Распоряжение Правительства Иркутской области от 19.10.2023 N 700-рп "Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 октября 2023 г. в„– 700-рп

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025
И 2026 ГОДОВ

В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Иркутской области, в соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:

1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Иркутской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Иркутской области от 28 октября 2022 года в„– 592-рп "Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов".

3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).

4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года.

Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ





Утверждены
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 19 октября 2023 г. в„– 700-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

Глава 1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2022 - 2023 ГОДАХ

1. В 2022 году Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, которое оказывало существенное влияние на наполнение региональных бюджетов доходными источниками и на реализацию долговой политики субъектами Российской Федерации.
Государственная долговая политика Иркутской области в 2022 году сохраняла свою направленность на сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга и обеспечение показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести регион к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Несмотря на сложные экономические условия, к концу 2022 года объем государственного долга Иркутской области был сохранен на экономически безопасном уровне, и при этом обеспечено начало реализации новых значимых для региона инфраструктурных проектов за счет средств федерального бюджетного кредита.
2. Основные итоги реализации основных направлений государственной долговой политики Иркутской области в 2022 - 2023 годах:
1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2022, 2023 годах, установленные дополнительным соглашением от 18 сентября 2020 года в„– 7/6/5/5/5/5 к соглашениям от 27 июля 2015 года в„– 01-01-06/06-117, от 1 октября 2015 года в„– 01-01-06/06-162, от 24 февраля 2016 года в„– 01-01-06/06-28, от 5 августа 2016 года в„– 01-01-06/06-146, от 17 апреля 2017 года в„– 01-01-06/06-127, от 14 сентября 2017 года в„– 01-01-06/06-244 о предоставлении бюджету Иркутской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Иркутской области (далее соответственно - дополнительное соглашение, соглашения), а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлены в таблице:

в„– п/п
Наименование показателя
В соответствии с Соглашениями
На 1 января 2023 года
Плановое значение на 1 января 2024 года
Фактическое значение на 1 октября 2023 года
Плановое значение
Фактическое значение
1
Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
<= 20
9,0
<= 20
10,3
2
Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
<= 17
0,0
<= 18
0,0
3
Отношение общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к общему объему расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %
<= 5
0,006
<= 5
0,0004
4
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета, %
<= 13
0,0
<= 13
0,0
5
Отношение дефицита областного бюджета к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений, %
<= 10
- <*>
<= 10
- <*>

--------------------------------
<*> По итогам 2022 года и 9 месяцев 2023 года областной бюджет исполнен с профицитом.

В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года в„– 227, в 2023 году Иркутская область отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков. Регион удостаивается высокой оценки долговой устойчивости пятый год подряд - с момента ее осуществления федеральным финансовым органом;
2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований.
В 2022, 2023 годах определение оптимальных форм заимствований осуществлялся на постоянной основе в зависимости от потребности областного бюджета. Основным критерием, учитываемым при выборе форм заимствований, являлась минимизация стоимости обслуживания возникающих долговых обязательств.
В первую очередь, для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, в течение 2022 и 2023 года неоднократно использовались остатки средств автономных и бюджетных учреждений, что позволило перенести привлечение коммерческих заимствований на более поздний срок и достичь экономии расходов на обслуживание долга в объеме 50,8 млн. рублей и 13,8 млн. рублей соответственно.
В феврале 2023 года в целях недопущения кассового разрыва вследствие исполнения распоряжений налоговых органов в связи с введением института единого налогового платежа привлекался бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 5,3 млрд. рублей по ставке 0,1% годовых, что позволило исключить возникновение кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и снизить расходы на обслуживание государственного долга на 52,5 млн. рублей.
Проводимая регионом взвешенная долговая политика позволила избежать в 2022 и 2023 годах привлечения "дорогих" кредитов коммерческих банков. Начиная с 1 января 2022 года в объеме государственного долга Иркутской области полностью отсутствуют "дорогие" коммерческие заимствования, а его структура положительно выделяется на фоне других субъектов Российской Федерации.

Структура государственного долга по состоянию на 1 сентября
2023 года

Рисунок не приводится.

3) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов и (или) экономии расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Иркутской области.
Результатом проводимой долговой политики является сохранение государственного долга Иркутской области на экономически безопасном уровне.
По состоянию на 1 января 2023 года объем государственного долга Иркутской области составил 19,2 млрд. рублей, или 9,0% от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, задолженность по рыночным обязательствам отсутствует.
По итогам 2022 года Иркутская область остается регионом с низким уровнем государственного долга и занимает 13 место среди 85 субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки и 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа.
Прирост долговой нагрузки на областной бюджет за 2022 год составил 1,4% и обусловлен привлечением инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета в объеме 2,3 млрд. рублей на реализацию важных для региона новых инфраструктурных проектов.
По уровню государственного долга на 1 сентября 2023 года Иркутская область занимает 13 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа.
По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2023 года государственный долг Иркутской области составил 21,2 млрд. рублей и полностью состоит из бюджетных кредитов из федерального бюджета (см. диаграмму - не приводится).

Структура государственного долга Иркутской области на
1 октября 2023 года, млрд. рублей

Рисунок не приводится.

4) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности за счет осуществления мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области.
Несмотря на кризисные явления, вызванные распространением коронавирусной инфекции, а также непростые условия внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию, в мае 2022 года национальное рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтверждало рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruAA+, прогноз по рейтингу стабильный.
3. В части повышения долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области в 2023 году произведено списание задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям Иркутской области в предыдущие годы, в объеме 99% расходов по благоустройству территорий, модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительству и реконструкции автомобильных дорог, произведенных муниципалитетами в 2022 году. Общий объем списания задолженности составил 539,0 млн. рублей. В реструктуризации приняли участие 26 муниципальных образований области.
По состоянию на 1 октября 2023 года объем консолидированного муниципального долга Иркутской области составил 6,9 млрд. рублей. Структура долга представлена бюджетными кредитами (50,4%) и кредитами банков (49,6%).

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР
И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

4. Характер и направления долговой политики определяются сложившимся уровнем государственного долга Иркутской области, требованиями бюджетного законодательства.
5. Несмотря на введение санкций в отношении Российской Федерации, оказывающих существенное влияние на наполнение доходной части областного бюджета, ситуация с наполняемостью областного бюджета доходами остается стабильной. Вместе с тем, с учетом необходимости финансового обеспечения расходных обязательств социального характера, а также выполнения целевых показателей национальных проектов объем государственного долга Иркутской области в плановом периоде будет расти.
6. Допустимые превышения уровня государственного долга, установленного дополнительным соглашением в размере не более 20% в 2024 году и не более 23% в 2025 и 2026 годах, предусмотрены Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года в„– 1531.
При этом установленный уровень государственного долга может быть превышен по итогам 2022 - 2024 годов на сумму бюджетных ассигнований, направленных на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также на реализацию региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
В 2022 году началась реализация 5 инфраструктурных проектов за счет соответствующих бюджетных кредитов из федерального бюджета. Объем одобренного для Иркутской области на 2022 - 2024 годы лимита бюджетных кредитов, на сумму которых также допускается превышение предельных параметров бюджета по уровню государственного долга, составляет 11,7 млрд. рублей.
Кроме того, за счет средств областного бюджета, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (реструктуризация 2020 и 2021 года), предусмотрены расходы на финансовое обеспечение реализации новых инвестиционных проектов на 2023 год в объеме 1,3 млрд. рублей и на 2024 год - 4,6 млрд. рублей.
7. Основными направлениями долговой политики Иркутской области являются:
1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости:
общий объем долговых обязательств Иркутской области, в том числе объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Иркутской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, на уровне, не превышающем параметры, указанные в таблице:

Наименование параметра
На 1 января 2025 года
На 1 января 2026 года
На 1 января 2027 года
Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
<= 20
<= 23
<= 23
Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
<= 19
<= 20
<= 20

общий объем расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 5% от общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 13% от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета;
сохранение дефицита областного бюджета на уровне, не превышающем 10% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений;
2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований;
3) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов и (или) экономии расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Иркутской;
4) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности за счет осуществления мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области.

Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025
И 2026 ГОДОВ

8. Стратегической целью долговой политики Иркутской области является обеспечение потребностей областного бюджета в заемном финансировании при соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
9. Целями долговой политики Иркутской области являются:
1) достижение приемлемого, экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Иркутской области;
2) своевременное исполнение долговых обязательств Иркутской области;
3) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии государственного долга Иркутской области.
10. Задачами долговой политики Иркутской области являются:
1) обеспечение потребностей Иркутской области в заемном финансировании в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, финансирования дефицита областного бюджета, погашения долговых обязательств Иркутской области, пополнения в течение финансового года остатков средств на счете областного бюджета;
2) поддержание объема государственного долга Иркутской области и расходов на его обслуживание в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период;
3) поддержание структуры государственного долга Иркутской области, обеспечивающей минимизацию стоимости его обслуживания при равномерном распределении сроков погашения;
4) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств Иркутской области;
5) обеспечение раскрытия информации о государственном долге Иркутской области.

Глава 4. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025 И 2026 ГОДОВ

11. Реализация основных направлений долговой политики Иркутской области включает следующие инструменты:
1) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Иркутской области, среди которых:
сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета;
диверсификация долгового портфеля Иркутской области за счет использования различных видов заимствований в зависимости от изменений на рынке капитала;
использование возможности осуществления реструктуризации и рефинансирования задолженности по долговым обязательствам Иркутской области;
2) минимизация стоимости заимствований за счет:
организации конкурентных процедур на право заключения государственных контрактов по оказанию финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования дефицита областного бюджета по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;
взаимодействия с кредитными организациями по вопросам снижения стоимости привлеченных кредитных ресурсов в случаях соответствующих изменений на рынке капитала;
взаимодействия с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе на реализацию инфраструктурных проектов;
использования механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
3) управление ликвидностью областного бюджета в целях сглаживания объемов платежей по привлечению и погашению государственного долга Иркутской области за счет:
введения жесткого платежного календаря, позволяющего приблизить дату основной нагрузки на областной бюджет к срокам уплаты основных налогов и, как следствие, отодвинуть сроки привлечения государственных заимствований;
внедрения подневной модели кассовых расходов и доходов, позволяющей планировать государственные заимствования в момент образования кассовых разрывов;
временного заимствования средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области;
4) реализация программы оздоровления государственных финансов Иркутской области на 2019 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 28 сентября 2018 года в„– 724-рп;
5) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности - осуществление мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области;
6) обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики;
7) повышение долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области за счет:
предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Иркутской области;
проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области.

Глава 5. АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ВОЗНИКАЮЩИХ
В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ

12. Рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом Иркутской области (далее - Риски), являются:
1) риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет и увеличения дефицита областного бюджета;
2) процентный риск, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
3) риск снижения ликвидности областного бюджета.
13. Основной целью управления Рисками является стабилизация показателей долговой устойчивости Иркутской области за счет:
1) финансирования приоритетных инфраструктурных проектов за счет средств долгосрочных бюджетных кредитов федерального бюджета;
2) роста поступлений налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств бюджета Иркутской области, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам при проведении реструктуризации в 2020 и 2021 годах;
3) снижения объемов финансирования бюджетных обязательств за счет привлечения заемных средств;
4) сглаживания объемов платежей по погашению долговых обязательств Иркутской области и удлинения сроков привлечения кредитных ресурсов;
5) осуществления сдержанной долговой политики Иркутской области.
14. Основные меры, принимаемые в отношении управления Рисками:
проведение аналитической работы, мониторинга рыночной конъюнктуры с целью прогнозирования Рисков;
осуществление планирования государственных заимствований с проведением "стресс"-тестирования кредитного портфеля при разных сценарных условиях прогнозирования основных параметров областного бюджета и ожидаемой конъюнктуры на финансовых рынках;
использование стратегии, направленной на осуществление государственных заимствований, позволяющих минимизировать необходимость рефинансирования долговых обязательств.
Учитывая, что кредитный риск во многом определяется наполняемостью областного бюджета доходными источниками, Иркутская область планирует продолжить практику использования бюджетных кредитов для пополнения остатка средств на едином счете областного бюджета через территориальные органы Федерального казначейства для обеспечения покрытия кассовых разрывов при исполнении областного бюджета, а также в целях своевременного погашения долговых обязательств.

Глава 6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

15. Реализация долговой политики Иркутской области позволит:
1) поддерживать высокий уровень долговой устойчивости с учетом Рисков;
2) сохранить объем расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 5% от общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) поддерживать величину государственного долга Иркутской области в пределах обозначенных параметров;
4) диверсифицировать объем государственного долга Иркутской области в сторону увеличения доли средне- и долгосрочных видов заимствований;
5) не допускать единовременного отвлечения значительного объема средств областного бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Иркутской области;
6) оптимизировать структуру государственного долга Иркутской области с целью минимизации расходов на его обслуживание;
7) поддерживать высокий уровень кредитного рейтинга Иркутской области;
8) обеспечить открытость и доступность информации о государственном долге Иркутской области.


------------------------------------------------------------------