По датам
Полезное
Выборки
Постановление администрации муниципального образования "Братский район" от 28.11.2023 N 977 "Об утверждении основных направлений долговой политики муниципального образования "Братский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БРАТСКИЙ РАЙОН"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2023 г. в„– 977
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БРАТСКИЙ РАЙОН" НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
В целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования "Братский район", в соответствии со статьями 101, 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Братский район", утвержденного решением Думы Братского района от 26.11.2014 в„– 14, руководствуясь статьями 37, 45 Устава муниципального образования "Братский район", администрация муниципального образования "Братский район" постановляет:
1. Утвердить Основные направления долговой политики муниципального образования "Братский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).
2. Признать утратившим силу постановление мэра Братского района от 17.10.2022 в„– 750 "Об утверждении основных направлений долговой политики муниципального образования "Братский район" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по экономике и финансам администрации муниципального образования "Братский район" О.А.Ширгородскую.
Мэр муниципального образования
"Братский район"
А.С.ДУБРОВИН
Утверждены
постановлением администрации
муниципального образования
"Братский район"
от 28 ноября 2023 г. в„– 977
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БРАТСКИЙ
РАЙОН" НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные направления долговой политики муниципального образования "Братский район" определяют цели, задачи и основные мероприятия по управлению муниципальным долгом муниципального образования "Братский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Под основными направлениями долговой политики муниципального образования "Братский район" понимается стратегия управления муниципальным долгом, направленная на поддержание объема муниципального долга на оптимальном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания и равномерное распределение во времени платежей, связанных с его погашением и обслуживанием, а также снижение влияния долговой нагрузки на районный бюджет.
Качественные характеристики управления муниципальным долгом муниципального образования "Братский район" определяются отсутствием просроченных долговых обязательств и созданием прозрачной системы осуществления муниципальных заимствований.
Глава 2. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "БРАТСКИЙ РАЙОН" В 2022, 2023 ГОДАХ
Одной из основных задач долговой политики муниципального образования "Братский район" в 2022, 2023 годах являлось использование долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры муниципального долга, в целях минимизации стоимости его обслуживания, погашения просроченной задолженности.
В 2018 году проведена реструктуризация задолженности муниципального образования "Братский район" перед областным бюджетом по бюджетным кредитам, предоставленным в 2013, 2014 годах. Это позволило получить рассрочку по погашению бюджетных кредитов на семь лет (на период с 2018 года по 2024 год), ликвидировать просроченную задолженность, сократить объем средств, направляемых на погашение бюджетных кредитов, снизить стоимость их обслуживания.
В рамках реализации долговой политики муниципального образования "Братский район" за основу ограничений по уровню муниципального долга, расходов на его обслуживание, а также размеру дефицита районного бюджета были взяты целевые показатели, установленные в соответствии с условиями дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности муниципального образования "Братский район" перед областным бюджетом по бюджетным кредитам (далее - Соглашения), муниципальной программой "Муниципальные финансы муниципального образования "Братский район" на 2022 - 2027 годы, утвержденной постановлением мэра Братского района от 15.11.2021 в„– 660 (далее - муниципальная программа), а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости муниципального образования "Братский район" в 2022, 2023 годах представлены в таблице:
в„– п/п
Наименование показателя
На 1 января 2023 года
Плановое значение на 1 января 2024 года
Фактическое значение на 1 октября 2023 года
Плановое значение
Фактическое значение
1
Отношение объема муниципального долга к годовому объему доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
<=29,4
13,1
<=29,3
8,1
2
Отношение расходов на обслуживание муниципального долга к расходам районного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %
<=5,0
0,2
<=5,0
0,2
3
Отношение дефицита районного бюджета к годовому объему доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
<=7,5
1,8
<=10,7 <*>
- <**>
--------------------------------
<*> с учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств районного бюджета размер дефицита составит 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
<**> по итогам 9 месяцев 2023 года районный бюджет исполнен с профицитом.
Согласно условий реструктуризации задолженности, по бюджетным кредитам погашено: в 2022 году - 7 865,5 тыс. рублей (в т.ч. по основному долгу - 7 823,2 тыс. рублей, платы за рассрочку - 42,3 тыс. рублей), за 9 месяцев 2023 года - 35 803,3 тыс. рублей (в т.ч. задолженность: погашено - 35,8 тыс. рублей, списано - 35 761,2 тыс. рублей; плата за рассрочку - списано 6,3 тыс. рублей).
В 2022 году с Министерством финансов Иркутской области заключено дополнительное соглашение об изменении графика реструктуризации и переносе платежа в сумме 6 714,8 тыс. рублей с 2022 года на 2024 год.
По состоянию на 1 января 2023 года объем муниципального долга составлял 69 290,8 тыс. рублей, или 13,1% от общего объема доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что ниже установленного Соглашениями ограничения (29,4%). Снижение долговой нагрузки за 2022 год составило 2,6%.
В 2022 году кредиты от кредитных организаций не привлекались и не погашались.
Бюджетные кредиты из областного бюджета в 2022 году не привлекались. Объем погашения бюджетных кредитов составил - 7 823,2 тыс. рублей или 100,0% от плановых назначений (согласно графикам реструктуризации).
Структура муниципального долга муниципального образования
"Братский район" за 2021, 2022 годы, тыс. рублей
Рисунок не приводится.
В соответствии со статьей 25 Закона Иркутской области от 12.12.2022 в„– 112-ОЗ "Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов", Постановлением Правительства Иркутской области от 14.01.2022 в„– 14-пп "Об установлении Правил реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) муниципальных образований Иркутской области перед Иркутской областью в 2023 году", 27 февраля 2023 года с Министерством финансов Иркутской области заключены дополнительные соглашения к договорам о реструктуризации и списана задолженность по бюджетным кредитам в объеме средств бюджета, направленных в 2022 году на расходы в сфере благоустройства территорий, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры и объектов ЖКХ, строительства (реконструкции) дорог.
По итогам исполнения бюджета муниципального образования "Братский район" за 9 месяцев 2023 года муниципальный долг составил 33 500,0 тыс. рублей (в том числе задолженность по кредитам кредитных организаций - 33 500,0 тыс. рублей, задолженность по бюджетным кредитам отсутствует).
Просроченной задолженности по долговым обязательствам нет.
Структура муниципального долга муниципального образования
"Братский район" на 1 октября 2023 года, тыс. рублей
Рисунок не приводится.
В соответствии с оценкой долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области, проведенной Министерством финансов Иркутской области (приказы от 06.09.2022 в„– 50н-мпр, от 13.09.2023 в„– 47н-мпр) с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 09.12.2020 в„– 1026-пп, в 2022, 2023 годах муниципальное образование "Братский район" отнесено к группе муниципальных образований Иркутской области с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР
И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"БРАТСКИЙ РАЙОН" НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025
И 2026 ГОДОВ
Характер и направления долговой политики определяются сложившимся уровнем муниципального долга, требованиями бюджетного законодательства.
С учетом необходимости финансового обеспечения расходных обязательств социального характера и выполнения муниципальных программ, в следующем трехлетнем периоде ожидается рост муниципального долга.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики в предстоящем периоде:
- рост расходных обязательств муниципального образования "Братский район", обусловленный необходимостью достижения целевых показателей муниципальных проектов, стимулированием инфраструктурного развития, а также реализацией мер социальной поддержки, интенсификации развития социальной сферы;
- изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и Бюджетный кодекс Российской Федерации, приводящие к выпадающим доходам местных бюджетов, и, как следствие, недостатку собственных средств на реализацию полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- необходимость обеспечения безусловного исполнения долговых обязательств муниципального образования "Братский район";
- соблюдение условий предоставления бюджетных кредитов;
- нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на изменение размера дефицита местного бюджета и необходимость его финансирования путем осуществления заимствований в экономически обоснованных объемах, не превышающих ограничения, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Глава 4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "БРАТСКИЙ РАЙОН" НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Основными целями долговой политики муниципального образования "Братский район" являются:
- поддержание параметров муниципального долга и расходов на его обслуживание в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, позволяющих муниципальному образованию "Братский район" относиться к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
- сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
- отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам.
Задачами долговой политики муниципального образования "Братский район" являются:
- обеспечение оптимальной структуры и объема муниципального долга с целью минимизации расходов на его обслуживание и поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет муниципального образования "Братский район";
- своевременное исполнение долговых обязательств муниципального образования "Братский район";
- формирование структуры муниципального долга с приоритетом среднесрочных заимствований;
- обеспечение открытости и доступности информации о состоянии муниципального долга.
Глава 5. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БРАТСКИЙ РАЙОН" НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Основными инструментами реализации долговой политики муниципального образования "Братский район" являются:
- разработка программы внутренних заимствований с учетом оптимальной структуры и объема муниципального долга в целях обеспечения сбалансированности и платежеспособности районного бюджета;
- проведение эффективной долговой политики, ориентированной на увеличение периода заимствований, равномерное распределение погашения долговых обязательств в зависимости от поступления собственных доходов;
- приоритетное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга;
- проведение анализа форм заимствований, соответствующих потребностям районного бюджета и способствующих оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга;
- минимизация стоимости заимствований за счет:
организации конкурентных процедур на право заключения муниципальных контрактов по оказанию финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств;
взаимодействия с кредитными организациями по вопросам снижения стоимости привлеченных кредитных ресурсов в случаях соответствующих изменений на рынке капитала;
- использование механизмов оперативного управления муниципальными долговыми обязательствами (досрочное погашение, возможность осуществления реструктуризации, рефинансирования имеющихся долговых обязательств и другое);
- принятие моратория на предоставление муниципальных гарантий;
- обеспечение своевременного и полного учета муниципальных долговых обязательств;
- размещение информации о муниципальном долге на официальном сайте муниципального образования "Братский район".
Глава 6. АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "БРАТСКИЙ РАЙОН", ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ
Основными рисками при управлении муниципальным долгом муниципального образования "Братский район" (далее - риски), являются:
- риск недостаточного поступления доходов в бюджет муниципального образования "Братский район";
- процентный риск, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
- риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования.
Основной целью управления рисками является стабилизация показателей долговой устойчивости муниципального образования "Братский район" за счет:
- снижения объемов финансирования бюджетных обязательств за счет привлечения заемных средств;
- сглаживания объемов платежей по погашению долговых обязательств муниципального образования "Братский район" и удлинения сроков привлечения кредитных ресурсов;
- совершенствования системы управления муниципальным долгом.
С целью снижения рисков реализация долговой политики осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения муниципальных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:
- при планировании муниципальных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;
- муниципальные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы заимствований должны распределяться таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований.
Глава 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БРАТСКИЙ РАЙОН" НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Реализация долговой политики муниципального образования "Братский район" позволит:
- поддерживать высокий уровень долговой устойчивости муниципального образования "Братский район";
- не допускать единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета муниципального образования "Братский район" на погашение и обслуживание муниципального долга;
- минимизировать расходы на обслуживание муниципального долга;
- обеспечить открытость и доступность информации о муниципальном долге муниципального образования "Братский район".
Заместитель мэра по экономике и финансам
администрации муниципального образования
"Братский район"
О.А.ШИРГОРОДСКАЯ
------------------------------------------------------------------