Постановление администрации МО г. Братска от 14.11.2023 N 3456 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Братска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2023 г. в„– 3456

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА НА 2024
ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В целях формирования бюджета города Братска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 11 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании города Братска, утвержденного решением Думы города Братска от 28.11.2007 в„– 388/г-Д, руководствуясь статьями 8, 38, 43, 57, 59 Устава муниципального образования города Братска, администрация муниципального образования города Братска постановляет

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Братска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте администрации города Братска.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Мэр города Братска
С.В.СЕРЕБРЕННИКОВ





Утверждены
постановлением администрации
муниципального образования
города Братска
от 14 ноября 2023 г. в„– 3456

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА БРАТСКА НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025 И 2026 ГОДОВ

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Братска (далее - город Братск) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом текущих итогов реализации бюджетной и налоговой политики. При подготовке учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" и от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Бюджетного прогноза муниципального образования города Братска на период до 2030 года, утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 08.02.2021 в„– 167, прогноза социально-экономического развития города Братска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 25.10.2023 в„– 2963.
Целью Основных направлений является определение подходов к формированию бюджета города Братска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, установление направлений деятельности и приоритетов в сфере управления муниципальными финансами.

Итоги реализации бюджетной и налоговой политики
в 2022 - 2023 годах

Таблица 1

Основные показатели бюджета города Братска
в 2022 - 2023 годах

млн. руб.
в„– п/п
Наименование
2022 год
2023 год (оценка)
Темп роста %
1
2
3
4
5
1.
Доходы
11 031,5
12 721,6
115%
1.1.
налоговые и неналоговые доходы
3 328,4
3 757,4
113%
1.2.
безвозмездные поступления, в том числе:
7 703,1
8 964,2
116%
1.2.1.
дотация из областного бюджета
293,0
559,9
191%
1.2.2.
иные безвозмездные поступления
7 410,1
8 404,3
113%
2.
Расходы
11 287,7
13 097,3
116%
2.1.
расходные обязательства органов местного самоуправления (ОМСУ)
6 478,9
8 009,0
124%
2.2.
государственные расходные обязательства
4 808,8
5 088,4
106%
3.
Дефицит (профицит)
256,2
375,7
146%
4.
% дефицита (профицита)
7,7%
10%
-
5.
Муниципальный долг
1 526,3
1 590,0
104%

В текущем 2023 году темп роста налоговых и неналоговых доходов города Братска прогнозируется в 113%. Основными факторами, повлиявшими на доходную составляющую, стали: установление на 2023 год дифференцированного норматива зачислений по налогу взимаемому по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), а также темп роста налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) выше плановых значений.
При неизменности нормативов зачислений по НДФЛ, планируемом на 2023 год темпе роста фонда оплаты труда в размере 106,5%, итогом за 9 месяцев стал рост в 110,9% к аналогичному периоду 2022 года. Значительное увеличение фондов оплаты труда произошло в связи с увеличением минимального размера оплаты труда, ростом средней заработной платы на промышленных предприятиях города, и пересмотром целевых показателей по средней заработной плате для отдельных категорий работников бюджетной сферы. По итогам года ожидается сохранение достигнутых темпов роста.
Поступления по специальным налоговым режимам в 2023 году превысят показатели за 2022 год на 160,4%.
Территориальным налоговым органом, как главным администратором доходов, объем поступлений в бюджет города Братска по патентной системе налогообложения (далее - ПСН) относительно 2022 года ожидается без значительных изменений. Несмотря на то, что в 2023 году потенциальный годовой доход по ПСН в Иркутской области рассчитывается с учетом уровня инфляции 4%, фиксируется незначительное снижение количество плательщиков патента. Также в текущем году у предпринимателей появилась возможность дополнительно снизить размер патента на взносы, уплаченные в 2023 году, а не только в периоде действия самого патента, т.е. окончательные расчеты за 2022 год и авансирование текущего года.
Основным источником роста доходов по специальным налоговым режимам стало установление дифференцированного норматива для города Братска на 2023 год от УСН, предусмотренного Законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" от 12.12.2022 в„– 112-ОЗ (далее - Закон Иркутской области) в размере 14,313%. Ожидаемый рост относительно 2022 года 257,2 млн. руб.
По местным налогам, закрепленным за муниципальными бюджетами по нормативу 100% (земельный налог и налог на имущество физических лиц) темпы роста соответственно составят 112,4% и 118,7%, в том числе за счет вовлечения в налогообложение объектов, выявленных по результатам земельного контроля и взаимодействия по уточнению сведений в государственных регистрационных органах и информационных ресурсах, непосредственно связанных с возможностью расширения и наполнения налоговой базы. По налогу на имущество физических лиц действует переходный период на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости, и при расчете налога за 2022 год применяется коэффициент 0,6 (за 2021 год - 0,4).
Кроме того, для объектов торгово-офисной недвижимости, включенных в перечень утвержденный распоряжением Правительства Иркутской области от 19.12.2018 в„– 988-рп установлен переходный период с 2019 года.
В 2023 году в соответствии с пунктом 2 приложения в„– 1 к решению Думы города Братска от 12.11.2014 в„– 22/г-Д "О налоге на имущество физических лиц в городе Братске" в отношении объектов торгово-офисной недвижимости при расчете налога за 2022 год действует ставка 1,25%. Начиная с исчисления налога за 2023 год и последующие периоды налоговая ставка будет применяться в максимально установленном размере 1,5%.
В текущем финансовом году налоговая система Российской Федерации перешла на применение института единого налогового платежа единого налогового счета, что оказало значительное влияние на объемы зачисления доходов в бюджет города Братска и возникновение временных кассовых разрывов при исполнении бюджета по расходам.
Показатели бюджетной обеспеченности доходами в расчете на 1 жителя города Братска изменились с 49,9 тыс. руб. в 2022 году до ожидаемых в 2023 году 57,0 тыс. руб. Показатель обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами в указанном периоде вырос с 15,0 тыс. руб. до 16,3 тыс. руб. на 1 жителя.
По итогам за 2022 год город Братск вошел в число муниципальных образований, получивших прирост налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, и премирован Правительством Иркутской области на сумму 6,8 млн. руб.
В целях увеличения налогооблагаемой базы и сокращения недоимки осуществляется деятельность постоянно действующих межведомственных комиссий по повышению доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По результатам работы межведомственных комиссий за 9 месяцев 2023 года сумма погашенной задолженности в бюджет города Братска составила около 3,2 млн. руб., во все уровни бюджетов свыше 20,2 млн. руб.
Объем налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджета города Братска по результатам предоставления налоговых льгот по решениям Думы города Братска составляет 22,1 млн. руб., из которых объем льгот по земельному налогу составляет 22,0 млн. руб., льгот по налогу на имущество физических лиц - 0,1 млн. руб. Весь объем налоговых расходов имеет социальную направленность. В 2023 году установлены налоговые льготы сроком на 3 года по земельному налогу в виде освобождения от уплаты налога для членов многодетных семей, членов семей и участникам специальной военной операции (далее - СВО), а также пониженная ставка 0,3% для земельных участков с видом разрешенного использования "воздушный транспорт". В целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления муниципальной поддержки в форме льготного налогообложения ежегодно осуществляется оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам. Исходя из результатов проведенной оценки налоговых расходов, подтверждена их эффективность, целесообразность и востребованность.
На протяжении длительного периода времени структура доходной части остается неизменной. Основную долю занимают безвозмездные поступления, которые в общем объеме доходов бюджета города Братска составляют 70%.
В 2023 году объем безвозмездных поступлений увеличился в суммовом выражении на 15% (на 1 690,1 млн. руб.).
Субсидии и иные межбюджетные трансферты из областного бюджета на выполнение полномочий местного самоуправления составили в 2022 году 2 593,6 млн. руб., в 2023 году 3 315,4 млн. руб. Софинансирование из местного бюджета составило соответственно 7,6% (212,8 млн. руб.) и 7,9% (283 млн. руб.).
Объем финансового обеспечения государственных расходных обязательств вырос на 6% (2022 год - 4 808,8 млн. руб.; 2023 год - 5 088,4 млн. руб.). За счет субвенций из областного бюджета осуществляется финансирование выполнения государственных полномочий, переданных в установленном законом порядке органам местного самоуправления.
Бюджет города Братска имеет социальную направленность - 65,4% расходов в 2022 году, и 62,4% в 2023 году направлены на социально-культурную сферу.
Значительно увеличился удельный вес направляемых на заработную плату собственных (налоговых и неналоговых) доходов: в 2022 году - 49%, в 2023 году - 61%. Выполнены целевые показатели увеличения средней заработной платы педагогических работников, работников культуры, физкультуры и спорта. В отчетном периоде обеспечен рост минимального размера оплаты труда на 14,9% в 2022 году, на 6,3% в 2023 году, а также дифференциация заработной платы работников бюджетной сферы области с учетом уровня их квалификации, сложности и качества выполняемых работ, а также эффективности деятельности по заданным показателям и критериям. В результате изменений в бюджетной сфере рост среднемесячной заработной платы в городе Братске составил (данные прогноза СЭР) в 2022 году 119% по отношению к показателям за 2021 год, в 2023 году (оценка прогноза СЭР) 111,6% по отношению к показателям за 2022 год.
Город Братск участвует в реализации национальных проектов. В 2022 году расходы составили 1 724,2 млн. руб., в 2023 году - 2 047,7 млн. руб. (темп роста 118,8%).
В муниципальном образовании реализуются меры комплексной социальной поддержки участников СВО и членов их семей.
Планирование и исполнение 94% расходов бюджета города Братска организовано на основе программно-целевых принципов. 139 муниципальными учреждениями (бюджетные, автономные, казенные) и 13 главными распорядителями бюджетных средств реализуются 19 муниципальных программ. С 2025 года планируется формировать муниципальные программы с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года в„– 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
Постановлением администрации муниципального образования города Братска 27.12.2022 в„– 2385 утверждена новая редакция Положения о муниципальных программах города Братска.
Бюджетные обязательства соответствуют приоритетам, установленными по различным направлениям социально-экономического развития города в муниципальных программах. Механизмы повышения эффективности бюджетных расходов реализуются в соответствии с утвержденным постановлением администрации муниципального образования города Братска от 31.01.2018 в„– 139 планом мероприятий по обеспечению устойчивости бюджета города Братска на 2018 - 2024 годы.
Значительное развитие в отчетном двухлетнем периоде достигнуто в реализации инициативного бюджетирования. С участием граждан распределено в 2023 году 4% бюджетных ассигнований на выполнение расходных обязательств местного самоуправления. Объем средств составил 228,6 млн. руб., что на 24% больше, чем в 2022 году (183,5 млн. руб.).
В целях оптимизации бюджетных расходов, повышения качества предоставления муниципальных услуг, единой методологии ведения бюджетного бухгалтерского учета и формирования отчетности продолжена практика централизации обеспечивающих функций и бухгалтерского учета.
В 2023 году постановлением администрации от 20.04.2023 в„– 617 создано муниципальное казенное учреждение "Центр обслуживания муниципальных учреждений физической культуры". В соответствии с графиком передачи централизуемых функций в период с 01.08.2023 по 01.02.2024 все 5 учреждений физической культуры и спорта перейдут на централизованное обслуживание ведения бухгалтерского учета. Таким образом, на начало 2024 года в городе создано 3 муниципальных казенных учреждения, осуществляющих функции централизованного бюджетного и бухгалтерского учета, в которых обслуживаются 110 учреждений. При этом 2 из них осуществляют также функции хозяйственного обслуживания учреждений культуры и образования. В целях централизации обеспечивающих функций и повышения эффективности работы органов местного самоуправления функционируют 2 муниципальных казенных учреждений.
Непрерывно на всех этапах бюджетного процесса в городе Братске обеспечивается муниципальный финансовый контроль, осуществляются мероприятия по повышению качества финансового менеджмента и внутреннего финансового контроля. Информация об организации, практики осуществления внутреннего финансового аудита и рекомендации по результатам мониторинга размещаются на общем сетевом ресурсе администрации города Братска.
Объем дефицита бюджета города Братска по итогам исполнения за 2022 год составил 140,8 млн. руб., на 2023 год дефицит запланирован в объеме 375,7 млн. руб. В 2023 году сбалансированность бюджета города Братска обеспечена за счет остатка средств на едином счете бюджета города Братска, сложившегося на начало финансового года в объеме 79,9 млн. руб. и привлечения кредитных ресурсов в объеме 295,8 млн. руб. Объем муниципального долга на конец 2022 года составил 1 526,3 млн. руб., на конец 2023 года размер верхнего предела муниципального долга утвержден в сумме 1590,0 млн. руб. Структура кредитного портфеля претерпела изменения: доля бюджетных кредитов снизилась с 25% с 2022 году до 9,4% на конец 2023 года.
На государственном уровне в 2022 году реализован ряд мер, предусматривающих улучшение положения муниципальных образований в долговой сфере. За счет регионального бюджета городу Братску предоставлен бюджетный кредит на замещение коммерческого кредита в сумме 150,0 млн. руб.; перенесен срок возврата бюджетных кредитов в областной бюджет на общую сумму 95,2 млн. руб.; отменено применение штрафных санкций за нарушение условий реструктуризации бюджетных кредитов на сумму 37,4 млн. руб.
В 2023 году в соответствии с решением Правительства Иркутской области проведена реструктуризация бюджетных кредитов, ранее полученных из областного бюджета, путем списания 232,2 млн. руб. долговых обязательств города Братска, в пределах расходов направленных в 2022 году из бюджета города на ремонт дорог и благоустройство территорий. Проведенное мероприятие не повлияло на сбалансированность бюджета города Братска, но позволило снизить объем муниципального долга и процентных расходов.
В целях покрытия временных кассовых разрывов при исполнении бюджета города Братска продолжена реализация права муниципального образования по привлечению краткосрочных кредитов за счет средств федерального бюджета, что позволяет значительно снижать расходы на обслуживание муниципального долга. Кроме того, в соответствии со статьей 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании постановления администрации города Братска от 08.02.2021 в„– 181 "Об утверждении Порядка привлечения остатков средств на единый счет бюджета города Братска и возврата привлеченных средств" применяются механизмы подкрепления единого счета бюджета города Братска за счет средств казначейских счетов.
Реализованные мероприятия и меры поддержки позволили существенно сэкономить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 36,0 млн. руб.
В соответствии с приказом министерства финансов Иркутской области от 13.09.2023 в„– 47н-мпр муниципальное образование города Братска отнесено к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
В августе 2023 года городу Братску Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА) подтвержден кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне BBB (ru) прогноз "Стабильный". Оценка обусловлена стабильно развивающейся экономикой города, взвешенной политикой в отношении расходов, поддержанием умеренного уровня дефицита бюджета города Братска и объема долговых обязательств с учетом расходов на их обслуживание, и отсутствием перспективных рисков по этим направлениям.
Одним из направлений бюджетной политики города Братска является повышение открытости и прозрачности планирования и исполнения бюджета города Братска, вовлечение граждан в бюджетный процесс. Основными достижениями в этом направлении стали:
1) первое место в рейтинге муниципальных образований Иркутской области по уровню открытости бюджетных данных по результатам мониторинга министерства финансов Иркутской области;
2) достижение уровня 100% размещения информации на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации (budget.gov.ru);
3) получение диплома I степени по итогам регионального конкурса проектов по представлению бюджета для граждан в номинации "Бюджета для граждан в 2030 году".

Параметры прогноза социально-экономического развития
города Братска на период 2024 - 2026 годы

Таблица 2

Основные показатели социально-экономического развития
на 2022 - 2026 годы

в„– п/п
Наименование показателя
Ед. измерения
2022 (факт)
2023 (оценка)
Прогноз
2024
2025
2026
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Сводный индекс потребительских цен
%
115,7
105,2
104,9
104,0
104,0
2.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства)
млрд. руб.
321,1
326,6
340,1
348,9
361,6
3.
Численность постоянного населения на конец года
тыс. чел.
221,2
219,8
218,7
217,6
216,5
4.
Фонд начисленной заработной платы работников
млн. руб.
48 345,0
53 558,1
57 682,0
61 546,7
65 363,0

Направления реализации бюджетной и налоговой политики
на 2024 - 2026 годы

Основной целью бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Братска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Братска, финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования города Братска, формируемых с учетом государственных направлений развития и целей социально-экономического развития города Братска.

Таблица 3

Основные показатели доходной базы бюджета города Братска

в„– п/п
Наименование показателя
Ед. измерения
2022 (факт)
2023 (оценка)
Прогноз
2024
2025
2026
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Количество плательщиков УСН
ед.
6 868
6 783
6 800
6 800
6 800
2.
Количество плательщиков патента
ед.
2 274
2 225
2 300
2 400
2 500
3.
Количество плательщиков земельного налога, всего
в том числе:

15 489
16 370
17 176
17 876
18 415
юридические лица
ед.
604
611
615
615
615
физические лица

14 885
15 759
16 561
17 261
17800
4.
Количество объектов недвижимого имущества, учтенных в базе данных налоговых органов,
ед.
102 818
103 388
103 895
104 300
104 700
из них количество объектов, по которым налог предъявлен к оплате

69 112
68 899
69 000
69 050
69 100
5.
Количество квартир, находящихся в муниципальной собственности и переданных внаем
ед.
5 139
4 355
4 540
4 440
4 340
6.
Количество договоров аренды муниципального имущества:
ед.
178
161
150
150
145
юридические лица

174
157
146
146
141
физические лица

4
4
4
4
4
7.
Количество договоров аренды земельных участков:
ед.
1 727
1 791
1 800
1 800
1 800
юридические лица

1 377
1 461
1 480
1 480
1 480
физические лица

350
330
320
320
320

Налоговая политика города Братска реализуется посредством:
1) установления ставок и предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц;
2) установления ставок земельного налога, определения порядка предоставления льгот по земельному налогу;
3) повышения качества администрирования доходных источников;
4) своевременного выявления и отмены неэффективных налоговых расходов.
При формировании параметров доходов бюджета города Братска на предстоящий бюджетный период учтены действующие изменения бюджетного и налогового законодательства и вступающие в силу с очередного финансового года, в том числе:
1) отсрочка до 2025 года увеличения до 100% норматива зачисления акцизов на нефтепродукты поступающих в бюджет региона, 15% которого распределяется в бюджеты муниципальных образований;
2) установление для бюджета города Братска дифференцированного норматива от акцизов на бензин и масла в размере 0,22926% (в 2023 году действует норматив 0,232%);
3) сохранение неизменным для бюджета города Братска дифференцированного норматива отчислений от сумм пеней, подлежащих зачислению в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации а областной бюджет 0,587%;
4) "замораживание" роста налогооблагаемой базы по земельному налогу в 2024 году и применение при расчете налога за 2023 год (для физических лиц) кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2022. В случае снижения кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН на 01.01.2023, применяется пониженная стоимость;
5) резкое снижение дифференцированного норматива для города Братска от УСН, предусмотренный проектом Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов", с 14,313% до 0,99%;
6) долгосрочное увеличение единых нормативов отчислений от упрощенной системы налогообложения с 30% до 50% для городских округов;
7) ежегодная индексация на коэффициент-дефлятор размера годового дохода по патентной системе налогообложения.
Налог на имущество физических лиц запланирован без учета изменений кадастровой стоимости объектов недвижимости. В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 в„– 642-пп "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области" очередная оценка запланирована на 2023 год.
В целях сохранения и развития устойчивой доходной базы бюджета города Братска в 2024 - 2026 годах необходимо продолжить реализацию мероприятий по следующим направлениям:
1) создание благоприятных условий для привлечения и развития инвестиционной и инновационной деятельности на территории города Братска;
2) оказание различных форм и видов поддержки для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) совершенствование налогового администрирования, в том числе повышение эффективности работы с задолженностью;
4) осуществление деятельности рабочей группы по повышению доходной части бюджета города Братска с целью сокращения недоимки и увеличения налогооблагаемой базы;
5) взаимодействие с органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и территориальными налоговыми органами по актуализации федеральных и региональных информационных ресурсов, непосредственно связанных с возможностью расширения и наполнения налоговой базы;
6) реализация мероприятий по стимулированию работодателей к соблюдению трудового законодательства при оформлении трудовых отношений и легализации "теневой" заработной платы, снижению неформальной занятости;
7) своевременная актуализация муниципальных правовых актов города Братска в сфере налогового регулирования с учетом изменений Налогового кодекса Российской Федерации;
8) осуществление системной работы с законодательными и исполнительными органами государственной власти Иркутской области по расширению перечня и нормативов, закрепляемых за местными бюджетами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов;
9) установление льгот и освобождений по местным налогам в целях стимулирования экономического роста, повышения социальной защищенности отдельных категорий налогоплательщиков и на ограниченный период времени;
10) принятие решений о продлении льготы с учетом результатов оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования города Братска.
Основными направлениями бюджетной политики города Братска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в сфере управления расходами определены:
1) финансовое обеспечение гарантированных государством целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования и культуры, повышения минимального размера оплаты труда работников муниципальных учреждений;
2) совершенствование нормативной и методической базы по формированию муниципальных программ с целью повышения результативности и операционной управляемости финансовыми ресурсами, подготовка новых муниципальных программ на период с 2025 года, направленных на достижение показателей социально-экономического развития;
3) обеспечение софинансирования и повышение результативности расходов по реализации региональных проектов и программ;
4) обеспечение эффективности муниципального управления и управления муниципальным имуществом, в том числе за счет централизации бюджетного учета и обеспечивающих функций;
5) обеспечение непрерывности муниципального финансового контроля на всех этапах бюджетного процесса, повышение качества финансового менеджмента и внутреннего финансового контроля.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов будет продолжено развитие открытости бюджета города Братска, вовлечение граждан в бюджетный процесс, в том числе за счет непрерывного обучения основам финансовой и бюджетной грамотности. Основными направлениями в этой сфере определены:
1) реализация Стратегии повышения финансовой грамотности населения на территории города Братска;
2) совершенствование форм представления проектов решений Думы города Братска о бюджете города Братска и его исполнении, а также обеспечение их популяризации;
3) реализация комплекса мер в целях дальнейшего повышения рейтинга открытости бюджета города Братска;
4) развитие официальных интернет-ресурсов по представлению бюджетных данных.
Цели долговой политики города Братска:
1) обеспечение приемлемого, экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга;
2) сохранение репутации надежного заемщика;
3) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии муниципального долга.
Основными направлениями долговой политики города Братска определены:
1) своевременное исполнение долговых обязательств города Братска;
2) минимизация стоимости заимствований:
а) осуществление систематического мониторинга кредитного рынка и отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям бюджета города Братска и способствующих снижению стоимости заимствований;
б) осуществление краткосрочных заимствований в рамках одного финансового года в коммерческих кредитных организациях, а также привлечение бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов в соответствии со статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
в) организация работы по улучшению структуры муниципального долга;
г) эффективное управление средствами на казначейских счетах, для учета средств муниципальных учреждений и предприятий города Братска, с целью обеспечения ликвидности единого счета бюджета города Братска;
3) поддержание национального кредитного рейтинга города Братска и муниципальных ценных бумаг;
4) сохранение среднего уровня долговой устойчивости;
5) раскрытие информации о муниципальном долге города Братска на официальном сайте администрации города Братска.
Значения отдельных пороговых значений уровня долговой устойчивости города Братска на 2024 - 2026 годы представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели долговой устойчивости

Показатели
Пороговые значения
Размер муниципального долга в общем объеме доходов бюджета города Братска без учета объема безвозмездных поступлений
<=50%
Объем расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов местного бюджета за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
<=5%

Основные параметры бюджета города Братска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов отражены в таблицах 5 - 8. При анализе данных следует учесть, что в бюджете на 2022 и 2023 год межбюджетные поступления отражены в значительно большем объеме, чем в проекте бюджета на 2024 - 2026 годы, так как распределение межбюджетных трансфертов ожидается как в процессе рассмотрения федерального и областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, так и в процессе их исполнения.

Таблица 5

Параметры бюджета города Братска
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

млн. руб.
Показатели
2022 год отчет
2023 год оценка
2024 год проект
2025 год проект
2026 год проект
1
2
3
4
5
6
Доходы, всего
11 031,5
12 721,6
11 742,1
10 431,7
10 650,9
в том числе:





- налоговые
2 422,9
2 874,1
3 123,9
3 320,7
3 530,3
- неналоговые
905,5
883,3
808,9
814,2
825,8
- безвозмездные поступления
7 703,1
8 964,2
7 809,3
6 296,8
6 294,8
Расходы, всего
11 287,7
13 097,3
12 066,8
10 491,7
10 705,9
в том числе:





- социальная сфера
7 384,3
8 179,7
7 913,9
6 685,7
6 728,1
- жилищно-коммунальное хозяйство
933,4
1 195,4
1 166,7
974,6
455,4
- общегосударственные вопросы
714,3
787,7
666,1
614,6
1 622,4
- национальная экономика
2 015,0
2 594,1
1 355,9
1 149,1
689,5
- обслуживание муниципального долга
84,0
125,3
230,2
250,9
259,9
- другие отрасли
156,7
215,1
734
711,9
730
- условно утверждаемые расходы
-
-
-
104,9
220,6
Дефицит (-),
профицит (+)
-256,2
-375,7
-324,7
-60,0
-55,0

Таблица 6

Структура доходов бюджета города Братска

млн. руб.
Доходные источники
2022 год отчет
2023 год оценка
2024 год прогноз
2025 год прогноз
2026 год прогноз
Доходы, всего
11 031,5
12 721,6
11 742,1
10 431,7
10 650,9
Налоговые доходы, из них:
2 422,9
2 874,1
3 123,8
3 320,7
3 530,3
Налог на доходы физических лиц
1 673,9
1 827,9
2 002,8
2 163,4
2 337,2
Налоги на совокупный доход (ЕНВД, УСН, Патент, ЕСХН)
438,1
702,6
786,6
818,4
850,0
Налог на имущество физических лиц
117,1
139,0
143,0
146,0
148,0
Земельный налог
127,2
143,0
121,5
122,0
123,0
Неналоговые доходы, из них:
905,5
883,3
808,9
814,2
825,8
Арендная плата за землю
104,5
92,0
82,5
77,3
72,4
Продажа муниципального имущества, земельных участков
65,7
48,0
38,1
32,0
29,0
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
593,0
632,0
582,2
605,4
629,7
Безвозмездные поступления
7 703,1
8 964,2
7 809,4
6 296,8
6 294,8

Таблица 7

Структура расходов бюджета города Братска
в разрезе муниципальных программ

млн. руб.
Наименование
2022 год отчет
2023 год оценка
2023 год проект
2024 год проект
2025 год проект
1
2
3
4
5
6
Всего по муниципальным программам
10 831,8
12 343,7
11 002,3
9 353,5
8 375,1
Муниципальная программа города Братска "Здоровье"
15,3
18,3
18,7
18,7
18,7
Муниципальная программа города Братска "Образование"
5 953,0
6 591,2
6 911,1
5 877,9
5 886,2
Муниципальная программа города Братска "Социальная поддержка населения"
265,5
145,6
112,0
112,4
112,6
Муниципальная программа города Братска "Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем"
630,4
546,6
170,7
197,4
167,8
Муниципальная программа города Братска "Газификация"
177,2
704,7
0,5
56,4
0,5
Муниципальная программа города Братска "Безопасность"
74,4
75,3
97,0
68,8
58,8
Муниципальная программа города Братска "Профилактика терроризма и экстремизма"
7,9
9,6
65,0
8,7
8,3
Муниципальная программа города Братска "Культура"
682,8
794,5
491,2
445,9
448,5
Муниципальная программа города Братска "Охрана окружающей среды в городе Братске"
47,9
104,3
222,8
33,3
50,9
Муниципальная программа города Братска "Физическая культура и спорт"
255,0
337,1
257,1
168,1
167,7
Муниципальная программа города Братска "Стимулирование экономической активности"
10,7
10,5
10,5
10,5
10,5
Муниципальная программа города Братска "Молодежь"
17,9
19,7
20,7
15,7
15,7
Муниципальная программа города Братска "Транспорт"
606,1
640,9
138,8
52,4
52,4
Муниципальная программа города Братска "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Братске"
9,7
5,3
5,7
5,7
5,8
Муниципальная программа города Братска "Жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура"
1 471,8
1 663,7
1 917,4
1 720,1
806,1
Муниципальная программа города Братска "Формирование современной городской среды"
121,9
135,7
12,0
12,0
12,0
Муниципальная программа города Братска "Муниципальная собственность"
152,4
128,1
75,6
76,3
76,1
Муниципальная программа города Братска "Муниципальные финансы"
163,2
214,5
303,6
326,1
330,5
Муниципальная программа города Братска "Муниципальное управление"
168,7
198,1
171,9
147,1
146
Непрограммные расходы
455,9
753,6
1 064,5
1 033,3
2 110,2
Условно-утверждаемые расходы
-
-
-
104,9
220,6
ИТОГО
11 287,7
13 097,3
12 066,8
10 491,7
10 705,9

Таблица 8

Расходы бюджета на реализацию национальных проектов

млн. руб.
Наименование
2022 год отчет
2023 год оценка
2024 год проект
1
2
3
4
Национальный проект "Демография"
0,08
0,08

Муниципальная программа города Братска "Физическая культура и спорт"
0,08
0,08

бюджет Иркутской области
0,07
0,07

бюджет города Братска
0,01
0,01

Национальный проект "Образование"
7,10
163,13
781,07
Муниципальная программа города Братска "Образование"
7,10
163,13
781,07
федеральный бюджет
4,53
140,92
738,10
бюджет Иркутской области
0,19
5,87
34,17
бюджет города Братска
2,38
16,34
8,80
Национальный проект "Культура"
5,00
5,00
0,66
Муниципальная программа города Братска "Культура"
5,00
5,00
0,66
федеральный бюджет
5,00
5,00

бюджет города Братска


0,66
Национальный проект "Безопасные качественные дороги"
654,23
354,86
314,58
Муниципальная программа города Братска "Жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура"
654,23
354,86
314,58
бюджет Иркутской области
555,73
300,00
250,0
бюджет города Братска
98,50
54,86
64,58
Национальный проект "Экология"
599,64
1 159,03
0,33
Муниципальная программа города Братска "Газификация"
149,91
704,54
0,33
федеральный бюджет

555,63

бюджет Иркутской области
128,28
126,55

бюджет города Братска
21,63
22,36
0,33
Муниципальная программа города Братска "Транспорт"
445,25
454,49

федеральный бюджет
445,25
454,49

Муниципальная программа города Братска "Охрана окружающей среды в городе Братске"
4,48


федеральный бюджет
4,27


бюджет Иркутской области
0,18


бюджет города Братска
0,03


Национальный проект "Жилье и городская среда"
458,19
349,57
12,0
Муниципальная программа города Братска "Формирование современной городской среды"
121,90
135,67
12,0
федеральный бюджет
92,09
90,67

бюджет Иркутской области
23,48
23,40

бюджет города Братска
6,33
21,60
12,0
Муниципальная программа города Братска "Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем"
336,29
213,90

бюджет Иркутской области (за счет средств, поступивших от ФСР ЖКХ)
325,13
169,42

бюджет города Братска
11,16
44,48

ИТОГО
1 724,23
2 031,67
1 108,64

Председатель комитета финансов
Т.Е.АЛЕКСЕЕВА


------------------------------------------------------------------