОГБУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, о признании недействующими постановления Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ государственного природного заказника регионального значения "Бойские болота" и Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденное постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016,

установил:

В обоснование административных исковых требований Шубин А.А. указал, что он обратился в ОГБУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области" с заявлением, в котором просил разъяснить, каким образом он может реализовать свое право на осуществление заготовки и сбора недревесных и пищевых ресурсов, а также право на заготовку древесины для собственных нужд на территории государственного природного заказника с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", расположенного в границах Братского лесничества Иркутской области. ОГБУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области" в письме от 18.08.2022 в„– 316 сообщило ему, что осуществление заготовки и сбора недревесных и пищевых ресурсов, заготовка древесины гражданами для собственных нужд на территории заказника "Бойские болота" запрещены. Также указало, что такое запрещение предусмотрено режимом особой охраны заказника, установленного Положением о заказнике "Бойские болота", утвержденным постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016.
Административный истец считает, что постановление Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненных описаний границ государственного природного заказника областного значения "Бойские болота" и Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденное постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016 (в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 19.11.2018 в„– 841-пп, от 08.06.2020 в„– 427-пп, от 15.04.2022 в„– 299-пп, от 05.05.2022 в„– 350-пп), не соответствуют закону, в связи с чем должны быть признаны судом недействующими с момента их принятия.
Считает, что размещение заказника "Бойские болота" на землях лесного фонда и предусмотренный положением о заказнике "Бойские болота" запрет рубок лесных насаждений для собственных нужд нарушает права и законные интересы административного истца.
Указывает, что постановлением Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" установлено, что государственные природные заказники областного значения "Бойские болота", "Магданский", "Таюрский", "Туколонь", "Чайский", "Кирейский", "Кадинский", "Эдучанский", "Кочергатский", "Зулумайский", "Иркутный" являются государственными природными заказниками регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем, утверждены уточненные описания границ этих государственных природных заказников регионального значения.
В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" редакции от 25.06.2012, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, особо охраняемые природные территории регионального значения являлись собственностью субъектов Российской Федерации и находились в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В утвержденные уточненные границы заказника "Бойские болота" вошли кварталы Братского лесничества Иркутской области из состава земель лесного фонда. В ч.ч. 1, 2 ст. 6 ЛК РФ указано, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда отнесены к федеральной собственности, то есть вышеуказанные лесные участки также находятся в федеральной собственности. Правительство Иркутской области в нарушение закона включило в состав заказника "Бойские болота" земли, принадлежащие Российской Федерации. Присвоение федеральной собственности со стороны исполнительного органа субъекта Российской Федерации не может быть признано соответствующим закону. В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Совместное ведение Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации особо охраняемыми природными территориями не предусматривало возможность передачи земель лесного фонда из федеральной собственности в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, т.е. в собственность субъекта, следовательно, постановление Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненных границ заказника "Бойские болота" должно быть признано недействующим, так как противоречит федеральному законодательству.
Также указывает, что постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 в„– 522-пп утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота". В п. 2 ст. 23 Федерального закона в„– 33-ФЗ в редакции, действовавшей с 28.12.2013, указано, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 6 ст. 2 настоящего Федерального закона. Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона в„– 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации является Минприроды России. Считает, что постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 в„– 522-пп, которым утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", изменен режим его особой охраны. Ранее действовавшим положением, утвержденным решением Исполкома Иркутского областного совета народных депутатов от 17.06.1982 в„– 305, было закреплено, что заказник "Бойские болота" являлся комплексным государственным охотничьим заказником областного значения, созданным с целью сохранения, воспроизводства и восстановления численности диких животных, обитающих на его территории, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ. В свою очередь, главой 2 Положения о заказнике "Бойские болота", утвержденного оспариваемым нормативным правовым актом, был значительно расширен и дополнен перечень целей и задач заказника: сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологическое воспитание и оздоровление населения; снижение уровня антропогенного воздействия и сохранение природных комплексов (природных ландшафтов); сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного и растительного мира, в том числе среды их обитания (произрастания), путей миграции; объектов животного мира и поддержание экологического баланса; создание наиболее благоприятных условий для воспроизводства и естественного расселения на сопредельные территории объектов животного мира; проведение биотехнических мероприятий с целью поддержания и увеличения численности объектов животного мира; содействие в проведении научно-исследовательских работ в области биологии без нарушения установленного режима особой охраны заказника, разработка мероприятий по сохранению и естественному воспроизводству популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений; осуществление государственного мониторинга окружающей среды. Соответственно, разделом 2 ранее действовавшего положения был установлен иной режим охраны заказника "Бойские болота", в частности запрещавший только промысловый сбор дикорастущих ягод и грибов и не все виды рубок, а лишь рубку леса в местах глухариных токов.
Таким образом, утверждением Положения о заказнике "Бойские болота" обжалуемое постановление Правительства Иркутской области в значительной степени изменило режим охраны заказника по сравнению с ранее существовавшим режимом, что привело к нарушению прав проживающих в непосредственной близости к лесным участкам, входящим в границы заказника "Бойские болота", граждан, в том числе и прав административного истца на осуществление заготовки и сбора недревесных и пищевых ресурсов, а также заготовку древесины для собственных нужд. При этом из содержания постановления Правительства Иркутской области от 29.08.2016 в„– 522-пп не следует, что этот нормативный акт предварительно был согласован, как это предусмотрено п. 6 ст. 2 Федерального закона в„– 33-ФЗ, с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что противоречит закону. Указал, что он обращался в Минприроды России с запросом, в письме от 31.08.2022 в„– 15-50/11971-ОГ получил информацию, что проект постановления Правительства Иркутской области об изменении режима особой охраны государственного природного заповедника регионального значения "Бойские болота" в Минприроды России не поступал, что свидетельствует о нарушении принятыми в противоречие с федеральным законодательством оспариваемыми нормативными правовыми актами прав административного истца на использование лесов, ранее расположенных в пределах ранее установленной площади охраняемой природной территории и вне ее, и на условиях ранее существовавшего правового режима его охраны.
Административный истец ссылается на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации (апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2017 в„– 43-АПГ16-24, от 22.03.2018 в„– 86-АПГ18-1, от 28.02.2018 в„– 33-АПГ17-14).
Просит суд признать недействующими со дня принятия постановление Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ государственного природного заказника регионального значения "Бойские болота" и Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденное постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016.
В дополнениях к административному исковому заявлению Шубин А.А. указал, что основанием для признания недействующим постановления Правительства Иркутской области от 07.11.2012 в„– 629-пп "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ государственного природного заказника регионального значения считает то, что Правительство Иркутской области вышло за рамки предоставленных ему полномочий - распорядилось землями лесного фонда без согласования с собственником. Кроме того, считает необоснованным довод Правительства Иркутской области, что принятым постановлением от 07.11.2012 в„– 629-пп не изменены границы заказника, поскольку решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 02.10.1973 в„– 606 "Об учреждении комплексных государственных заказников областного значения" создан комплексный государственный охотничий заказник областного значения "Бойские болота" площадью 16 тыс. га без изъятия земель из государственного лесного фонда. Оспариваемым нормативным правовым актом заказнику присвоен статус государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем, утверждено уточненное описание границ заказника, общая площадь территории заказника составила - 15 713,69 га. Считает, что при уточнении границ заказника Правительство Иркутской области распорядилось землями лесного фонда по своему усмотрению, без согласования с собственником этих земель - Российской Федерацией. Правительство Иркутской области не представило ни одного доказательства сохранения заказника в пределах территории, выделенной при его создании в 1973 году. При этом административный истец ссылается на судебную практику (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2004 в„– 11-Г04-18; апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2005 в„– 53-Г05-47).
Кроме того, указал, что в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ на административного ответчика в настоящем деле возлагается обязанность по доказыванию согласования решения об изменении режима особой охраны заказника регионального значения "Бойские болота" с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Таких доказательств в материалы дела административным ответчиком не представлено. В свою очередь административный истец представил в материалы дела письмо Минприроды России от 31.08.2022 в„– 15-50/11971-ОГ, где указано, что проект постановления Правительства Иркутской области об изменении режима особой охраны государственного природного заповедника регионального значения "Бойские болота" в Минприроды России не поступал. Также из пояснений Минприроды России, поступивших в суд 02.02.2023, следует, что, несмотря на необходимость согласования изменений режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения с Минприроды России, проект постановления в„– 522-пп на согласование в этот орган не поступал. Письмо заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ от 07.10.2014 в„– 05-12-29/22669 "О согласовании проекта постановления", на которое ссылается административный ответчик в своих возражениях, не может быть признано доказательством согласования с Минприроды России решения об изменении режима особой охраны заказника регионального значения "Бойские болота". В дополнительных пояснениях от 20.02.2023 Минприроды России указало на то, что не представляется возможным сообщить, было ли согласовано вышеуказанным письмом Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота". При этом административный ответчик не представил какие-либо документы, которые могли бы подтвердить соответствие содержания направленного в июне 2014 года в адрес Минприроды России положения о заказнике, содержанию положения о заказнике, утвержденного в августе 2016 года. Как следует из письма от 19.06.2014 в„– 84-37-904/14, в адрес Минприроды России была направлена пояснительная записка к проекту постановления "Об утверждении положений государственных природных заказников Иркутской области", но и этот документ не представлен в материалы дела.
Кроме того, указывает, что в режим особой охраны и использования заказника "Бойские болота" вносились изменения постановлениями Правительства Иркутской области от 08.06.2020 в„– 427-пп (изменение подпункта 11 пункта 14 Положения) и от 15.04.2022 в„– 299-пп (изменение подпункта 18 пункта 14 и исключение подпункта 4 пункта 15 Положения), но и они не прошли согласование в Минприроды России, что следует из письма Минприроды России от 31.08.2022 в„– 15-50/11971-ОГ. Административным ответчиком не представлено доказательств согласования изменения режима государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота" с уполномоченным федеральным органом власти. После утверждения в 2016 г. нового положения о заказнике "Бойские болота" существенно изменился вид заказника - с биологического (охотничьего комплексного) на заказник с комплексным (ландшафтным) профилем. С 2016 г. заказник "Бойские болота" не является биологическим (охотничьим), а носит универсальный (комплексный) характер. Кроме того, изменилась и содержательная часть режима охраны заказника "Бойские болота", в частности появился запрет на промысловый сбор дикорастущих ягод и грибов и все виды рубок леса.
В судебном заседании представитель административного истца Шубина А.А. - адвокат Кокорин А.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, просил суд административные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Иркутской области - Якушин Д.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области - Багдасарян А.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ОГБУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области" - Солонская О.Н., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило отзыв на административное исковое заявление, указав, что не согласно с административными исковыми требованиями, поскольку особо охраняемая природная территория - заказник "Бойские болота" создан на основании решения уполномоченного органа, режим особой охраны установлен уполномоченным органом на основании норм действующего федерального и регионального законодательства, запрет на проведение рубок лесных насаждений не может нарушать законные права и интересы административного истца, так как право на проведение рубок, осуществление заготовки и сбора недревесных и пищевых ресурсов, заготовку древесины для собственных нужд на территории заказника у административного истца отсутствует.
Административный истец Шубин А.А., представители заинтересованных лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Вегеры А.А., полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (п.п. 1, 3 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 6 ст. 2 настоящего Федерального закона, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 9 ст. 95 ЗК РФ и п. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 02.10.1973 в„– 606 "Об учреждении комплексных государственных заказников областного значения" в целях усиления охраны, увеличения численности государственного охотничьего фонда и обогащения смежных с заказниками охотничьих угодий созданы комплексные государственные заказники областного значения, без изъятия лесов из государственного лесного фонда сроком на 10 лет. Заказник "Бойские болота" создан на территории Братского района, площадью 16 000 га, с изъятием этой территории из охотугодий Братского коопзверопромхоза, в границах, согласно Приложению в„– 1 (т. 1 л.д. 220).
В Приложении в„– 1 к решению облисполкома от 02.10.1973 в„– 606 описаны границы государственного комплексного охотничьего заказника "Бойские болота" на территории Братского района. Северная: от юго-западного столба квартала в„– 279 по визиру в восточном направлении до северо-восточного квартального столба в„– 291. Восточная: от северо-восточного столба в„– 291 по визиру на юг до западного квартального столба в„– 344, далее по визиру в восточном направлении до восточного квартального столба в„– 344, далее по визиру на юг до юго-восточного квартального столба кв. в„– 375, затем от юго-восточного квартального столба кв. 375 по визиру на запад до северо-восточного квартального столба в„– 404 и по визиру на юг до юго-восточного квартального столба в„– 433. Южная: от юго-восточного квартального столба в„– 433 по визиру на запад до юго-западного квартального столба в„– 422. Западная: от юго-западного квартального столба в„– 422 по визиру на север до северо-западного квартального столба в„– 279 (т. 1 л.д. 221).
Согласно Приложению в„– 3 к решению облисполкома от 02.10.1973 в„– 606 установлен режим, в том числе государственного комплексного заказника "Бойские болота", в котором указано, что государственные комплексные охотничьи заказники областного значения учреждены в целях охраны диких копытных животных, боровой и водоплавающей дичи. Заказники находятся в ведении управления охотничье-промыслового хозяйства при Иркутском облисполкоме. Для создания в заказниках нормальных условий обитания и воспроизводства диких животных, боровой и водоплавающей дичи запрещается ружейная, безружейная и всякая другая охота на все виды зверей и птиц, а также нахождение с огнестрельным оружием, орудиями лова и собаками; любительский лов рыбы по речкам на территории заказника (т. 1 л.д. 71).
Решением исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 17.06.1982 в„– 305 "Об утверждении Положений о государственных охотничьих заказниках областного значения" было утверждено положение, в том числе о заказнике "Бойские болота", согласно которому организация заказника не влечет за собой изъятия занимаемого земельного участка, водного объекта у землепользователей, лесопользователей и водопользователей (т. 1 л.д. 222 - 225).
В дальнейшем срок действия заказника "Бойские болота" неоднократно продлевался: решением исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 18.10.1983 в„– 531 "О продлении сроков действия государственных охотничьих заказников" на 10 лет; постановлением главы администрации Иркутской области от 19.01.1994 в„– 15 "О продлении срока действия заказников областного значения" на 10 лет; постановлением главы администрации Иркутской области от 20.05.2003 в„– 73-пг "О сроке действия государственных природных заказников областного значения" заказник был признан постоянно действующим (т. 1, л.д. 226 - 232).
Как следует из кадастрового дела в„– 82 государственного природного заказника регионального значения "Бойские болота", решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 02.10.1973 в„– 606 "Об учреждении комплексных государственных заказников областного значения" установлены границы заказника площадью 16 000 га и утвержден его режим (т. 1 л.д. 149 - 168).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заказник "Бойские болота" был образован (создан) в 1973 году.
Постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 в„– 629-пп "О государственных природных заказниках Иркутской области" установлено, что государственные природные заказники областного значения, в том числе "Бойские болота", являются государственными природными заказниками регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем. Также утверждены уточненные описания границ государственных природных заказников регионального значения, в том числе заказника "Бойские болота". Общая площадь территории заказника - 15 713,69 га.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 в„– 522-пп "Об утверждении положений о государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области" утверждено положение о заказнике "Бойские болота", согласно которому государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота" расположен на землях лесного и водного фондов; заказник является постоянно действующим, без ограничения срока действия; заказник находится в ведении министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, обеспечивающего охрану и функционирование заказника; управление заказником в пределах компетенции осуществляется областным государственным бюджетным учреждением "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области"; на территории заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на заказник целями и задачами, в том числе проведение всех видов рубок, за исключением проведения рубок при непосредственном тушении лесных пожаров на территории заказника, проведения рубок лицами, право пользования лесными участками которых возникло до образования заказника, проведения согласованных Дирекцией рубок, проводимых в рамках санитарно-оздоровительных и воспроизводственных мероприятий, а также при принятии мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории заказника, а также промышленный сбор и заготовка недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, сбор и заготовка гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд.
Рассматривая требования административного истца об оспаривании постановления Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ государственного природного заказника регионального значения "Бойские болота", суд приходит к следующему выводу.
В силу п.п. 8 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта), так и в силу п. 12 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (действующего на момент рассмотрения дела) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с абз. 11 ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 18.11.2009 в„– 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" Правительство Иркутской области создает и обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Таким органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 в„– 1219 является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, согласовывать с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации необходимо только решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны.
В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный закон в„– 406-ФЗ вступил в силу 30.12.2013.
В судебном заседании установлено, что заказник "Бойские болота" был создан в 1973 году площадью 16 000 га, также был утвержден его режим. Оспариваемым постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 в„– 629-пп "О государственных природных заказниках Иркутской области" заказнику "Бойские болота" установлен профиль и утверждено уточненное описание границ, следовательно, на основании оспариваемого постановления заказник "Бойские болота" не создавался, режим особой охраны не изменялся, в связи с чем согласования с Минприроды России не требовалось. Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями Минприроды России, согласно которым проект постановления в„– 629-пп на согласование в Минприроды не поступал, так как в соответствии с действовавшей на момент его принятия редакцией Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" согласование с Минприроды России подобных проектов нормативных правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации не предусматривалось.
Статьей 6 Закона Иркутской области от 19.06.2008 в„– 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области" установлено, что к полномочиям Правительства Иркутской области в соответствии с федеральным и областным законодательством относится решение вопросов организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе определение особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе обеспечение разработки и утверждение положений об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения.
Оценивая в совокупности установленные обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку Правительство Иркутской области обладает полномочиями на принятие нормативных правовых актов по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, то Правительство Иркутской области уполномочено на издание оспариваемого постановления - постановления Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области".
В судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт подписан уполномоченными лицами - Губернатором Иркутской области и первым заместителем председателя Правительства Иркутской области, опубликован в общественно-политической газете "Областная" в„– 129 от 19.11.2012.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт - постановление Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и вступил в силу. Компетенция, соблюдение процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта административным истцом также не оспариваются.
Административный истец, оспаривая постановление Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области", указывает, что в утвержденные уточненные границы заказника "Бойские болота" вошли кварталы Братского лесничества Иркутской области из состава земель лесного фонда. При этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, однако Правительство Иркутской области включило в состав заказника "Бойские болота" земли, принадлежащие Российской Федерации. Присвоение федеральной собственности со стороны исполнительного органа субъекта Российской Федерации не может быть признано соответствующим закону. Совместное ведение Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации особо охраняемыми природными территориями не предусматривало возможность передачи земель лесного фонда из федеральной собственности в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, т.е. в собственность субъекта, следовательно, постановление Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненных границ заказника "Бойские болота" должно быть признано недействующим, так как противоречит федеральному законодательству.
Проверяя оспариваемое постановление Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ государственного природного заказника регионального значения "Бойские болота" на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу требований ст. 2.1 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 95 ЗК РФ и п. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрена возможность образования и существования заказников как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Таким образом, создание в границах земель лесного фонда особо охраняемой природоохранной территории регионального значения может быть осуществлено без изъятия лесных участков из федеральной собственности.
В судебном заседании установлено, что заказник "Бойские болота" создан на территории Братского района, площадью 16 000 га решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 02.10.1973 в„– 606 "Об учреждении комплексных государственных заказников областного значения" в целях усиления охраны, увеличения численности государственного охотничьего фонда и обогащения смежных с заказниками охотничьих угодий созданы комплексные государственные заказники областного значения, без изъятия лесов из государственного лесного фонда.
В Приложении в„– 1 к решению облисполкома от 02.10.1973 в„– 606 описаны границы государственного комплексного охотничьего заказника "Бойские болота".
Оспариваемым постановлением Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" установлено, что государственные природные заказники областного значения, в том числе "Бойские болота", являются государственными природными заказниками регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем. Также утверждены уточненные описания границ государственных природных заказников регионального значения, в том числе заказника "Бойские болота". Общая площадь территории заказника - 15 713,69 га.
Таким образом, заказник "Бойские болота" создан без изъятия лесов из государственного лесного фонда, что не требует согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Границы и режим заказника также определены при создании данного заказника. Оспариваемым постановлением только уточнены границы, поскольку в 1973 году при создании заказника кадастровые дела не формировались, площади заказников определялись без проведения кадастровых работ. В 2012 году при уточнении границы заказника были утверждены по координатам точек, но в тех же границах и кварталах, которые были установлены при создании заказника в 1973 году, при этом произошло уменьшение общей площади заказника с 16 000 га до 15 713,69 га, поскольку ранее площади заказников определялись без проведения кадастровых работ. Новые территории в границы заказника не были включены.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд не находит оснований для признания постановления Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ заказника не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку создание в границах земель лесного фонда особо охраняемой природоохранной территории регионального значения может быть осуществлено без изъятия лесных участков из федеральной собственности, что не противоречит федеральному законодательству. Поскольку объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, что позволяет использовать земельные участки из состава земель лесного фонда без их перевода в другую категорию земель.
Кроме того, порядок перевода земель лесного фонда в земли иных категорий установлен Федеральным законом от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз) рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую входит в число полномочий Рослесхоза.
В силу п.п. 8 п. 2 ст. 9 Закона Иркутской области от 19.06.2008 в„– 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области" перевод земель (земельных участков), которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в земли особо охраняемых территорий и объектов производится в случае необходимости.
Действующим законодательством не установлена обязанность по переводу земель лесного фонда в другую категорию земель.
При этом суд учитывает, что Министерство лесного комплекса Иркутской области обращалось в Федеральное агентство лесного хозяйства с ходатайством о переводе земельных участков, расположенных в границах заказников регионального значения из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых природных территорий на примере заказника регионального значения "Туколонь", охранный режим и границы которого также определены оспариваемыми нормативно-правовыми актами.
Рослесхоз в ответе от 05.10.2018 в„– А13-01-42/16545, рассмотрев поступившие материалы, принял решение о возврате материалов, указав, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам. В соответствии с ч. 4 ст. 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование лесов, расположенных на таких земельных участках, осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. Также указал, что Рослесхоз считает нецелесообразным перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов для заявленных целей.
Более того, согласно приказу Рослесхоза от 23.04.2019 в„– 556 "Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2009 в„– 372, от 12.11.2009 в„– 485, от 28.12.2009 в„– 546" леса, расположенные на территории, в том числе Братского лесничества Иркутской области, отнесены к категории защитных лесов "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях" и установлены их границы согласно приложению в„– 1, в котором указаны кварталы спорного заказника "Бойские болота" и его площадь - 15 477 га. Таким образом, Рослесхоз, который действует в интересах Российской Федерации, указал, что лесные участки в составе земель лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности и которые были включены в состав заказника, отнесены к категории защитных лесов, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Доводы административного истца о противоречии постановления Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" федеральному законодательству являются необоснованными. При этом в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации, на которую ссылается административный истец, рассмотрены правоотношения, связанные с объявлением земель государственным природным заказником с изъятием земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев, вместе с тем, в рассматриваемом деле заказник "Бойские болота" был создан без изъятия лесов из государственного лесного фонда.
Рассматривая требования административного истца о признании недействующим положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, в связи с нарушением процедуры его принятия - в нарушение требований п. 6 ст. 2 Федерального закона в„– 33-ФЗ не был согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации. По вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
В п.п. 12 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", действующего в настоящее время, указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с абз. 11 ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 18.11.2009 в„– 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" Правительство Иркутской области создает и обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Статьей 6 Закона Иркутской области от 19.06.2008 в„– 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области" установлено, что к полномочиям Правительства Иркутской области в соответствии с федеральным и областным законодательством относится решение вопросов организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе определение особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе обеспечение разработки и утверждение положений об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения.
Таким образом, Правительство Иркутской области обладает полномочиями на принятие постановления Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016 "Об утверждении Положений о государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области" вместе с "Положением о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота".
Согласно ст. 66 Устава Иркутской области Первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области подписывает правовые акты Правительства Иркутской области. В силу п. 6 ст. 12 Закона Иркутской области "О правовых актах" постановления и распоряжения Правительства Иркутской области подписываются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области. В абз. 5 п. 45 постановления Правительства Иркутской области от 01.06.2016 в„– 334-пп "О Регламенте Правительства Иркутской области" указано, что приложение к проекту правового акта подписывается курирующим первым заместителем Председателя Правительства Иркутской области, заместителем Губернатора Иркутской области, заместителем Председателя Правительства Иркутской области, а в случае отсутствия курирующего первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителя Губернатора Иркутской области, заместителя Председателя Правительства Иркутской области - министром Иркутской области или руководителем иного исполнительного органа государственной власти Иркутской области по соответствующей сфере деятельности (лицом, исполняющим обязанности или осуществляющим полномочия по соответствующей должности). В абз. 9 п. 38 постановления Правительства Иркутской области от 05.07.2012 "О Регламенте Правительства Иркутской области" указано, что приложение подписывается первым заместителем Председателя Правительства Иркутской области, заместителем Губернатора Иркутской области или заместителем Председателя Правительства Иркутской области в соответствии с распределением обязанностей либо руководителем аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (действовал на момент принятия постановления в„– 629-пп).
Постановление в„– 522-пп подписано уполномоченными лицами - первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Битаровым А.С. и заместителем председателя Правительства Иркутской области Кондрашовым В.И.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт подписан уполномоченными лицами.
В соответствии с ч. 2(1) ст. 54 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах" официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 в„– 10-ОЗ "О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета "Областная".
Постановление в„– 522-пп опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.08.2016, а также в общественно-политической газете "Областная" в„– 98 от 07.09.2016.
Таким образом, установленный порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
В зависимости от предмета правового регулирования, нормативные акты Правительства Иркутской области требуют согласования с Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Предметом правового регулирования Постановления в„– 522-пп является утверждение Положений о государственных природных заказниках регионального значения (в которых в том числе говорится об изменении режима их особой охраны). Указанный предмет правового регулирования в силу Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" требует согласования с Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 в„– 1219, таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Главой 5 Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, установлен режим особой охраны и использования заказника.
Согласно письму Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области от 19.06.2014 в„– 84-37-904/14 "О рассмотрении проекта постановления Правительства Иркутской области" в Минприроды России для согласования был направлен проект постановления Правительства Иркутской области "Об утверждении положений государственных природных заказников Иркутской области", в том числе для согласования направлено положение о государственном природном заказнике регионального значения "Бойские болота" (т. 1 л.д. 108 - 109).
Согласно письму Минприроды России от 07.10.2014 в„– 05-12-29/22669 "О согласовании проекта постановления" Минприроды России в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" рассмотрело и согласовывает проект постановления Правительства Иркутской области "Об утверждении положений государственных природных заказников Иркутской области", представленный письмом службы от 19.06.2014 в„– 84-37-904/14 (т. 1 л.д. 110).
Кроме того, согласно письму Минприроды России от 01.12.2022 в„– 1550/17048-ОГ, направленному представителю административного истца - Кокорину А.А., проект постановления Правительства Иркутской области, который был представлен в Минприроды России письмом Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области от 19.06.2014 в„– 84-37-904/14, согласован письмом Минприроды России от 07.10.2014 в„– 05-12-29/22669 (т. 1 л.д. 209).
Более того, согласно пояснениям Минприроды России, представленным в суд, письмом от 19.06.2014 в„– 84-37-904/14 Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области направила в Минприроды России проект постановления "Об утверждении положений государственных природных заказников Иркутской области" с поименованными в нем приложениями, в том числе положение о государственном природном заказнике регионального значения "Бойские болота". Указанный проект согласован Минприроды России письмом от 07.10.2014 в„– 05-12-29/22669. Также указало, что согласно Перечню и Номенклатуре, срок хранения переписки с федеральными органами исполнительной власти, правительствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляет 5 лет, в связи с чем документы по согласованию данного проекта представить невозможно, так как они уничтожены в 2020 году. Кроме того, указало, что проект Постановления в„– 522-пп в Минприроды России на согласование не поступал.
Согласно дополнительным пояснениям Минприроды России, в связи с тем, что архивные документы Министерства 2014 года уничтожены в 2020 году, отсутствует возможность сравнить буквальное содержание Положения с проектом Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Бойские болота", поступившего на согласование в Минприроды России. Сообщить о том, было ли согласовано Положение письмом Минприроды России от 07.10.2014 в„– 05-12-29/22669, не представляется возможным. Также Минприроды России представило акт от 27.07.2020 о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, за 2014 год.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденное постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, согласовано с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России письмом от 07.10.2014 в„– 05-12-29/22669. При этом указание Минприроды России в пояснениях о том, что проект Постановления в„– 522-пп в Минприроды России на согласование не поступал, суд не принимает во внимание, поскольку в Министерство поступает лишь проект, а уже после согласования постановлению присваивается номер и дата. Кроме того, оценив пояснения Минприроды России, что в связи с тем, что архивные документы Министерства 2014 года уничтожены в 2020 году, отсутствует возможность сравнить буквальное содержание Положения с проектом Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Бойские болота", поступившим на согласование в Минприроды России, и сообщить о том, было ли согласовано данное Положение письмом Минприроды России от 07.10.2014 в„– 05-12-29/22669, суд приходит к выводу, что это не свидетельствует о том, что проект Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденный постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, не прошел согласование с уполномоченным органом, поскольку Минприроды России представило письмо, согласно которому проект Положения поступал на согласование в Минприроды России и был согласован письмом от 07.10.2014 в„– 05-12-29/22669. Согласно представленному Минприроды России акту о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, документы, поступившие вместе с письмом Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области от 19.06.2014 в„– 84-37-904/14, уничтожены. Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, что на согласование в Минприроды России поступал иной проект положения, как и не представлено доказательств, что был согласован иной проект.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 в„– 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного лесного контроля (надзора).
С момента согласования проекта Положения со стороны контролирующего органа не возникало вопросов о несоответствии согласованного в Минприроды России проекта и утвержденного постановлением Правительства Иркутской области Положения о государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области.
Довод административного истца, что из информации, представленной Минприроды России в письме от 31.08.2022 в„– 15-50/11971-ОГ (т. 1 л.д. 29), следует, что проект постановления Правительства Иркутской области об изменении режима особой охраны заказника в Минприроды России не поступал, правового значения не имеет, поскольку в Минприроды России для согласования был направлен проект постановления Правительства Иркутской области "Об утверждении положений государственных природных заказников Иркутской области"; проект постановления Правительства Иркутской области об изменении режима особой охраны заказника в Минприроды России не направлялся.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого административным истцом Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, процедура принятия данного акта соблюдена. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемое Положение о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденное постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, также соответствует.
Иных доводов о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим административным истцом не приведено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административные исковые требования о признании недействующим Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд учитывает, что режим государственного комплексного заказника "Бойские болота" был установлен приложением в„– 3 к решению облисполкома от 02.10.1973 в„– 606. Приказом Рослесхоза от 23.04.2019 в„– 556 "Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2009 в„– 372, от 12.11.2009 в„– 485, от 28.12.2009 в„– 546" леса, расположенные на территории, в том числе Братского лесничества Иркутской области, отнесены к категории защитных лесов "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях".
На момент создания заказника к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относились леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
В ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
В ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" постоянно или временно запрещена любая деятельность на территориях государственных природных заказников, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. При этом задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника, а собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны. С учетом профиля заказника "Бойские болота" установлен запрет на проведение всех видов рубок, за исключением проведения рубок при непосредственном тушении лесных пожаров на территории заказника, проведения рубок лицами, право пользования лесными участками которых возникло до образования заказника, проведения согласованных Дирекцией рубок, проводимых в рамках санитарно-оздоровительных и воспроизводственных мероприятий, а также при принятии мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории заказника, а также промышленный сбор и заготовка недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, сбор и заготовка гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Положениями лесного законодательства установлены ограничения в осуществлении заготовки древесины (рубок лесных насаждений) в защитных лесах.
Таким образом, право административного истца на осуществление заготовки и сбора недревесных и пищевых ресурсов, а также заготовку древесины для собственных нужд не нарушено оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку такие виды деятельности также запрещены на территории защитных лесов.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Шубина А.А. о признании недействующими постановления Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ государственного природного заказника регионального значения "Бойские болота" и Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 176, 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Шубина А.А. к Правительству Иркутской области о признании недействующими постановления Правительства Иркутской области в„– 629-пп от 07.11.2012 "О государственных природных заказниках Иркутской области" в части утверждения уточненного описания границ государственного природного заказника регионального значения "Бойские болота" и Положения о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем "Бойские болота", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 522-пп от 29.08.2016, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья
И.В.ЛАРИЧЕВА

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2023 г.


------------------------------------------------------------------