Решение Иркутского областного суда от 13.02.2023 N 3а-26/2023 <О признании частично недействующим абзаца 3 пункта 7 статьи 37 Устава Зиминского городского муниципального образования, принятого решением Городской Думы г. Зимы от 26.05.2005 N 108 >



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2023 года

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Андриевской А.А., с участием представителя административного истца А.А.С. - О.А.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности Номер изъят от 8 сентября 2022 г., прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области М.М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-26/2023 по административному исковому заявлению А.А.С. к Думе Зиминского городского муниципального образования о признании недействующим в части Устава Зиминского городского муниципального образования,

установил:

А.А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Зиминского городского муниципального образования о признании в части пункта 7 (фактически часть 7) ст. 37 Устава Зиминского городского муниципального образования не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующим с момента возникновения противоречия данным нормативным правовым актам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Устав Зиминского городского муниципального образования (далее - Устав ЗГМО) принят в редакции решения Думы г. Зима Иркутской области от 26.05.2005 в„– 108, опубликован в газете "Приокская правда" от 07.07.2005 в„– 90-93; зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу 08.11.2005 (рег. Номер изъят), введен в действие с 01.01.2006.
В соответствии с ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО в редакции решения Думы Зиминского городского муниципального образования от 26.05.2005 в„– 108 Председатель городской Думы утверждает штатное расписание аппарата городской Думы и осуществляет полномочия его руководителя.
Решением Думы Зиминского городского муниципального образования от 24.04.2008 в„– 459 текст указанного абзаца был дополнен словами: ", в том числе полномочия, предусмотренные ч. 8 ст. 47, ч. 1 ст. 59, ст. 67 настоящего Устава, в случае учреждения в аппарате городской Думы должностей муниципальной службы".
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" председатель представительного органа местного самоуправления является его депутатом (абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 в„– 303-ФЗ), а депутат является лицом, замещающим муниципальную должность (абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 в„– 361-ФЗ).
В соответствии с главой I Реестра должностей муниципальной службы Иркутской области, являющегося Приложением в„– 1 к Закону Иркутской области "О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области" от 15.10.2007 в„– 89-оз, должность руководителя аппарата Думы городского округа является высшей должностью муниципальной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 в„– 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" депутаты, члены выборных органов местного самоуправления не являются муниципальными служащими.
При этом в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 этого же Федерального закона в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае его избрания или назначения на муниципальную должность.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в первоначальной редакции лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать должности муниципальной службы.
В соответствии с п. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 21.11.2011 в„– 329-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 в„– 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" для замещения высших должностей муниципальной службы, то есть и для должности руководителя аппарата городской Думы, устанавливаются квалификационные требования на основе типовых требований, которые включают в себя: требование к уровню профессионального образования (наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры), требование к стажу (не менее четырех лет стажа муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки).
Административный истец считает, что ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО создает такое правовое регулирование, согласно которому полномочия муниципальной должности (депутата Думы Зиминского городского муниципального образования) и полномочия должности муниципальной службы (главы аппарата Думы Зиминского городского муниципального образования) осуществляются одним и тем же лицом в нарушение ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и других федеральных и областных законов.
Положения ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО допускают осуществление полномочий должности муниципальной службы (главы аппарата Думы Зиминского муниципального образования) лицами, не соответствующими квалификационным требованиям, установленным Законом Иркутской области от 15.10.2007 в„– 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области".
Исполнение должностных обязанностей главы аппарата Думы Зиминского городского муниципального образования председателем Думы Зиминского городского муниципального образования нарушает право административного истца на осуществление местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Иркутской области. Более того, сложившаяся ситуация приводит к нарушению иных прав административного истца, в том числе права на обращение к депутатам Думы Зиминского городского муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Так, 28.07.2021 на адрес Думы Зиминского городского муниципального образования им были направлены 19 индивидуальных обращений к депутатам Думы Зиминского городского муниципального образования. Рассмотрение указанных обращений в установленный в законодательстве срок председателем Думы Зиминского городского муниципального образования было фактически сорвано, так как регистрация указанных обращений произведена за пределами установленного в законодательстве Российской Федерации срока, а индивидуальное рассмотрение депутатами его обращений фактически заменено коллективным рассмотрением "в рамках заседания депутатских комиссий", то есть "без дачи письменного ответа" обратившемуся лицу.
Жалоба на имя председателя Думы Зиминского городского муниципального образования П.Г.А., направленная им после получения ответа из Думы Зиминского городского муниципального образования, не привела к устранению допущенных нарушений, в результате чего депутаты Думы Зиминского городского муниципального образования в основном проигнорировали его обращения.
Административный истец считает, что причиной допущенных нарушений законодательства Российской Федерации Думой Зиминского городского муниципального образования является, в том числе, исполнение должностных обязанностей главы аппарата Думы Зиминского городского муниципального образования в соответствии с ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО лицом, не соответствующим установленным в законодательстве Российской Федерации квалификационным требованиям к лицам, замещающим эту должность.
По вопросу несоответствия положений ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО указанным выше нормам федерального и областного законодательства административный истец неоднократно обращался в органы прокуратуры Российской Федерации.
Административный истец считает, что рассмотрение его обращений органами прокуратуры Российской Федерации осуществлялось с нарушениями Федерального закона от 17.01.1992 в„– 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", так как в первоначальном ответе зам. прокурора Зиминской межрайонной прокуратуры ответ на поставленный вопрос не содержался, а обжалование этого ответа приводило к тому, что его жалобы к вышестоящим должностным лицам в нарушение ч. 5 ст. 10 указанного выше Федерального закона передавались заместителю прокурора Х.Т.М., которая готовила первоначальный ответ.
Административный истец с учетом уточнений административных исковых требований просит суд признать недействующим абз. 3 п. 7 (фактически ч. 7) ст. 37 Устава Зиминского городского муниципального образования, принятого решением Городской Думы г. Зимы от 26.05.2005 в„– 108 (в ред. от 23.09.2021), в части слов "и осуществляет полномочия его руководителя" с момента вступления в силу Закона Иркутской области от 15.10.2007 в„– 89-оз "О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области" с даты введения в действие указанного выше Закона Иркутской области, то есть с 29.10.2007, а также этот же абз. 3 п. 7 (фактически ч. 7) ст. 37 Устава Зиминского городского муниципального образования в части слов ", в том числе полномочия, предусмотренные частью 8 статьи 57, частью 1 статьи 59, статьей 67 настоящего Устава, в случае учреждения в аппарате городской Думы должностей муниципальной службы" с момента вступления в силу решения Думы Зиминского городского муниципального образования от 24.04.2008 в„– 459, то есть с 04.08.2008, так как согласно ч. 8 ст. 52 Устава ЗГМО, в редакции, действовавшей на дату опубликования этого решения Думы ЗГМО, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), решение Думы ЗГМО от 24.04.2008 в„– 459 опубликовано в газете "Приокская неделя" от 04.06.2008 в„– 23.
Административный истец А.А.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, его интересы в судебном заседании представляет его представитель О.А.В., который административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Думы Зиминского городского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв и дополнения к нему на административный иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо мэр Зиминского городского муниципального образования К.А.Н. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на административный иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором в разрешении административного дела полагалось на усмотрение суда, просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца О.А.В., прокурора М.М.С., полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, учитывая, что сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте Иркутского областного суда, а также имеются доказательства надлежащего извещения не явившихся в судебное заседание лиц о месте и времени настоящего судебного заседания, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, правовые позиции не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заслушав объяснение представителя административного истца О.А.В., заключение прокурора М.М.С., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по приведенным ниже основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ суды выясняют соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума в„– 50), не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом конкретного способа правового регулирования, поскольку это относится к исключительной компетенции уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума в„– 50, признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Учитывая, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, то в силу ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) он вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 в„– 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действовал до 01.01.2009, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") Устава ЗГМО в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относится принятие и изменение уставов муниципальных образований.
В соответствии с частями 2, 3, 5 ст. 8 данного закона устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (данное положение утратило силу в связи с вступлением в силу с 01.09.2005 Федерального закона от 21.07.2005 в„– 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований").
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Решением городской Думы Зиминского городского муниципального образования (далее - Дума ЗГМО) от 26.05.2005 в„– 108 принят новый Устав Зиминского городского муниципального образования (далее - Устав ЗГМО).
На момент принятия Устава ЗГМО Дума состояла из 21 депутата, избранных на 5 лет, что подтверждается решением Избирательной комиссии ЗГМО от 28.06.2004 Номер изъят.
Решение о принятии Устава принято единогласно 19 депутатами, присутствовавшими на заседании, что подтверждается выпиской из протокола от 26.05.2005 Номер изъят.
Решение подписано всеми депутатами и мэром г. Зимы.
Указанный Устав в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 28.08.2005 в„– 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Закона Иркутской области от 15.12.1997 в„– 44-оз "О местном самоуправлении в Иркутской области", ст. 1 Закона Иркутской области от 18.05.1996 в„– 33-оз "Об организации и деятельности администрации Иркутской области", ст. 1 Закона Иркутской области от 18.05.1996 в„– 32-оз "О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Иркутской области" (в редакциях, действующих на момент принятия Устава) зарегистрирован постановлением главы администрации Иркутской области от 17.06.2005 в„– 22-пг, что подтверждается свидетельством от 17.06.2005 Номер изъят.
После вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 в„– 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (01.09.2005) в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 6, ст. 7 данного закона Устав ЗГМО зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ по Сибирскому федеральному округу, что подтверждается приказом от 08.11.2005 Номер изъят, свидетельством о государственной регистрации Устава муниципального образования от 08.11.2005.
Решение Думы ЗГМО от 26.05.2005 в„– 108, а также текст Устава опубликованы в газете "Приокская правда" от 07.07.2005 в„– 90-93.
Решением Думы Зиминского городского муниципального образования от 24.04.2008 в„– 459 в Устав ЗГМО внесены изменения.
Решение о внесении изменений в Устав ЗГМО принято 16 депутатами, из 18 присутствовавших на заседании, что подтверждается выпиской из протокола от 24.04.2008 Номер изъят.
Решение подписано всеми депутатами и мэром г. Зимы.
До принятия решения о внесении изменений в Устав проект решения "О внесении изменений в Устав ЗГМО" был опубликован в газете "Приокская неделя" от 27.02.2008 в„– 9 (54), а 03.03.2008 проведены публичные слушания по обсуждению проекта решения городской Думы "О внесении изменений в Устав ЗГМО".
Внесение изменений и дополнений в Устав ЗГМО, принятых решением Думы ЗГМО от 24.04.2008 в„– 459, зарегистрировано приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу от 23.05.2008 Номер изъят.
Решение Думы ЗГМО от 24.04.2008 в„– 459 опубликовано в газете "Приокская неделя" от 04.06.2008 в„– 23.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы, вида, процедуры принятия, государственной регистрации, опубликования и вступили в законную силу, данный факт административным истцом не оспаривается.
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемыми нормативными правовыми актами и их несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в первоначальной редакции Устава ЗГМО абз. 3 ч. 7 ст. 37 закреплял положение, согласно которому "Председатель городской Думы утверждает штатное расписание аппарата городской Думы и осуществляет полномочия его руководителя".
Административным истцом оспариваются абз. 3 ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО (в редакции решения Думы ЗГМО от 26.05.2005 в„– 108) "Председатель городской Думы утверждает штатное расписание аппарата городской Думы и осуществляет полномочия его руководителя, в том числе полномочия, предусмотренные ч. 8 ст. 57, ч. 1 ст. 59, ст. 67 настоящего Устава, в случае учреждения в аппарате городской Думы должностей муниципальной службы" в части слов: "и осуществляет полномочия его руководителя", которые имели место как в первоначальной редакции Устава ЗГМО, так и в действующей на момент рассмотрения настоящего административного дела, а также этот же абзац ч. 7 Устава ЗГМО в части слов: ", в том числе полномочия, предусмотренные ч. 8 ст. 57, ч. 1 ст. 59, ст. 67 настоящего Устава, в случае учреждения в аппарате городской Думы должностей муниципальной службы", добавленные в него решением Думы ЗГМО от 24.04.2008 в„– 459.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" председатель представительного органа муниципального образования является его депутатом (абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 в„– 303-ФЗ), а депутат является лицом, замещающим муниципальную должность (абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 в„– 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 в„– 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 25-ФЗ) закреплено, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления не являются муниципальными служащими.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 в„– 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч. 1 этой статьи). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (ч. 2 этой статьи). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч. 3 этой статьи).
Как закреплено в ч. 1 ст. 6 Федерального закона в„– 25-ФЗ, должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона в„– 25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством: 1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы; 2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы и т.д.
Согласно подп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона в„– 25-ФЗ в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.
Пунктом 1 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 в„– 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальных службы в Иркутской области" предусмотрено, что для замещения высших должностей муниципальной службы, в том числе для должности руководителя аппарата городской Думы, устанавливаются квалификационные требования на основе типовых требований, которые включают в себя: требование к уровню профессионального образования (наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры), требование к стажу (не менее четырех лет стажа муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки).
В соответствии с главой I Реестра должностей муниципальной службы Иркутской области, являющимся Приложением в„– 1 к Закону Иркутской области "О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области" от 15.10.2007 в„– 89-оз, со дня введения этого Закона Иркутской области в действие, т.е. с 29.10.2007, должность руководителя аппарата Думы городского округа является высшей должностью муниципальной службы и соответственно для ее замещения установлены соответствующие данной должности квалификационные требования.
Учитывая изложенное выше, судом не приняты как не соответствующие действующему законодательству доводы административного ответчика и заинтересованного лица - мэра ЗГМО о нераспространении на председателя Думы ЗГМО квалификационных требований для замещения должности главы аппарата Думы ЗГМО в порядке ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО.
Кроме того, ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать иные муниципальные должности, должности муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с п. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 21.11.2011 в„– 329-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Факт исполнения председателем Думы ЗГМО должностных обязанностей главы аппарата Думы ЗГМО установлен судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела, в том числе из ответов административному истцу Зиминской межрайонной прокуратуры, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Анализируя оспариваемые административным истцом положения ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО, суд приходит к выводу о том, что по смыслу данной нормы в Зиминском городском муниципальном образовании устанавливается правовое регулирование, согласно которому полномочия муниципальной должности - "Депутат Думы Зиминского городского муниципального образования" и полномочия должности муниципальной службы - "Глава аппарата Думы Зиминского городского муниципального образования" возможно осуществлять одним и тем же лицом, что нарушает запрет на такое замещение, установленный ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции", подп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона в„– 25-ФЗ.
Исходя из чего доводы административного ответчика и заинтересованного лица - мэра ЗГМО о безвозмездном, без заключения соответствующего контракта, исполнении председателем Думы ЗГМО обязанностей главы аппарата ЗГМО судом не принят, как не имеющий юридического значения для настоящего административного дела, поскольку такое исполнение этих должностных обязанностей не устраняет несоответствие оспариваемых положений ч. 3 ст. 37 Устава ЗГМО законодательству, имеющему большую юридическую силу.
По этим же основаниям не принят довод административного ответчика и заинтересованного лица - мэра ЗГМО о том, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области при регистрации Устава ЗГМО и оспариваемых административным истцом изменений проведена юридическая экспертиза этих положений на соответствие их законодательству Российской Федерации.
Судом установлено, что ч. 7 ст. 37 Устава ЗГМО допускает осуществление полномочий должности муниципальной службы - главы аппарата Думы Зиминского муниципального образования лицами, не соответствующими квалификационным требованиям, установленным Законом Иркутской области от 15.10.2007 в„– 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области".
Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, судом приняты во внимание разъяснения, изложенные в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым установил, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При этом, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт следует признать не действующим с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
Из материалов административного дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт публиковался (обнародовался) в официальном печатном издании администрации Зиминского городского муниципального образования - в газетах "Приокская правда" и "Приокская неделя".
Согласно ч. 1 ст. 55 Устава ЗГМО опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, осуществляется в общественно-политическом еженедельнике г. Зима и Зиминского района "Новая Приокская правда".
Как предусмотрено ч. 2.1 этой же статьи Устава ЗГМО, официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, может осуществляться путем размещения их полного текста на официальном сайте администрации Зиминского городского муниципального образования в информационно-коммуникационной сети "Интернет" www.zimadm.ru (далее - официальное сетевое издание). При этом опубликование в официальном сетевом издании осуществляется с обязательным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов, соглашений, заключенных между органами местного самоуправления в печатном издании.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение или сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в официальном печатном издании - общественно-политическом еженедельнике г. Зима и Зиминского района "Новая Приокская правда" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования А.А.С. к Думе Зиминского городского муниципального образования о признании недействующим в части Устава Зиминского городского муниципального образования - удовлетворить.
Определением Иркутского областного суда от 09.03.2023 в„– 3а-26/2023 исправлена описка, допущенная в резолютивной части, а именно: в обозначение оспариваемого административным истцом абз. 3 п. 7 ст. 37 Устава Зиминского городского муниципального образования вместо слов краткого обозначения пункта - "п. 7" следует читать "часть 7" ст. 37 Устава Зиминского городского муниципального образования.
Признать недействующим абз. 3 п. 7 ст. 37 Устава Зиминского городского муниципального образования, принятого решением Городской Думы г. Зимы от 26.05.2005 в„– 108 (в ред. от 23.09.2021) (зарегистрирован в Главном Управлении Минюста России по Сибирскому федеральному округу 08.11.2005 в„– Номер изъят), в части слов "и осуществляет полномочия его руководителя", а также абз. 3 п. 7 ст. 37 этого же Устава Зиминского городского муниципального образования от 26.05.2005 в„– 108 (в редакции от 23.09.2021) в части слов ", в том числе полномочия, предусмотренные частью 8 статьи 57, частью 1 статьи 59, статьей 67 настоящего Устава, в случае учреждения в аппарате городской Думы должностей муниципальной службы" со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
Опубликовать решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу или сообщение о нем в официальном печатном издании администрации Зиминского городского муниципального образования "Приокская неделя" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий
А.С.ПАПУША


------------------------------------------------------------------