Решение Иркутского областного суда от 06.02.2023 N 3а-38/2023 <О признании недействующим абзаца 18 подпункта 19 пункта 11 и частично недействующим подпункта 14 пункта 11 Положения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и >



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2023 года

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания А.А., с участием старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Б.И.А., старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области К.О.А., представителя административного ответчика Правительства Иркутской области Я.Д.Ю., действующего на основании доверенности Номер изъят от 30 ноября 2022 г., представителя заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Иркутской области Б.А.Б., действующего на основании доверенности Номер изъят от 11 января 2023 г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-38/2023 по административному исковому заявлению заместителя Прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 18 подпункта 19 пункта 11 и подпункта 14 пункта 11 Положения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 254-пп от 11 июля 2013 г. (в редакции от 14 июля 2022 г.),

установил:

в обоснование административных исковых требований заместитель прокурора Иркутской области, обращаясь в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области, указал, что Прокуратурой Иркутской области в рамках надзора за законностью нормативных правовых актов установлено, что подпункт 14 пункта 11, абзац 18 подпункта 19 пункта 11 Положения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства (далее - Положение в„– 254), утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 254-пп от 11.07.2013 (в редакции от 14.07.2022) (далее - Постановление Правительства Иркутской области в„– 254-пп), не соответствуют пунктам 2, 8 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", в силу которых органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам; запрещается создание дискриминационных условий.
Абзацем 18 пп. 19 п. 11 Положения в„– 254 предусмотрено, что право на участие в конкурсном отборе имеют сельскохозяйственные товаропроизводители (далее - СХТП), соответствующие такому требованию, как наличие письменного обязательства не превышать численность маточного поголовья крупного рогатого скота - 400 голов, овец (коз) - 500 условных голов в течение 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Подпунктом 14 п. 11 Положения в„– 254 предусмотрено, что право на участие в конкурсном отборе имеют сельскохозяйственные товаропроизводители при наличии плана по развитию семейной животноводческой фермы по форме, утвержденной правовым актом министерства, содержащего информацию об условиях использования гранта, информацию о численности маточного поголовья крупного рогатого скота, овец и коз на день представления заявки и планируемой численности маточного поголовья крупного рогатого скота, овец и коз на день истечения 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет СХТП (при этом планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, овец (коз) - не более 500 условных голов).
Оспариваемое Постановление Правительства Иркутской области от 11.07.2013 в„– 254-пп "Об утверждении Положения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства" официально опубликовано в общественно-политической газете "Областная", в„– 77, 17.07.2013.
В данное постановление внесены изменения Постановлением Правительства Иркутской области от 12.04.2022 в„– 289-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области", которое было официально опубликовано в общественно-политической газете "Областная", в„– 48, 04.05.2022, Постановлением Правительства Иркутской области от 14.07.2022 в„– 539-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области", которое официально опубликовано в общественно-политической газете "Областная", в„– 96, 29.08.2022, Постановлением Правительства Иркутской области от 14.07.2022 в„– 540-пп "Об особенностях правового регулирования в Иркутской области отношений при предоставлении в 2022 году грантов в форме субсидий, субсидий, в отношении которых министерство сельского хозяйства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на их предоставление", которое официально опубликовано в общественно-политической газете "Областная", в„– 94, 24.08.2022, которые не затронули оспариваемую административным истцом часть.
Прокурор полагает, что в нарушение пунктов 2, 8 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" абз. 18 пп. 19, пп. 14 пункта 11 Положения в„– 254, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области в„– 254-пп (действующего в редакции от 14 июля 2022 г.), введено ограничение на превышение численности голов маточного поголовья крупного рогатого скота и условных голов овец (коз) в течение 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет СХТП.
Административный истец считает, что Правительством Иркутской области фактически установлен запрет на развитие получателем гранта фермерского хозяйства, что прямо противоречит целям и задачам Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 в„– 20, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 в„– 717 (далее - Постановление Правительства РФ в„– 717).
С учетом уточнений административных исковых требований заместитель Прокурора Иркутской области просит признать недействующим абз. 18 пп. 19 п. 11 Положения о предоставлении грантов в предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.07.2013 в„– 254-пп (в ред. от 14.07.2022), со дня вступления решения суда в законную силу, а также пп. 14 п. 11 Положения о предоставлении грантов в предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.07.2013 в„– 254-пп (в ред. от 14.07.2022), в части требования о том, что планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, овец (коз) - не более 500 условных голов, со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец в лице старших прокуроров отделов Прокуратуры Иркутской области Б.И.А. и К.О.А. административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области Я.Д.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал доводы возражений на административное исковое заявление прокурора, просил в удовлетворении иска отказать, полагая, что отсутствует противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, считает, что норма приложения в„– 8 Постановления Правительства РФ в„– 717 об ограничении планируемого маточного поголовья крупного рогатого скота, овец (коз) перенесена дословно в оспариваемый нормативный правовой акт и не входит в противоречие с положениями пунктов 2, 8 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Иркутской области Б.А.Б., действующий на основании доверенности, поддержал доводы возражений на административное исковое заявление прокурора, просил в удовлетворении иска отказать, указал на позицию по данному административному исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, полагал, что, заключая с Правительством Иркутской области Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 28.12.2021 Номер изъят, Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 24.12.2022 Номер изъят, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляло проверку оспариваемых норм Положения в„– 254, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 254-пп. Полагает, что имеющее место в Положении в„– 254 ограничение в отношении численности планируемого маточного поголовья крупного рогатого скота, овец (коз) направлено на недопущение дублирования мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как превышение маточного поголовья переведет его в категорию крупных товаропроизводителей согласно доходу фермы, где предусмотрены иные условия, предъявляемые к получателю гранта - сельскохозяйственному товаропроизводителю, в том числе связанные с ценообразованием производимой им сельскохозяйственной продукции.
Заинтересованное лицо, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзывы на административное исковое заявление, в которых просило в удовлетворении административного иска прокурора отказать, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо, Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором пояснило свою правовую позицию в отношении обращения прокурора, указало, что по факту нарушения оспариваемыми прокурором положениями Правил в„– 254 Федерального закона в„– 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" антимонопольным органом расследования не проводилось.
Суд, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, учитывая, что сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте Иркутского областного суда, а также имеются доказательства надлежащего извещения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также УФАС по Иркутской области о месте и времени настоящего судебного заседания, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований заместителя Прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц по приведенным ниже основаниям.
В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 в„– 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита, в том числе охраняемых законом интересов общества или государства.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 в„– 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).
Проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил.
Согласно статье 5 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - Закон в„– 1-оз) Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.
Статьей 12 Закона в„– 1-оз закреплено, что Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные Правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового Регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
Согласно статье 7 Закона в„– 1-оз нормативные правовые акты издаются Правительством Иркутской области в форме постановлений.
Анализируя оспариваемое постановление Правительства Иркутской области в„– 254-пп (в редакции от 14.07.2022), составной частью которого является Положение о грантах, суд приходит к выводу о том, что данное постановление Правительства Иркутской области обладает признаками нормативного правового акта, поскольку является официальным документом, принятым в определенной законом форме, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что согласно статье 7 Закона в„– 1-оз при издании оспариваемого Постановления Правительства Иркутской области в„– 254-пп от 11.07.2013 соблюдены его форма и вид.
Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Согласно статье 66 Устава Иркутской области Первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области подписывает правовые акты Правительства Иркутской области. Согласно части 6 статьи 12 Закона в„– 1-оз постановления и распоряжения Правительства Иркутской области подписываются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Постановление Правительства Иркутской области в„– 254-пп подписано уполномоченным лицом - исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области П., действовавшим на основании Устава Иркутской области и распоряжения Губернатора Иркутской области от 05.07.2013 в„– 337-рк "О Пашкове В.И.", а Положение в„– 254-пп первым заместителем министра сельского хозяйства Иркутской области А.К., действовавшим на основании распоряжения Губернатора Иркутской области от 24.06.2013 в„– 299-рк в соответствии с п. 38 Регламента Правительства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 05.07.2012 в„– 381-пп.
На момент рассмотрения настоящего административного дела Постановление Правительства Иркутской области в„– 254-пп от 11.07.2013 действует в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 06.03.2014 в„– 109-пп, от 08.08.2014 в„– 387-пп, от 10.04.2015 в„– 136-пп, от 10.04.2015 в„– 139-пп, от 29.06.2015 в„– 324-пп, от 11.08.2015 в„– 390-пп, от 19.08.2015 в„– 415-пп, от 03.12.2015 в„– 614-пп, от 24.03.2016 в„– 161-пп, от 07.06.2016 в„– 349-пп, от 24.11.2016 в„– 760-пп, от 24.01.2017 в„– 32-пп, от 29.03.2017 в„– 201-пп, от 09.06.2017 в„– 381-пп, от 17.10.2017 в„– 654-пп, от 07.05.2018 в„– 348-пп, от 20.02.2019 в„– 132-пп, от 28.02.2019 в„– 181-пп, от 08.05.2019 в„– 382-пп, от 20.08.2019 в„– 673-пп, от 17.06.2020 в„– 466-пп, от 01.10.2020 в„– 801-пп, от 24.12.2020 в„– 1148-пп, от 25.11.2021 в„– 892-пп, от 25.02.2022 в„– 126-пп, от 03.03.2022 в„– 151-пп, от 12.04.2022 в„– 289-пп, от 14.07.2022 в„– 539-пп.
Первоначальный текст Постановления Правительства Иркутской области в„– 254-пп в первоначальной редакции официально опубликован в общественно-политической газете "Областная", в„– 77, 17.07.2013.
Постановление Правительства Иркутской области от 14.07.2022 в„– 539-пп "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области", в редакции которого обжаловано Постановление Правительства Иркутской области в„– 254-пп, официально опубликовано в общественно-политической газете "Областная", в„– 96, 29.08.2022.
Судом установлено, а сторонами не оспаривается факт подписания Постановления Правительства Иркутской области в„– 254-пп в первоначальной и последующих редакциях, а также Положения в„– 254 и иных Приложений к нему надлежащими должностными лицами, действующими в пределах представленных им полномочий, а также надлежащего соблюдения порядка их опубликования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 в„– 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа).
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности.
Ключевой задачей Государственной программы являются обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 в„– 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий, так и развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе.
Согласно п. 17 Доктрины продовольственной безопасности основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются устойчивое развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечение физической и экономической доступности продовольственного ассортимента качественной и безопасной пищевой продукции, необходимой для формирования рациона здорового питания каждого гражданина страны, достижение положительного сальдо торгового баланса сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие производства материально-технических ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Пунктом 30 Доктрины определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности, в том числе разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности, формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации, осуществляют меры по обеспечению физической доступности продовольствия.
Задачами Государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 в„– 772-пп, также являются обеспечение продовольственной независимости Иркутской области, создание благоприятных условий для устойчивого развития переработки сельскохозяйственной продукции, роста производства пищевой продукции, увеличение объемов реализованного сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции.
При этом пунктом 9 Доктрины предусмотрено, что под продовольственной независимостью понимается уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющий пороговые значения.
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (Приложение в„– 8 к Постановлению Правительства РФ в„– 717, именуемых далее - Правила в„– 717 Приложения в„– 8) устанавливаются цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии).
В Правилах в„– 717 Приложения в„– 8, в частности, установлено, что сельскохозяйственным товаропроизводителям могут быть представлены следующие гранты: "грант "Агропрогресс"; грант на развитие материально-технической базы; грант на развитие семейной фермы.
Под "грантом на развитие семейной фермы" понимаются бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии семейной ферме для финансового обеспечения ее затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, в целях развития на сельских территориях и на территориях сельских агломераций субъекта Российской Федерации малого и среднего предпринимательства, реализации проекта грантополучателя и трудоустройства на постоянную работу новых работников исходя из расчета трудоустройства на постоянную работу не менее одного нового работника на каждые 10 млн. рублей гранта, но не менее одного нового работника на один грант, в срок, определяемый субъектом Российской Федерации, но не позднее 24 месяцев со дня предоставления гранта. При этом средства гранта на развитие семейной фермы могут направляться на осуществление расходов, в том числе:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;
- разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт или модернизация объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- комплектацию объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции оборудованием, сельскохозяйственной техникой и специализированным транспортом и их монтаж. Перечень указанных оборудования, техники и специализированного транспорта утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом;
- приобретение сельскохозяйственных животных (за исключением свиней) и птицы. При этом планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, овец и коз - 500 условных голов (пп. "в" п. 2 Правил в„– 717 Приложения в„– 8).
Согласно пп. "п" п. 2 Правил в„– 717 Приложения в„– 8 под семейной фермой понимается крестьянское (фермерское) хозяйство, число членов которого составляет 2 (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, зарегистрированные гражданином Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации, осуществляющие деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "г" п. 2 Правил в„– 717 Приложения в„– 8 закреплено, что к малым формам хозяйствования по смыслу этого нормативного правового акта относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", и сельскохозяйственные кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), созданные в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также хозяйственные общества (товарищества, партнерства) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, годовой доход которых за отчетный финансовый год составляет не более 200 млн. рублей.
Как предусмотрено п. 3 Правил в„– 717 Приложения в„– 8 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, направленных на развитие агропромышленного комплекса, и (или) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при реализации муниципальных программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возникающих при предоставлении средств из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным и образовательным организациям, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (далее соответственно - региональные программы, средства, получатели средств), на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), понесенных в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации при реализации направлений, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
Согласно пп. "г" п. 5 Правил в„– 717 Приложения в„– 8 средства предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, являющимся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, в виде грантов на развитие семейной фермы - в размере, не превышающем 30 млн. рублей, но не более 60 процентов стоимости проекта грантополучателя (для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, - не более 70 процентов стоимости проекта грантополучателя). Срок использования гранта на развитие семейной фермы составляет не более 24 месяцев со дня его получения.
Подпунктом "а" п. 6 Положения в„– 717 Правил в„– 8 предусмотрено, что средства предоставляются получателям средств: а) по направлениям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 2 настоящих Правил (так в пп. "в" п. 2 Правил указан "грант на развитие семейной фермы"), с учетом следующих условий: получение гранта на развитие семейной фермы, гранта на развитие материально-технической базы, гранта "Агропрогресс" возможно при условии завершения реализации проекта грантополучателя, проекта "Агропрогресс", на который ранее был получен соответствующий грант, отсутствия внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя, проекта "Агропрогресс" с участием средств гранта на развитие семейной фермы, гранта на развитие материально-технической базы, гранта "Агропрогресс" либо при условии внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя, проекта "Агропрогресс" с участием средств гранта на развитие семейной фермы, гранта на развитие материально-технической базы, гранта "Агропрогресс" вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы не более чем на 10 процентов; грантополучатель обязуется осуществлять свою деятельность и представлять отчетность о реализации проекта грантополучателя, проекта "Агропрогресс", а также о сохранении созданных для трудоустройства на постоянную работу новых работников рабочих мест в рамках реализации проекта грантополучателя в уполномоченный орган в течение не менее чем 5 лет со дня получения гранта на развитие семейной фермы, гранта на развитие материально-технической базы; грант на развитие семейной фермы, грант на развитие материально-технической базы, грант "Агропрогресс" предоставляются из средств бюджета того субъекта Российской Федерации, на сельской территории или территории сельской агломерации которого зарегистрирован и осуществляет деятельность сельскохозяйственный товаропроизводитель; получателями гранта на развитие семейной фермы, гранта "Агропрогресс" должен быть обеспечен ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в течение не менее чем 5 лет с даты получения гранта.
Согласно пп. "б" указанного выше пункта 6 Положения в„– 717 Приложения в„– 8 средства предоставляются по направлениям, указанным в подпунктах "а" - "в" и "к" пункта 5 настоящих Правил, с учетом, в том числе, следующих условий соответственно: принятие получателем средств обязательств о достижении в отчетном финансовом году результатов использования средств в соответствии с заключенным между уполномоченным органом и получателем средств соглашением; внесение удобрений, используемых при производстве конкретного вида продукции растениеводства в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса (за исключением приоритетного направления по закладке и уходу за многолетними насаждениями); достижение численности поголовья сельскохозяйственных животных, установленной уполномоченным органом, при производстве конкретного вида продукции животноводства в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса.
Как предусмотрено пп. "е" п. 2 Правил в„– 717 Приложения в„– 8 под "плановыми показателями деятельности" понимаются производственные и экономические показатели, включаемые в проект грантополучателя (в том числе количество новых работников, трудоустроенных на постоянную работу, сведения о которых подтверждаются справкой налогового органа, сохранение созданных рабочих мест для трудоустройства на постоянную работу новых работников в течение не менее чем 5 лет с даты получения гранта), проект "Агропрогресс", объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции, выраженный в натуральных и денежных показателях, увеличение членской базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, получившего грант, предусмотренный подпунктом "б" настоящего пункта. Внесение изменений в плановые показатели деятельности осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом.
Анализируя приведенные выше нормы Правил в„– 717 Приложения в„– 8, суд приходит к выводу о том, что Государственная программа, а также указанные выше Правила в„– 717 Приложения в„– 8 предусматривают в качестве цели реализации грантов, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, достижения численности поголовья сельскохозяйственных животных, установленной уполномоченным органом, при производстве конкретного вида продукции животноводства в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса, вместе с тем, достижение грантополучателем гранта на развитие семейной фермы плановых показателей по численности поголовья сельскохозяйственных животных может иметь место исходя из бизнес-плана развития семейной фермы, при этом ограничение численности маточного поголовья крупного рогатого скота, а также овец и коз при реализации гранта на развитие семейной фермы в течение срока освоения гранта Государственной программой, а также указанными выше Правилами не предусмотрено.
Системно толкуя нормы Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, суд приходит к выводу о том, что положения пп. "в" п. 2 Правил в„– 717 Приложения в„– 8, предусматривающие, что средства гранта на развитие семейной фермы могут направляться на осуществление расходов на приобретение сельскохозяйственных животных (за исключением свиней) и птицы с указанием на то, что при этом планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, а овец и коз - 500 условных голов, регулирует количество маточного поголовья таких сельскохозяйственных животных, планируемое к приобретению получателем гранта на средства гранта, и не устанавливает пределы общей численности маточного поголовья таких сельскохозяйственных животных у получателя гранта в период освоения средств гранта (приобретенных на средства гранта вместе с имевшимися в наличии у него на момент представления гранта), поскольку иное приводило бы к созданию условий для изъятия у него средств гранта при росте численности маточного поголовья крупного рогатого скота, овец и коз в период освоения гранта (24 месяца) за счет имевшихся в наличии у грантополучателя таких сельскохозяйственных животных на момент представления гранта и приобретенных к ним дополнительно на средства гранта, что создавало бы препятствия для достижения целей развития таких форм малого предпринимательства, как семейная ферма, и приводило бы к неэффективному использованию выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Как было указано выше, во исполнение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия принято Постановление Правительства Иркутской области от 11.07.2013 в„– 254-пп "Об утверждении Положения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства", которое на момент рассмотрения настоящего административного дела действует в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 14.07.2022 в„– 539-пп.
Из преамбулы Постановление Правительства Иркутской области от 11.07.2013 в„– 254-пп следует, что утвержденное им Положение о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства устанавливает условия и порядок предоставления за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства (далее - гранты), критерии отбора лиц, имеющих право на получение грантов, а также порядок возврата грантов.
Гранты предоставляются в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 в„– 717, государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 в„– 772-пп.
Подпунктом 1 п. 2 этого Положения в„– 254 установлено, что под "семейной животноводческой фермой" понимается крестьянское (фермерское) хозяйство, число членов которого составляет два (включая главу) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), зарегистрированное гражданином Российской Федерации на сельской территории Иркутской области или на территории сельской агломерации Иркутской области, осуществляющее деятельность без образования юридического лица более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющее деятельность на сельской территории Иркутской области или на территории сельской агломерации Иркутской области.
Согласно п. 3 Положения в„– 254 гранты предоставляются на развитие семейных животноводческих ферм и могут направляться на осуществление следующих расходов:
1) строительство объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
2) реконструкция объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
3) комплектация объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции оборудованием, сельскохозяйственной техникой и специализированным транспортом и их монтаж (далее - комплектация объектов);
4) приобретение племенных сельскохозяйственных животных (за исключением свиней) и птицы. При этом планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, овец (коз) - не более 500 условных голов;
5) приобретение автономных источников электро- и газоснабжения, обустройство автономных источников водоснабжения.
Пунктом 5 Положения в„– 254 закреплено, что исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление грантов, является министерство сельского хозяйства Иркутской области.
Предоставление грантов осуществляется по результату отбора претендентов.
Как установлено в п. 11 Положения в„– 254 право на участие в отборе имеют СХТП, соответствующие ряду требований, в том числе:
- СХТП зарегистрирован на сельской территории Иркутской области и (или) на территории сельской агломерации Иркутской области более 12 месяцев на день представления заявки на участие в отборе (далее - заявка) (пп. 1 п. 11);
- деятельность КФХ основана на личном участии главы и членов КФХ (пп. 2 п. 11);
- осуществление деятельности на сельской территории Иркутской области и (или) на территории сельской агломерации Иркутской области более 12 месяцев на день представления заявки (пп. 3 п. 11);
- годовой доход СХТП за отчетный финансовый год составляет не более 200 млн. рублей (пп. 5 п. 11);
- отсутствие факта получения средств из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов Иркутской области на цели, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в период с 1 января года, в котором размещено объявление о проведении отбора (далее - объявление), по день представления заявки (пп. 8 п. 11);
- наличие плана по развитию семейной животноводческой фермы по форме, утвержденной правовым актом министерства, содержащего информацию об условиях использования гранта, информацию о численности маточного поголовья крупного рогатого скота, овец и коз на день представления заявки и планируемой численности маточного поголовья крупного рогатого скота, овец и коз на день истечения 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет СХТП (при этом планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, овец (коз) - не более 500 условных голов), перечень приобретаемого имущества и выполняемых работ (далее - Приобретения), а также обоснование строительства (реконструкции) объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, приобретения автономных источников электро- и газоснабжения, обустройства автономных источников водоснабжения (далее - бизнес-план), а также следующие плановые производственные и экономические показатели деятельности (в натуральном и денежном выражении):
- прирост объема произведенной сельскохозяйственной продукции не менее чем на восемь процентов в году предоставления гранта по отношению к предыдущему календарному году, а также ежегодно в течение четырех календарных лет, следующих за годом предоставления гранта, суммарно по всем направлениям деятельности СХТП;
- создание у СХТП новых постоянных рабочих мест и прием работников, по которым представляется отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации, в течение 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет СХТП и сохранение созданных рабочих мест в течение не менее чем пять лет с даты их создания, количество которых не может быть менее трех на один грант (пп. 14 п. 11);
- наличие плана расходов с указанием направлений расходов гранта, источников финансирования (средств гранта в пределах размера гранта, определяемого в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения, собственных средств) по форме, утвержденной правовым актом министерства (далее - план расходов) (пп. 15 п. 11);
- СХТП и его глава не являются и ранее не являлись получателями грантов, грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, грантов в форме субсидий "Агростартап" или со дня получения предыдущего гранта, гранта в форме субсидии из перечисленных в настоящем подпункте прошло более 36 месяцев при условии либо завершения реализации соответствующего проекта грантополучателя, на который ранее был получен соответствующий грант в форме субсидии, в полном объеме и отсутствии внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя с участием средств перечисленных в настоящем подпункте грантов, грантов в форме субсидий, либо внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя с участием средств перечисленных в настоящем подпункте грантов, грантов в форме субсидий вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы с целью их снижения не более чем на 10 процентов, а также в плановые показатели деятельности по приросту объема произведенной сельскохозяйственной продукции суммарно по всем направлениям деятельности СХТП, которым предоставлены гранты в 2021 - 2022 годах, с целью их снижения до значений, установленных в абзацах четвертом, седьмом пункта 7 настоящего Положения (пп. 16 п. 11);
- наличие письменных обязательств СХТП по форме, утвержденной правовым актом министерства (далее - письменные обязательства):
- оплачивать за счет собственных средств стоимость каждого Приобретения в размере, равном процентному выражению размера собственных средств, указанному в плане расходов, которое не может быть менее 40 процентов от стоимости Приобретения (без учета налога на добавленную стоимость, за исключением СХТП, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, стоимость Приобретений для которых включает сумму налога на добавленную стоимость) (далее - часть стоимости Приобретения);
- осуществлять предпринимательскую деятельность на сельской территории и (или) на территории сельской агломерации Иркутской области в течение не менее пяти лет со дня поступления средств гранта на счет СХТП;
- достигнуть плановых производственных и экономических показателей деятельности, предусмотренных бизнес-планом;
- использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет СХТП (далее - срок использования гранта). Срок использования гранта может быть продлен в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих использованию гранта в срок использования гранта, по решению министерства не более чем на шесть месяцев в соответствии с порядком, установленным правовым актом министерства. Продление срока использования гранта, предоставленного СХТП в 2021 - 2022 годах, допускается по решению министерства, но не более чем на 12 месяцев, в случаях и порядке, установленных министерством. При этом продление срока использования гранта осуществляется в соответствии с заявлением СХТП, направленным в министерство не позднее чем за 15 календарных дней до окончания срока использования гранта;
- не продавать, не дарить, не передавать в аренду или иным образом в пользование другим лицам, не обменивать, не делать взнос в виде пая, вклада или не отчуждать иным образом имущество, приобретенное за счет гранта, в течение пяти лет со дня поступления средств гранта на счет СХТП. При этом допускается реализовывать, передавать в аренду, залог и (или) отчуждать Приобретения в результате сделки при согласовании с министерством в установленном правовым актом министерства порядке и при условии неухудшения плановых показателей деятельности, предусмотренных бизнес-планом;
- достигнуть результат предоставления гранта;
- не превышать численность маточного поголовья крупного рогатого скота - 400 голов, овец (коз) - 500 условных голов в течение 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет СХТП (пп. 19 п. 11).
Из материалов административного дела следует, что первым заместителем Прокурора Иркутской области Б.В.В. на имя первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области З.К.Б. принесен Протест от 09.12.2021 Номер изъят на Положение о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области в„– 254-пп (в редакции от 25.11.2021 в„– 892-пп), в котором прокурор требовал внести изменения в указанное Положение в связи с тем, что в Государственной программе установлено ограничение на приобретение за счет средств гранта не более 400 голов маточного поголовья крупного рогатого скота и 500 условных голов овец (коз) без установления запрета на превышение этой численности в течение какого-либо периода с момента получения гранта. Прокурор в Протесте указал, что в отличие от указанной выше нормы, а также целей и задач Государственных программ Российской Федерации и Иркутской области в области сельского хозяйства в пп. 19 п. 11 Положения в„– 254 установлено, что участвующие в отборе сельскохозяйственные товаропроизводители должны предоставить обязательство о непревышении численности маточного поголовья крупного рогатого скота - 400 голов, овец (коз) - 500 условных голов в течение 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Письмом от 23.12.2021 Номер изъят первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области З.К.Б. в удовлетворении Протеста прокурора отказал, указав, что позиция прокурора противоречит буквальному толкованию п. 2 Положения в„– 717 Приложения в„– 8, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, которое полагает, что планируемое маточное поголовье не должно превышать 400 голов маточного поголовья крупного рогатого скота и 500 условных голов овец (коз) в рамках проекта, а также то, что проект указанного постановления Правительства Иркутской области направлялся до его утверждения прокурору, который каких-либо в этой части замечаний на проект не высказал.
В отзывах на административное исковое заявление прокурора представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации полагает, что Правила в„– 717 Приложения в„– 8 предусматривают, что меры государственной поддержки направлены на поддержание малых форм хозяйствования, годовой доход которых составляет не более 200 млн. рублей, при этом одним из условий получения средств поддержки в виде гранта на развитие семейной фермы является обязательство заявителя направить средства на реализацию проекта по развитию семейной фермы, в том числе включающее в себя ограничение по планируемому маточному поголовью крупного рогатого скота, не превышающему 400 голов, овец и коз - не более 500 условных голов. Указанное условие применяется в рамках реализации одного проекта развития семейной фермы и подлежит проверке на дату окончания его реализации.
Данное ограничение обусловлено, как полагает представитель заинтересованного лица, необходимостью исключения дублирования мер государственной поддержки животноводческих ферм, вместимостью более 400 голов маточного поголовья крупного рогатого скота, предусмотренных в рамках иных направлений Государственной программы.
Фактически же поголовье в 400 и более коров (маточного поголовья) с учетом необходимости внутренней логистики, содержания остальной части стада (телят, телок, нетелей, быков), пастбищ и необходимой техники, требуют трудозатрат такого количества работников, которое не соответствует условию отнесения крестьянского (фермерского) хозяйства к семейной ферме в соответствии с Правилами в„– 717 Приложения в„– 8.
Маточное поголовье свыше 400/500 голов обеспечивает больший объем доходов, что уже не позволяет отнести крестьянское фермерское хозяйство к малым формам хозяйствования и предоставить ему грант семейной фермы. Для таких сельскохозяйственных товаропроизводителей действующим законодательством предусмотрены иные формы поддержки. Производственный показатель более 400 коров, полагает представитель заинтересованного лица, уже ориентирован на крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В свою очередь, грант на развитие семейной фермы это бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации семейной ферме для финансового обеспечения ее затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, в целях развития на сельских территориях и на территориях сельских агломераций субъекта Российской Федерации малого и среднего предпринимательства.
Абзац 5 подпункта "в" пункта 2 Государственной программы также устанавливает в качестве цели предоставления гранта на развитие семейной фермы - развитие малого и среднего предпринимательства.
Заинтересованное лицо считает, что оспариваемые нормы Положения в„– 254 в точности соответствуют нормам федерального законодательства - абзацу 5 подпункта "в" пункта 2 Государственной программы и в полной мере соответствуют целям и условиям получения средств государственной поддержки в виде гранта на развитие семейной фермы, полагая, что административный истец фактически оспаривает не только нормы Положения в„– 254, но и нормы федерального законодательства Государственной программы, утвердившей Положение в„– 717 Приложения в„– 8.
При этом Минсельхоз России согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 в„– 450, не осуществляет контроль и надзор за соблюдением органами управления агропромышленным комплексом региональных нормативных правовых актов.
Одновременно с этим, порядок и условия предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства, критерии, предъявляемые к получателям средств, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения указанных средств, субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно с учетом анализа возможных рисков нецелевого либо неэффективного использования бюджетных средств получателями государственной поддержки.
Анализируя оспариваемые нормы Положения в„– 254, утвержденного Постановлением в„– 254-пп, суд приходит к выводу о том, что из буквального толкования пп. 14 п. 11 Положения в„– 254, а также смыслу, придаваемому им толкованием административного ответчика и заинтересованных лиц, следует, что имеет место нормативное установление ограничения для сельскохозяйственного товаропроизводителя - грантополучателя на развитие семейной животноводческой фермы общей численности планируемого им маточного поголовья крупного рогатого скота по количеству - не более 400 голов, а овец (коз) - не более 500 условных голов на срок освоения гранта, без учета случаев, когда получатель гранта мог на дату представления ему на эти цели гранта уже иметь маточное поголовье крупного рогатого скота в количестве 400 или менее голов, а овец (коз) - 500 или менее условных голов (как племенного, так и не племенного поголовья) и планировал приобрести на средства гранта племенное маточное поголовье крупного рогатого скота в количестве не более 400 голов, а овец (коз) - не более 500 условных голов.
Также согласно абзацу 18 пп. 19 п. 11 Положения в„– 254 для сельскохозяйственного товаропроизводителя, желающего получить грант на развитие семейной животноводческой фермы, установлено обязательное условие для участия в конкурсном отборе - не превышать численность маточного поголовья крупного рогатого скота - 400 голов, овец (коз) - 500 условных голов в течение 24 месяцев со дня поступления средств гранта на счет сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Как было указано выше, системно толкуя нормы Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, суд пришел к выводу о том, что положение пп. "в" п. 2 Правил в„– 717 Приложения в„– 8, предусматривающее, что средства гранта на развитие семейной фермы могут направляться на приобретение сельскохозяйственных животных (за исключением свиней) и птицы с указанием на то, что при этом планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, а овец и коз - 500 условных голов, регулирует количество маточного поголовья таких сельскохозяйственных животных, планируемое к приобретению получателем гранта на средства гранта, и не устанавливает пределы общей численности маточного поголовья таких сельскохозяйственных животных у получателя гранта в период освоения средств гранта (приобретенных на средства гранта вместе с имевшимися в наличии у него на момент представления гранта), поскольку иное приводило бы к созданию условий для изъятия у него средств гранта при росте численности маточного поголовья крупного рогатого скота, овец и коз в период освоения гранта (24 месяца) за счет имевшихся в наличии у грантополучателя таких сельскохозяйственных животных на момент представления гранта и приобретенных к ним дополнительно на средства гранта, что создавало бы препятствия для достижения целей развития таких форм малого предпринимательства, как семейная ферма, и приводило бы к неэффективному использованию выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Кроме того, Государственной программой, а также Правилами в„– 717 Приложения в„– 8 не предусмотрено установление государственным органом в качестве условия предоставления гранта на развитие семейной фермы соблюдение получателем гранта условий непревышения численности маточного поголовья крупного рогатого скота, овец и коз в течение срока освоения гранта, даче об этом каких-либо обязательств.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемых прокурором норм пп. 14, абзаца 18 пп. 19 п. 11 Положения в„– 254 целям и задачам Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства РФ в„– 717, Государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 в„– 772-пп, в части развития животноводства, развития субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, обеспечения продовольственной независимости Иркутской области и создания благоприятных условий для устойчивого развития переработки сельскохозяйственной продукции, роста производства пищевой продукции, увеличение объемов реализованного сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции, а также пунктам 2, 8 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", которыми установлен запрет органам государственной власти субъекта Российской Федерации необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также создания дискриминационных условий.
Доводы Министерства сельского хозяйства Иркутской области о том, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при заключении Правительством Иркутской области Соглашения о представлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 28.12.2021 Номер изъят, Соглашения о представлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 24.12.2022 Номер изъят проверки на соответствие законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, Постановления Правительства Иркутской области в„– 254-пп, а также утвержденного им Положения в„– 254, не приняты судом, так как из возражений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации следует, что оно не уполномочено и не осуществляло такой проверки.
Не приняты судом доводы представителя Правительства Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области о дословном воспроизведении в оспариваемых нормах Правил в„– 254 положений Правил в„– 717 Приложения в„– 8 о планируемом маточном поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, которое может иметь получатель гранта в период освоения средств гранта на развитие семейной фермы, так как придаваемое этим положением значение в оспариваемых нормах Правил в„– 254 отлично от того значения, которое имеет место в цитируемом нормативном правовом акте, кроме того, в Правилах в„– 254 дается толкование Правительством Иркутской области этих положений Правил в„– 717 Приложения в„– 8 без наличия на это надлежащих полномочий.
Суд приходит к выводу, что поскольку нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации - Правила в„– 717 Приложения в„– 8 иным образом не истолкованы органом, его принявшим, правовая позиция Министерства сельского хозяйств Российской Федерации, изложенная в его отзывах на административное исковое заявление, о соответствии федеральному законодательству оспариваемых прокурором норм Правил в„– 254, не принята судом как основанная на неправильном толковании норм материального права, она не является официальным толкованием норм Правил в„– 717 Приложения в„– 8, кроме того, поскольку эти Правила устанавливают порядок и условия представления грантов (финансовых средств), в том числе на развитие семейной фермы, исходя из Положения о министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 в„– 450 (в редакции, действующего на момент рассмотрения настоящего дела), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не имеет полномочий на толкование данного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.
Не приняты судом доводы административного ответчика и заинтересованных лиц в части того, что признание недействующими оспариваемых норм Правил в„– 254 сделает невозможным представление грантов сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие семейной фермы, так как административный ответчик обязан в разумные сроки по вступлению решения суда в законную силу привести признанные судом недействующими нормы Правил в„– 254 в соответствие с законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Суд считает не основанными на Правилах в„– 717 Приложения в„– 8 доводы представителей Правительства Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области о том, что имеющее место в Положении в„– 254 ограничение в отношении численности планируемого маточного поголовья крупного рогатого скота, овец (коз) направлено на недопущение дублирования мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как превышение маточного поголовья переведет его в категорию крупных товаропроизводителей согласно доходу фермы, где предусмотрены иные условия, предъявляемые к получателю гранта - сельскохозяйственному товаропроизводителю, в том числе связанные с ценообразованием производимой им сельскохозяйственной продукции, так как в Правилах в„– 717 Приложения в„– 8 отсутствует запрещение для сельскохозяйственных товаропроизводителей пользоваться разными мерами государственной поддержки, а также переходить из одной категории его субъектов в другую, кроме того для разных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей условия представления мер государственной поддержки имеют отличия, что само по себе исключает их дублирование.
При указанных выше обстоятельствах, так как оспариваемые прокурором положения пп. 14, абзаца 18 пп. 19 п. 11 Положения в„– 254 не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения, изложенные в пункте 38 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При этом, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт следует признать не действующей с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение или сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 18 подпункта 19 пункта 11 и подпункта 14 пункта 11 Положения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 254-пп от 11 июля 2013 г. (в редакции от 14 июля 2022 г.), - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу абзац 18 подпункта 19 пункта 11 Положения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 254-пп от 11 июля 2013 г. (в редакции от 14 июля 2022 г.), полностью, а также подпункт 14 пункта 11 Положения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Иркутской области в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области в„– 254-пп от 11 июля 2013 г. (в редакции от 14 июля 2022 г.), в части требования о том, что планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, овец (коз) - не более 500 условных голов.
Опубликовать решение Иркутского областного суда от 06.02.2022 по административному делу в„– 3а-38/2023 или сообщение о нем в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий
А.С.ПАПУША


------------------------------------------------------------------