Приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 20.09.2023 N 66-44-мпр "Об установлении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области"



МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 20 сентября 2023 г. в„– 66-44-мпр

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года в„– 392/171-пп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:

1. Утвердить Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (прилагаются).

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) после его государственной регистрации.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 12 апреля 2023 года.

Министр
С.М.ТРОФИМОВА





Утвержден
приказом министерства природных ресурсов
и экологии Иркутской области
от 20 сентября 2023 г. в„– 66-44-мпр

ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила определяют цели, задачи, функции и порядок осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) на территории Иркутской области в зонах деятельности, определенных Территориальной схемой в области обращения с отходами в Иркутской области (далее - Территориальная схема).
2. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года в„– 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года в„– 641" и от 5 сентября 2016 года в„– 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
3. Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора (далее - соглашение), заключенного между региональным оператором и органом исполнительной власти, уполномоченным в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - уполномоченный орган) по итогам конкурсного отбора регионального оператора исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным Правительством Иркутской области на проведение конкурсного отбора, в установленном порядке.
4. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в зоне своей деятельности на территории Иркутской области самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА

5. Целью деятельности регионального оператора является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на территории Иркутской области.
6. Основными задачами деятельности регионального оператора являются:
обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее - обращение с твердыми коммунальными отходами) в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой, соглашением, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года в„– 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года в„– 641" (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, - государственной программой Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 года в„– 776-пп, территориальной схемой, соглашением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Иркутской области в области обращения с отходами, с учетом законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
координация деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора;
осуществление взаимодействия с собственниками твердых коммунальных отходов, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, органами местного самоуправления, уполномоченным органом при обеспечении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами;
участие во внедрении системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора;
обеспечение достижения плановых значений целевых показателей по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных Территориальной схемой.

Глава 3. ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА

7. Региональный оператор в зоне своей деятельности осуществляет следующие функции:
заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места (площадки) накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
предоставляет собственнику твердых коммунальных отходов информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз;
заключает договоры с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено Территориальной схемой;
принимает твердые коммунальные отходы в объеме и местах, которые определены в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, и обеспечивает их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет обращение с твердыми коммунальными отходами, размещенными на местах, не предназначенных для этих целей, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами;
заключает с собственниками земельного участка договоры на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении);
принимает участие в создании и функционировании системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов;
формирует цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне своей деятельности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 года в„– 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора";
направляет в уполномоченный орган предложения о внесении изменений в Территориальную схему;
обеспечивает представителям уполномоченного органа, органа, осуществляющего государственный экологический надзор, беспрепятственный доступ на принадлежащие ему на законных основаниях объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами, на объекты, необходимые для организации транспортирования твердых коммунальных отходов, с возможностью осмотра машинного парка, а также к документации, относящейся к деятельности регионального оператора, в том числе к договорам регионального оператора с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;
рассматривает обращения потребителей услуг в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принимает по ним решения в пределах своей компетенции;
вносит предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
регистрируется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и размещает информацию согласно составу, срокам и периодичности ее размещения, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. в„– 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
осуществляет обеспечение доступа к информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе путем представления соответствующих сведений в объеме и порядке, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 года в„– 109 "Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 24 июня 1998 года в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА

8. Региональный оператор при осуществлении функций, предусмотренных главой III настоящих Правил, обязан:
не допускать нарушений Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, условий соглашения, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, иных договоров, заключенных в установленном порядке;
не допускать возникновение задолженности по оплате услуг операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами;
не допускать нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;
принимать в случае обнаружения мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, меры, направленные на ликвидацию таких мест в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами;
ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направлять в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры, для включения указанной информации в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года в„– 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра";
направлять информацию о выявленных местах (площадках) сбора и накопления твердых коммунальных отходов в исполнительный орган государственной власти Иркутской области, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в случае если в схеме обращения с отходами данная информация, сведения отсутствуют;
представлять по запросу уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса необходимой информации, относящейся к сфере деятельности регионального оператора, согласно запрашиваемой форме в электронном виде и на бумажном носителе;
представляет в уполномоченный орган отчет о деятельности регионального оператора, форма, содержание и сроки предоставления которого установлены соглашением;
принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании (далее - контейнер), в порядке и сроки, установленные настоящими Правилами. До осуществления замены или ремонта поврежденного контейнера региональный оператор обеспечивает возможность складирования твердых коммунальных отходов другими способами, предусмотренными Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивая, при необходимости, внесения в него соответствующих изменений в установленном порядке;
исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством и заключенными в установленном порядке соглашением, договорами.
9. Региональный оператор при осуществлении своей деятельности в соответствии с законодательством вправе:
иметь доступ к информации, размещенной в информационной системе;
заключать с производителем, импортером товаров или с созданной ими ассоциацией (союзом) производителей, импортеров товаров договоров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров;
заключать с собственниками других видов отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, договоры на оказание услуг по обращению с такими отходами;
осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного в установленном порядке между Иркутской областью и другим соответствующим субъектом Российской Федерации;
принимать к потребителю, в случае установления факта нарушения или ненадлежащего исполнения потребителем, с которым региональным оператором заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пункта указанного договора, обязывающего потребителя не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов, соответствующие меры, предусмотренные договором и законодательством, включая право обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов, связанных с заменой или ремонтом поврежденного контейнера;
реализовывать иные права, предусмотренные законодательством и соглашением.

Глава 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА
С УЧАСТНИКАМИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА

10. Региональный оператор при осуществлении своей деятельности взаимодействует с федеральными органами исполнительными власти, исполнительными органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами, производителями, импортерами товаров, с создаваемыми ими ассоциациями (союзами) производителей, импортеров товаров, собственниками твердых коммунальных отходов, других видов отходов, уполномоченными ими лицами, гражданами, другими региональными операторами (при их наличии), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами (объединениями) в соответствии с законодательством.
11. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с формой типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года в„– 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. в„– 641".
12. Региональный оператор определяет периодичность вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
13. Право собственности на твердые коммунальные отходы определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
14. Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляет уполномоченный орган в соответствии с соглашением, законодательством:
путем анализа сведений, отраженных в отчетах, предоставляемых региональным оператором о своей деятельности, один раз в полугодие до 20 февраля, до 20 августа соответственно. Порядок представления и форма отчетов предусматриваются соглашением. На основании представляемой отчетности уполномоченный орган составляет в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, информационную справку о соблюдении региональным оператором настоящих Правил, содержащую, в том числе, предложения по совершенствованию деятельности регионального оператора;
путем истребования и анализа сведений и документов, связанных с исполнением настоящих Правил, в том числе при рассмотрении обращений граждан, организаций, иной поступившей информации о нарушении настоящих Правил. Запрашиваемые сведения, документы, информация подлежат представлению региональным оператором в установленный в указанных запросах срок, а в случае, если конкретный срок не установлен, то не позднее 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;
путем проведения мероприятий по контролю за соблюдением региональным оператором условий соглашения, порядок которых устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.
15. Контроль за деятельностью регионального оператора осуществляют уполномоченный исполнительный орган государственной власти Иркутской области, федеральные органы и исполнительные органы государственной власти Иркутской области, наделенные контрольно-надзорными функциями.

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА

16. Региональный оператор несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Региональный оператор несет ответственность за разглашение персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года в„– 152-ФЗ "О персональных данных".
18. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года в„– 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. в„– 641".
19. Юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано:
исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным министерством с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора;
в течение 10 рабочих дней со дня определения нового регионального оператора передать ему все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров и копии заключенных договоров в сфере обращения с отходами.
20. Отношения, не урегулированные настоящими Правилами, регулируются в соответствии с законодательством и соглашением.

Министр природных ресурсов
и экологии Иркутской области
С.М.ТРОФИМОВА


------------------------------------------------------------------