Решение Иркутского областного суда от 01.02.2023 N 3а-1046/2022 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Иркутской области от 20.12.2019 N 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения">



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2023 года

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания А., с участием представителя административных истцов В.В.В., Ш.А.Ф., Ш.Ю.В., М.М.В., Д.Д.Ю., М.Л.С. - С.Ю.С., действующей на основании нотариальных доверенностей Номер изъят от 27 июля 2022 г., Номер изъят от 1 августа 2022 г., Номер изъят от 9 августа 2022 г., Номер изъят от 2 сентября 2022 г., Номер изъят от 13 сентября 2022 г., представителя административного ответчика Правительства Иркутской области С.О.А., действующей на основании доверенности от 15 апреля 2022 г. Номер изъят, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области К.О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-41/2023 по административному исковому заявлению В.В.В., Ш.А.Ф., Ш.Ю.В., М.М.В., Д.Д.Ю., М.Л.С. к Правительству Иркутской области о признании недействующим с момента ведения в действие Постановление Правительства Иркутской области от 20 декабря 2019 г. в„– 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения",

установил:

В.В.В., Ш.А.Ф., Ш.Ю.В., М.М.В., действуя через своего представителя С.Ю.С. обратились в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области о признании недействующим с момента ведения в действие Постановление Правительства Иркутской области от 20.12.2019 в„– 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" (далее - Постановление в„– 1110-пп).
Также Д.Д.Ю. (административное дело в„– 3а-1053/2022) и М.Л.С (административное дело в„– 3а-1055/2022), действующие каждый через представителя С.Ю.С., обратились в Иркутский областной суд с административными исковыми заявлениями к Правительству Иркутской области о признании недействующими с момента введения в действие Постановление Правительства Иркутской области от 20.12.2019 в„– 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения".
Определениями судьи Иркутского областного суда от 29.09.2022 и от 20.10.2022 административные дела в„– 3а-1053/2022 и в„– 3а-1055/2022 объединены в одно производство с административным делом в„– 3а-1046/2022, объединенному административному делу присвоен номер в„– 3а-1046/2022.
В обоснование своих административных исковых требований В.В.В., Ш.А.Ф., Ш.Ю.В., М.М.В., Д.Д.Ю., М.Л.С указывают, что Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 в„– 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" (далее - Постановление в„– 556-пп) утверждены "Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" и "Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения".
Спорные правоотношения между административными истцами и ответчиком урегулированы Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение).
Административные истцы считают незаконным, нарушающим их право на получение социальной выплаты, как лицам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года в г. Тулуне Иркутской области, внесение Постановлением Правительства Иркутской области от 20.12.2019 в„– 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" изменений в Положение, предусматривающих установление такого условия представления социальной выплаты на приобретение жилья как дача обязательства о безвозмездном отчуждении пострадавшего в результате затопления жилого помещения (жилого дома, а также земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность. Это условие административные истцы считают незаконным, нарушающим их право собственности, как получателей такой социальной выплаты, так как они принуждаются к отчуждению принадлежащего им имущества. Кроме того, административные истцы полагают, что данное условие ухудшает их положение по отношению к другим лицам, ранее получившими такую социальную выплату по аналогичным основаниям без выполнения условия отчуждения пострадавшего от наводнения жилого помещения (жилого дома, а также земельного участка, на котором он находится) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность.
Оспариваемые нормы, внесенные в Положение Постановлением в„– 1110-пп, административные истцы считают противоречащими ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как гражданские права (в том числе права собственности) могут быть ограничены только на основании федерального закона.
Указывают, что в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2010 в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон в„– 68-ФЗ) предусмотрено, что правовое регулирование порядка и условий, вида и размера компенсаций и социальных гарантий, представляемых гражданам Российской Федерации, не ограничивается только положениями настоящего закона.
Так, Постановлением в„– 556-пп, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2019 в„– 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области", определены условия, размеры и виды социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения.
Пунктом 1 Положения источником финансового обеспечения мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, порядок и условия, предоставления которых они устанавливают, являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.
Согласно п. 9 Положения в качестве условия предоставления субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения.
Административные истцы считают, что субъекту Российской Федерации предоставлено только право разработать механизм (последовательность совершения действий полномочными органами и гражданами) предоставления на установленных Правительством Российской Федерации требованиях к названной категории граждан и в утвержденных им же размерах мер социальной поддержки, а установление дополнительного условия получения социальной выплаты - дача обязательства безвозмездного отчуждения пострадавшего в результате наводнения жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность.
Административные истцы полагают, что исходя из полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных ст.ст. 7 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Иркутской области не вправе своим нормативным правовым актом устанавливать дополнительные условия предоставления денежных средств в виде социальной выплаты для приобретения в собственность жилого помещения, на строительство жилья или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Административные истцы считают, что из содержания оспариваемого нормативного правового акта, следует вывод о том, что субъект Российской Федерации - Иркутская область вышла за пределы своих полномочий, изменив установленные федеральным законодательством условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от наводнения, установив дополнительное условие представления социальной выплаты в виде обязательства о безвозмездной передаче утраченного жилья (земельного участка) в собственность Иркутской области, муниципальную собственность.
Ссылаясь на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 в„– 59-АПГ14-4, административные истцы считают, что указание в п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 в„– 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" (далее - Постановление Правительства РФ в„– 916) на то, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, пострадавшим от наводнения, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, по мнению административных истцов, не свидетельствует о полномочиях исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать гражданам, имеющим право на возмещение причиненного вследствие чрезвычайной ситуации ущерба (статья 18 Федерального закона от 21.12.1994 в„– 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), обязанность безвозмездного отказа от собственности на пострадавшее жилье (земельный участок) как условие получения меры социальной поддержки, без учета того, что целью такой поддержки является оказание безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Указывают, что предоставление мер социальной поддержки и ее выплаты пострадавшим гражданам в обмен на передачу ими своей собственности не предусмотрено ни приведенным выше Указом Президента Российской Федерации, ни Правилами предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан.
Административные истцы просят признать недействующим с момента вступления в законную силу (введение в действие) Постановление Правительства Иркутской области от 20.12.2019 в„– 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения".
В судебное заседание административные истцы В.В.В., Ш.А.Ф., Ш.Ю.В., М.М.В., Д.Д.Ю., М.Л.С, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, их интересы в суде представляет представитель по нотариальным доверенностям С.Ю.С., которая не возражала против рассмотрения административного дела в отсутствие своих доверителей, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области С.О.А., в судебном заседании поддержала доводы отзыва Правительства Иркутской области на административное исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, из полученного судом в электронном виде ходатайства следует, что заинтересованное лицо просит о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя министерства. В представленном суду отзыве и дополнениях к нему на административное исковое заявление представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Ф.Е.А., просила в удовлетворении административных требований отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо Муниципальное учреждение "Администрация городского округа муниципального образования город Тулун", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на административные исковые заявления не представило.
Суд, выслушав мнения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора К.О.А., руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора К.О.А., полагавшей, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ суды выясняют соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума в„– 50), не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом конкретного способа правового регулирования, поскольку это относится к исключительной компетенции уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума в„– 50, признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Проверяя доводы административных истцов о незаконности изменений, вносимых Постановлением в„– 1110-пп, суд установил, что данным Постановлением внесены следующие изменения в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 в„– 556-пп, а именно:
1) оно дополнено пунктом 7(1) следующего содержания:
"7(1). Условием предоставления социальной выплаты гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником (сособственником) утраченного жилого помещения без установленных обременений или имеющему документы, является данное им обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность.
Условием предоставления социальной выплаты гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателем утраченного жилого помещения по договору социального найма, является данное им подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием социальной выплаты.";
2) пункт 30 Положения дополнен подпунктом 7 следующего содержания:
"7) письменные обязательства, предусмотренные пунктом 7(1) настоящего Положения, по формам согласно приложению 4 к настоящему Положению.";
3) также Положение дополнено приложением 4 "Обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) к Положению.
Административные истцы не согласны с изменениями, внесенными Постановлением в„– 1110-пп в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 в„– 556-пп, которые предусматривают для гражданина, являвшегося на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником (сособственником) утраченного жилого помещения без установленных обременений или имеющему документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, такое условие предоставления социальной выплаты как представление обязательства о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность, полагая, что данное условие установлено административным ответчиком с превышением представленных ему полномочий, считают его противоречащим ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 7 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 03.07.2019 в„– 316, Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 в„– 916.
Административные истцы являются участниками спорных правоотношений, в отношении них применено Постановление в„– 1110-пп.
Судом установлено, что В.В.В. как гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> по ее заявлению от 16.09.2019 в соответствии с Постановлением в„– 556-пп было выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Номер изъят от 20.10.2019, с учетом членов семьи: С.Ю.В., К.А.М., Р.Т.С., Р.С.Р., Р.В.Р. на сумму 4 870 476,00 рублей.
В.В.В. 03.02.2020 дано обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено в муниципальную собственность.
По вышеуказанному свидетельству в соответствии с заявлением В.В.В. и членов ее семьи о перечислении социальной выплаты, Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство) 03.03.2020 произведено перечисление социальной выплаты в размере 4 870 476,00 рублей по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 30.12.2019 Номер изъят, Номер изъят на строительство жилых помещений, расположенных в <адрес изъят>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности В.В.В. и членов ее семьи на жилые помещения, построенные с использованием средств социальной выплаты зарегистрировано 15.10.2020 и 08.04.2021 соответственно. Административному истцу Ш.А.Ф. как гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> по его заявлению от 27.11.2019 в соответствии с Постановлением в„– 556-пп было выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Номер изъят от 17.01.2020 на сумму 2 354 064,00 рубля.
Ш.А.Ф. Дата изъята дано обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено в муниципальную собственность.
По вышеуказанному свидетельству в соответствии с заявлением Ш.А.Ф. о перечислении социальной выплаты министерством 31.03.2020 произведено перечисление социальной выплаты в размере 2 354 064,00 рубля по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от 17.02.2020 на приобретение жилого дома в <адрес изъят>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности Ш.А.Ф. на жилое помещение, приобретенное с использованием средств социальной выплаты зарегистрировано 20.02.2020.
Административному истцу М.М.В. как гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, по ее заявлению от 17.03.2020 в соответствии с Постановлением в„– 556-пп было выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Номер изъят от 06.05.2020 с учетом членов семьи: М.В.В., М.В.В., М.И.В., Т.А.И., Т.М.И. на сумму 4 870 476,00 рублей.
М.М.В. 02.10.2020 дано обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено в муниципальную собственность.
По вышеуказанному свидетельству в соответствии с заявлением М.М.В. и членов ее семьи о перечислении социальной выплаты, министерством 16.11.2020 произведено перечисление социальной выплаты в размере 4 870 476,00 рублей по договору купли-продажи квартиры от 15.08.2020 на приобретение жилого помещения в <адрес изъят>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности М.М.В. и членов ее семьи на жилое помещение, приобретенное с использованием средств социальной выплаты зарегистрировано 18.08.2020.
Административному истцу Ш.Ю.В. и Е.С.А. как гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> по их заявлению от 09.12.2019 в соответствии с Постановлением в„– 556-пп было выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Номер изъят от 27.01.2020 с учетом В.Е.П., В.А.П., Ш.А.Ю., Ш.Т.Ю. на сумму 2 435 238,00 рублей.
Ш.Ю.В. 26.08.2020 дано обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено в муниципальную собственность.
По вышеуказанному свидетельству в соответствии с заявлением Ш.Ю.В. и Е.С.А. о перечислении социальной выплаты, министерством 11.09.2020 произведено перечисление социальной выплаты в размере 2 435 238,00 рублей по договору купли-продажи квартиры от 12.08.2020 на приобретение жилого помещения в <адрес изъят>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности Ш.Ю.В. и Е.С.А. на жилое помещение, приобретенное с использованием средств социальной выплаты зарегистрировано 23.08.2020.
Административному истцу Д.Д.Ю. как гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, по его заявлению от 29.11.2019 в соответствии с Постановлением в„– 556-пп было выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Номер изъят от 13.12.2019 на сумму 2 370 750,00 рублей.
Д.Д.Ю. 03.02.2020 дано обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено в муниципальную собственность.
По вышеуказанному свидетельству в соответствии с заявлением Д.Д.Ю. о перечислении социальной выплаты министерством 25.02.2020 произведено перечисление социальной выплаты в размере 2 370 750,00 рублей по договору купли-продажи квартиры от 28.01.2020 на приобретение жилого помещения, расположенного в <адрес изъят>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности Д.Д.Ю. на жилое помещение, приобретенное с использованием средств социальной выплаты зарегистрировано 29.01.2020.
Административному истцу М.Л.С как гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> по ее заявлению от 23.03.2020 в соответствии с Постановлением в„– 556-пп было выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Номер изъят от 15.04.2020, с учетом членов семьи Г.В.А., П.А.Е. на сумму 2 435 238,00 рублей.
М.Л.С 22.10.2020 было дано обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено в муниципальную собственность.
По вышеуказанному свидетельству в соответствии с заявлением М.Л.С и членов ее семьи о перечислении социальной выплаты, министерством 08.12.2020 произведено перечисление социальной выплаты в размере 2 435 238,00 рублей по договорам купли-продажи квартир от 08.10.2020 на приобретение жилых помещений, расположенных в <адрес изъят>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности М.Л.С и членов ее семьи на жилые помещения, приобретенные с использованием средств социальной выплаты зарегистрировано 16.10.2020 и 20.10.2020.
Судом установлено, что после введение в действие оспариваемого Постановления в„– 1110-пп всеми административными истцами, как лицами, имеющими право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, вследствие утраты или повреждения принадлежащих им объектов недвижимости, на день введения режима чрезвычайной ситуации в г. Тулуне Иркутской области, в 2020 году реализовано право на получение такой выплаты с соблюдением условия представления такой меры социальной поддержки как выдача обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости, утраченных или поврежденных в результате наводнения, а также земельных участков, на которых они находились (находятся).
Проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемого правового акта суд установил, что согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - Закон в„– 1-оз) под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
Статьей 5 Закона в„– 1-оз закреплено, что Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.
Постановления Правительства Иркутской области входят в систему правовых актов Иркутской области на основании ст. 7 Закона в„– 1-оз.
В соответствии со ст. 12 Закона в„– 1-оз Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Анализируя Постановление в„– 556-пп с утвержденными им Положениями, а также Постановление в„– 1110-пп, суд приходит к выводу о том, что они являются нормативными правовыми актами, поскольку содержат обязательные для исполнения правила, распространяющие свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Судом проверено соблюдение порядка подписания Постановления в„– 556-пп, утвержденных им Положений, а также оспариваемого нормативного правового акта - Постановления в„– 1110-пп.
Согласно ст. 66 Устава Иркутской области Первый заместитель Губернатора Иркутской области Председатель Правительства Иркутской области подписывает правовые акты Правительства Иркутской области.
Согласно п. 6 ст. 12 Закона Иркутской области "О правовых актах" постановления и распоряжения Правительства Иркутской области подписываются первым заместителем Губернатора Иркутской области Председателем Правительства Иркутской области.
Постановление в„– 556-пп, Положения к нему, а также оспариваемое Постановление в„– 1110-пп подписаны уполномоченным лицом - первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Б., действовавшим на момент их подписания на основании указа Губернатора Иркутской области от 25.09.2017 в„– 9-угк "О назначении на должность Б..", а также на основании указа Губернатора Иркутской области от 12.12.2019 в„– 11-угк "О Б..".
Судом установлено соблюдение порядка подписания Постановления в„– 556-пп, а также оспариваемого нормативного правового акта надлежащими должностными лицами, данный факт сторонами в судебном заседании не оспаривается.
Суд приходит к выводу о том, что Постановление в„– 556-пп, утвержденные им Положения, а также Постановление в„– 1110-пп приняты Правительством Иркутской области с соблюдением требований законодательства к его форме и виду.
Проверяя соблюдения порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта суд установил.
В соответствии с ч. 21 ст. 54 Закона Иркутской области "О правовых актах" официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 в„– 10-оз "О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета "Областная".
Частью 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 10.07.2014 в„– 90-оз "О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" предусмотрено, что для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), зарегистрированное в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 2124-1 "О средствах массовой информации".
Постановление в„– 556-пп в первоначальной редакции опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http//www.ogirk.ru 17.07.2019, Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17.07.2019 (номер публикации 3800201907170002), а также в общественно-политической газете "Областная" в„– 81 от 22.07.2019, оспариваемая административными истцами редакция данного нормативного правового акта - Постановления в„– 1110-пп опубликовано на официальным интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25.12.2019, официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru 26.12.2019, в общественно-политической газете "Областная", в„– 7, 24.01.2020.
Судом установлено, что по состоянию 01.02.2023 Постановление в„– 556-пп действует в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 23.07.2019 в„– 580-пп, от 15.08.2019 в„– 656-пп, от 26.08.2019 в„– 681-пп, от 29.08.2019 в„– 684-пп, от 30.08.2019 в„– 705-пп, от 01.09.2019 в„– 710-пп, от 12.09.2019 в„– 752-пп, от 12.09.2019 в„– 743-пп, от 21.10.2019 в„– 875-пп, от 25.10.2019 в„– 889-пп, от 05.11.2019 в„– 911-пп, от 15.11.2019 в„– 956-пп, от 28.11.2019 в„– 1010-пп, от 02.12.2019 в„– 1018-пп, от 20.12.2019 в„– 1110-пп, от 25.02.2020 в„– 105-пп, от 28.02.2020 в„– 117-пп, от 31.03.2020 в„– 202-пп, от 29.04.2020 в„– 297-пп, от 04.06.2020 в„– 412-пп, от 26.06.2020 в„– 512-пп, от 20.07.2020 в„– 598-пп, от 21.07.2020 в„– 603-пп, от 28.08.2020 в„– 710-пп, от 01.09.2020 в„– 723-пп, от 02.10.2020 в„– 812-пп, от 21.10.2020 в„– 862-пп, от 30.10.2020 в„– 883-пп, от 05.11.2020 в„– 898-пп, от 10.12.2020 в„– 1037-пп, от 15.12.2020 в„– 1049-пп, от 16.03.2021 в„– 162-пп, от 15.09.2021 в„– 654-пп, от 02.12.2021 в„– 927-пп, от 25.02.2022 в„– 124-пп, от 19.05.2022 в„– 386-пп, от 06.09.2022 в„– 697-пп, от 30.12.2022 в„– 1115-пп).
Анализируя указанные выше данные, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка опубликования Постановления в„– 556-пп и Положений к нему, а также Постановления в„– 1110-пп, вносящего в него изменения. Оспариваемые административными истцами нормы Положения, внесенные в него Постановлением в„– 1110-пп на момент рассмотрения настоящего административного дела являются действующими.
Проверяя наличие полномочий Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта суд установил.
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 18 Федерального закона в„– 68-ФЗ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона в„– 68-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 в„– 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента РФ в„– 316) наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья и определить порядок выделения указанных средств, решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья, при этом в соответствии с пп. "и" п. 3 Указа Президента РФ в„– 316 формирования списков граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области, и выплата им денежных средств в полном объеме должны быть завершены до 10.08.2019.
Таким образом, осуществление мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области в порядке софинансирования и межбюджетного трансферта из федерального бюджета расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки на указанные выше цели имело срочный характер и завершено 10.08.2019.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 в„– 916 утверждены Правила предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее - Постановление в„– 916, Правила в„– 916).
Пунктом 3 Правил в„– 916 предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению приобретения или строительства жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению осуществления капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
е) возмещение осуществленных расходов бюджета Иркутской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта.
Согласно п. 4 Правил в„– 916 мероприятия, поименованные в правилах, реализуются в отношении:
- граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания Постановления в„– 916 следует, что оно принято с целью восстановления жилищных прав граждан, лишенных в результате наводнения единственного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности либо предоставленного по договору социального найма, а также обеспеченных иным жилым помещением менее учетной нормы жилого помещения на одного проживающего.
Пунктом 9 Правил в„– 916 установлено, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в п. 4 настоящих Правил в„– 916, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в п. 4 настоящих Правил в„– 916, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 в„– 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" с 27.07.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Из изложенного выше следует, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 в„– 316 и Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 в„– 134-уг наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией регионального и федерального характера соответственно, что федеральному законодательству не противоречит.
Согласно абз. 5 ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (далее - Федеральный закон в„– 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При этом абз. 6 ст. 26.3-1 этого же Федерального закона установлено, что финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Согласно ч. 3 ст. 38 Устава Иркутской области дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств областного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета областному бюджету на осуществление целевых расходов), устанавливаются законами Иркутской области.
Абзацем 2 ч. 3 ст. 38 Устава Иркутской области предусмотрено, что до принятия соответствующих законов Иркутской области дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств областного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета областному бюджету на осуществление целевых расходов) могут устанавливаться нормативными правовыми актами Губернатора Иркутской области, нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области.
Статьей 1 Закона Иркутской области от 24.07.2019 в„– 72-оз "Об отдельных мерах социальной поддержки граждан, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, о финансовой помощи муниципальным образованиям", действовавшего на момент принятия оспариваемого Постановления в„– 1110-пп, было установлено, что граждане, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, имеют право на меры социальной поддержки, порядок и условия предоставления которых, определяются Правительством Иркутской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Иркутской области от 18.11.2009 в„– 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, указами Губернатора Иркутской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона Иркутской области от 18.11.2009 в„– 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" Правительство Иркутской области принимает правовые акты в форме постановлений Правительства Иркутской области - по вопросам нормативного регулирования, в форме распоряжений Правительства Иркутской области - по оперативным и другим текущим вопросам, не требующим нормативного правового регулирования.
Аналогичные полномочия Правительства Иркутской области по определению порядка и условий предоставления мер социальной поддержки были закреплены статьей 1 Закона Иркутской области в„– 72-оз "Об отдельных мерах социальной поддержки граждан, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, о финансовой помощи муниципальным образованиям", действовавшим на момент принятия Постановления в„– 556-пп, а также оспариваемого Постановления в„– 1110-пп.
Реализуя представленные в этой сфере полномочия, Правительство Иркутской области приняло Постановление в„– 556-пп, которым установило два порядка предоставления социальных выплат, таких как на приобретение нового жилья, на осуществление капитального ремонта поврежденного, установив срочный порядок исполнения таких обязательств за счет федерального бюджета, третий порядок предусматривал представление жилья из государственного жилищного фонда Иркутской области.
Данные порядки регулируют как основания для таких социальных выплат и предоставления жилья, так и административный порядок (при отсутствии спора о праве) осуществления таких выплат, в том числе за счет средств федерального бюджета по межбюджетному трансферу бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области.
Финансирование указанных выплат за счет средств федерального бюджета регламентировано в пунктах 9, 10 Правил в„– 916, утвержденных Постановлением Правительства РФ в„– 916.
Право Правительства Иркутской области устанавливать за счет средств областного бюджета выплаты на эти цели дополнительно к федеральным мерам социальной поддержки, а также условия такой выплаты на момент принятия Постановления в„– 556-пп, Постановления в„– 1110-пп было предусмотрено ст. 26.3-1 Федерального закона в„– 184-ФЗ, действовавшего на момент принятия этих постановлений.
Анализируя Указ Президента РФ в„– 316, Постановление Правительства РФ в„– 916, суд приходит к вводу, что Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства РФ в„– 916 установлены в общем виде условия и порядок предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, а Правительство Иркутской области уполномочено на установление порядка и условий предоставления социальных выплат гражданам, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам жилых помещений.
При этом предоставления социальных выплат пострадавшим от паводка лицам, осуществляемых в порядке софинансирования и межбюджетного трансферта из федерального бюджета расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, носило срочный характер и завершено 10.08.2019, то есть до момента принятия оспариваемого Постановления в„– 1110-пп.
В соответствии с Указом Президента РФ в„– 316, Постановлением Правительства РФ в„– 916 к полномочиям Правительства Иркутской области отнесено, в том числе и в период осуществления софинансирования и межбюджетного трансферта из федерального бюджета на эти цели расходных обязательств Иркутской области (до 10.08.2019), а также в порядке ст. 26.3-1 Федерального закона в„– 184-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, право устанавливать порядок (последовательность действий) и условия предоставления социальных выплат гражданам, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществления такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам жилых помещений.
Судом не приняты доводы административных истцов о противоречии Постановления в„– 1110-пп, статьям 7 и 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указу Президента РФ в„– 316, Постановлению Правительства РФ в„– 916 по приведенным ниже основаниям.
Как было установлено выше, к полномочиям Правительства Иркутской области отнесено право устанавливать порядок (последовательность действий) и условия предоставления социальных выплат гражданам, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществления такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам жилых помещений.
Софинансирование Российской Федерации за счет межбюджетного трансферта из федерального бюджета на эти цели расходных обязательств Иркутской области завершено 10.08.2019.
Оспариваемое Постановление в„– 1110-пп принято 20.12.2019, то есть после истечения срока действия межбюджетного трансферта из федерального бюджета на эти цели, представленного в порядке софинансирования.
Административными истцами свидетельства, удостоверяющие права гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, получены в период с 20.10.2019 по 06.05.2020, а также такие выплаты получены после окончания срока софинансирования и межбюджетного трансферта на эти цели из федерального бюджета расходных обязательств Иркутской области (завершено 10.08.2019).
По указанным выше основаниям суд приходит к выводу, что судебная практика, на которую ссылаются административные истцы, касается иных, отличные от сложившихся по данному административному делу правоотношения.
Судом не приняты доводы административных истцов о нарушении оспариваемым Постановлением в„– 1110-пп их права собственности, положений ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, создание для них условий отличных от тех, на которых была представлена аналогичная социальная выплата на приобретение жилья другим гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, без соблюдения условия представления такой выплаты, установленного Постановлением в„– 1110-пп, как обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность, по следующим основаниям.
Как было указано выше Правительство Иркутской области уполномочено на установление условий и порядка представления социальных выплат, полученных административными истцами.
В судебном заседании установлен, и не оспаривался административными истцами факт нахождения принадлежащих им на праве собственности жилых помещений (жилых домов), земельных участков, на которых они находятся, в зоне затопления, приведение этих жилых помещений (домов) в результате наводнения в состояние непригодное для проживания в них в силу полного уничтожения или аварийного состояния, когда проведение их капитального ремонта и восстановление невозможно.
Административные истцы среди мер социальной защиты, которыми могли воспользоваться лица, жилые помещения которых утрачены или находятся в аварийном состоянии в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, например, в порядке, установленном жилищным законодательством, или Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории иркутской области, жилого помещения из государственного жилищного фонда иркутской области, утвержденном Постановлением в„– 556-пп, в добровольном порядке избрали именно меру социальной поддержки, предусмотренную Положением в„– 556-пп, действовавшим в редакции изменений, внесенных в него Постановлением в„– 1110-пп.
Все административные истцы, получив социальные выплаты их реализовали, оформив право собственности на приобретенные ими объекты недвижимости по своему усмотрению без каких-либо условий.
Таким образом, довод о принудительном лишении права собственности на уничтоженные или разрушенные принадлежащие им объекты недвижимости и земельных участков, на которых эти объекты находились или находятся в обмен на социальную выплату, которая должна носить безвозмездный характер, нарушение п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, не нашел подтверждение в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Также судом не принят довод административных истцов о наличие неравных условий для получения такой социальной выплаты по отношению к тем гражданам, которые получили аналогичную выплату до введения в действие Постановления в„– 1110-пп без каких-либо условий о безвозмездном отчуждении уничтоженного или находящегося в аварийном состоянии (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность, так как административные истцы, давшие согласие на получение такой социальной выплаты в порядке, установленном Постановлением в„– 556-пп, в редакции Постановления в„– 1110-пп, были осведомлены о таком условии представления социальной выплаты и дали на него добровольное согласие.
Иные доводы административных истцов не влияют выводы суда по настоящему спору.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований В.В.В., Ш.А.Ф., Ш.Ю.В., М.М.В., Д.Д.Ю., М.Л.С. к Правительству Иркутской области о признании недействующими с момента вступления в законную силу Постановление Правительства Иркутской области от 20 декабря 2019 г. в„– 1110-пп "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята.

Председательствующий судья
А.С.ПАПУША


------------------------------------------------------------------