Распоряжение Губернатора Иркутской области от 14.11.2023 N 361-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Иркутской области от 16 августа 2022 года N 244-р"



ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 ноября 2023 г. в„– 361-р

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 АВГУСТА 2022 ГОДА в„– 244-Р

Во исполнение пункта 3.3 Перечня поручений по итогам встречи Губернатора Иркутской области И.И.Кобзева с представителями организаций детей-инвалидов от 29 августа 2023 года в„– 06-288/23, руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:

1. Внести в распоряжение Губернатора Иркутской области от 16 августа 2022 года в„– 244-р "О Концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы, Плане мероприятий по реализации Концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы" (далее - распоряжение) следующие изменения:
1) Концепцию развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы, утвержденную распоряжением, изложить в новой редакции (прилагается);
2) строку 7.4 Плана мероприятий по реализации Концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы, утвержденного распоряжением, изложить в следующей редакции:

"
7.4.
Приобретение спортивной экипировки, инвентаря и оборудования для спортсменов с ментальными нарушениями (государственные учреждения дополнительного образования Иркутской области, подведомственные министерству спорта Иркутской области)
2022 - 2025 годы
Министерство спорта Иркутской области
".

2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).

И.И.КОБЗЕВ





Приложение
к распоряжению Губернатора
Иркутской области
от 14 ноября 2023 г. в„– 361-р

"Утверждена
распоряжением Губернатора
Иркутской области
от 16 августа 2022 г. в„– 244-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ
И ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2022 - 2025 ГОДЫ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы (далее - Концепция) направлена на решение комплекса проблем абилитации, социализации и включения в жизнь общества данной категории граждан, проживающих в Иркутской области.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, основные принципы и направления развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и другими психофизическими нарушениями в современной системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Концепцией определяются основные подходы к технологиям сопровождения инвалидов при получении ими различных услуг и организации их жизнеустройства.
В настоящей Концепции используются следующие термины:
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;
умственная отсталость - врожденная или приобретенная в период развития задержка либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации;
"ментальная" инвалидность - инвалидность, обусловленная заболеваниями, последствиями травм или дефектами со стойкими преимущественными или сопутствующими расстройствами психических функций, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты;
ментальные нарушения - психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью, устанавливать социальные контакты и взаимодействие, осложняют процесс интеграции в общество. Ментальные нарушения возникают вследствие патологий центральной нервной системы, расстройств аутистического спектра, генетических, неврологических и других психофизических нарушений;
психофизическое нарушение - это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей". К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом, задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными проблемами, и другое;
расстройства аутистического спектра (далее - РАС) - это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности. В большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни.
Для РАС характерно проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте, отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально-коммуникативных навыков, течение без ремиссии в большинстве случаев, сохранение аномалий социального функционирования и особенностей поведения на протяжении всей жизни;
тяжелые множественные нарушения развития (далее - ТМНР) - комплексный синдром, частью которого является нарушение интеллектуального развития в сочетании с нарушениями зрения, слуха, физического развития и трудностями в воспитании;
реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;
абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество;
доступная среда - обеспечение равного доступа лиц с ментальными нарушениями к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая объекты образования, культуры, спорта, сопровождаемого проживания, сопровождаемой социальной дневной занятости;
психолого-педагогическая реабилитация и абилитация - комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию и (или) компенсацию нарушенных двигательных, сенсорных, познавательных, в том числе речевых, и эмоционально-волевых процессов или их сочетаний, поведения; обеспечение специальных психолого-педагогических условий всестороннего развития личности с учетом ее актуальных и потенциальных возможностей и особых образовательных потребностей;
дети группы риска - дети (как правило в возрасте от 0 до 3 лет) с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (не инвалиды); дети из семей, находящихся в социально опасном положении (не инвалиды);
ранняя помощь детям и их семьям - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до 3 лет (независимо от наличия инвалидности), имеющим ограничения жизнедеятельности либо ограниченные возможности здоровья с риском развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию таких детей, повышение их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование среды жизнедеятельности, позитивных взаимоотношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в целях комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности;
служба ранней помощи - организации (структурные подразделения, службы, кабинеты) различной ведомственной принадлежности, негосударственные организации, предоставляющие услуги детям в возрасте до 3 лет, в том числе с ментальными нарушениями, и их семьям, предполагающие индивидуальную диагностику развития ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами службы ранней помощи и сопровождения семей;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными общеобразовательными программами - образовательными программами дошкольного образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
группа компенсирующей направленности - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников;
сопровождение - данное понятие рассматривается в двух контекстах. В первом контексте сопровождение рассматривается как принцип, на основе которого строится работа системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными нарушениями. Реализация принципа происходит в процессе деятельности, осуществляемой исполнительными органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, юридическими лицами, благотворителями и добровольцами, по организации системы сопровождения и предоставлению услуг лицам с ментальными нарушениями (их семьям) с целью максимального включения в активную жизнь общества и максимально возможную нормализацию их жизнедеятельности.
Во втором контексте сопровождение рассматривается как технология, используемая в ранней помощи при сопровождении семьи, в сопровождаемом проживании, сопровождаемой социальной дневной занятости. Под сопровождением инвалидов (как технологией) понимается комплекс услуг и мероприятий, направленных на нормализацию жизни инвалидов, оказание индивидуальной помощи лицам с инвалидностью для поддержки их жизни в местах обычного проживания лиц или по месту их выбора (в местном сообществе), включение в жизнь местного сообщества, а также недопущение их социальной изоляции или сегрегации;
служба сопровождения - организации (структурные подразделения, службы, кабинеты) различной ведомственной принадлежности, негосударственные организации, предоставляющие услуги лицам с ментальными нарушениями (детям и/или взрослым) и их семьям, направленные на социальную интеграцию и нормализацию их жизни;
комплексное сопровождение - содействие на межведомственной основе при получении лицами с ментальными нарушениями социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере занятости, культуры, физической культуры и спорта), а также комплекс мероприятий для родителей (законных представителей) лиц с ментальными нарушениями, направленных на социальную интеграцию в общество и нормализацию жизни в семье;
социальное сопровождение - оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;
сопровождаемое проживание инвалидов - комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению);
социальная занятость инвалидов - деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц.
При организации работы по оказанию помощи лицам с ментальными нарушениями применяются следующие нормативные правовые акты:
Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года в„– 1559-1 (далее - Конвенция ООН о правах ребенка);
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 года в„– 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (далее - Конвенция ООН о правах инвалидов);
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года в„– 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года в„– 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года в„– 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года в„– 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года в„– 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года в„– 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция развития ранней помощи);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года в„– 3711-р "Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года");
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года в„– 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (далее - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года в„– 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" (далее - Правила организации деятельности организаций социального обслуживания);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года в„– 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года в„– 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (далее - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью);
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 года в„– 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" (далее - Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2017 года в„– 847 "Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июля 2023 года в„– 605н "Об утверждении примерного порядка организации социальной занятости инвалидов" (далее - Порядок организации социальной занятости инвалидов);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июля 2023 года в„– 606н "Об утверждении критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию" (далее - приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июля 2023 года в„– 606н);
Методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018 года (далее - методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года в„– 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года в„– 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
клинические рекомендации "Расстройства аутистического спектра", утвержденные Минздравом России от 2022 года;
Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года в„– 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области";
Закон Иркутской области от 10 июля 2014 года в„– 91-ОЗ "Об отдельных вопросах образования в Иркутской области";
Закон Иркутской области от 1 декабря 2014 года в„– 144-ОЗ "Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Иркутской области";
Закон Иркутской области от 16 июля 2020 года в„– 69-ОЗ "О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями";
постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года в„– 650-пп "О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области";
распоряжение Правительства Иркутской области от 13 октября 2017 года в„– 542-рп "Об утверждении государственной региональной программы Иркутской области "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы";
распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 16 февраля 2021 года в„– 8-рзп "О Концепции формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2022 года, Плане мероприятий ("дорожной карте") по формированию и реализации системы ранней помощи в Иркутской области" (далее - Концепция формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2022 года);
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 декабря 2014 года в„– 193-мпр "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания";
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 декабря 2014 года в„– 195-мпр "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому";
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 декабря 2014 года в„– 196-мпр "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания";
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 30 декабря 2014 года в„– 211-мпр "Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании".

Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНОЙ
ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Необходимость создания системы комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями и другими психофизическими нарушениями обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на обеспечение прав лиц данной категории на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.
Статьей 19 Конвенции ООН о правах инвалидов признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, выбирать наравне с другими людьми свое место жительства, иметь равный доступ к услугам, в том числе вспомогательным, оказываемым на дому и по месту жительства, включая персональную помощь для поддержки самостоятельного образа жизни в местном сообществе.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является включение лиц с ментальной инвалидностью и другими психофизическими нарушениями (далее - лица с ментальными нарушениями) в жизнь общества, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.
В настоящее время система поддержки и сопровождения инвалидов, детей-инвалидов и их семей недостаточно развита, что приводит к ограничениям в возможности выбора жизнеустройства и реализации своих прав лицами с ментальными нарушениями.
Актуальность проблем, возникающих в ходе жизнеустройства лиц с ментальными нарушениями, находится на очень высоком уровне. Данные граждане будут нуждаться в помощи окружающих для организации своей жизнедеятельности. В помощи нуждается и семья, в которой проживает инвалид.
Лица с ментальными нарушениями выделяются среди других инвалидов тем, что в большей или меньшей степени нуждаются в специальных условиях, уходе и посторонней ассистирующей помощи для достижения максимально возможной независимости в решении жизненных задач, связанных с образованием, бытовой, социально-коммуникативной, трудовой, социально-культурной и досуговой деятельностью. Имеющиеся нарушения развития часто приводят к невозможности самостоятельной жизни в обществе. В связи с этим своевременное комплексное сопровождение лиц с ментальными нарушениями способствует максимально возможным достижениям в их развитии, в успешной социализации и включению их в активную жизнь общества.
Особенности развития лиц с ментальными нарушениями ограничивают или делают невозможной их самостоятельную жизнь в обществе без предоставления им своевременного квалифицированного сопровождения и комплексной поддержки, необходимой для успешной социализации и включения данной категории граждан в активную жизнь общества.
Создание условий для включения лиц с ментальными нарушениями в систему комплексного сопровождения позволит сформировать жизненные компетенции, профессиональные умения и навыки у данной категории граждан и вовлечь их в доступную социальную и трудовую деятельность.
Необходимость постоянного ухода и присмотра за лицами с ментальными нарушениями значительно снижает возможность занятости их родителей (законных представителей). Возможность получения детьми различных услуг в условиях системы межведомственного комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями с самого раннего возраста позволит родителям заниматься трудовой деятельностью, отдыхать, а также самим пользоваться психологической, психолого-педагогической поддержкой специалистов.
Согласно статистическим данным, на конец 2021 года по Иркутской области:
численность детей с установленным диагнозом умственная отсталость, состоящих на диспансерном учете, составляет 7 970 человек, из них: выявлены впервые в году - 969 человек, получили впервые инвалидность - 245 человек, инвалидов по умственной отсталости до 17 лет (включительно) - 3 482 человека; состоит на учете у психиатра - инвалидов с РАС - 123 пациента до 17 лет, из них - 40 человек (дети до 14 лет), от 14 до 17 лет - выявлено не было, получили впервые инвалидность - 22 человека, всего инвалидов с РАС - 121 человек. Всего детей-инвалидов с ментальными нарушениями - 3 987 человек, или 69 человек на 10 тыс. детского населения;
численность взрослых лиц с установленным диагнозом умственная отсталость, состоящих на учете у психиатра, - 9 619 человек (диспансерный учет), 6 025 (консультативный учет), установлен впервые диагноз "умственная отсталость" - 97 человек, из них инвалидов взрослых по умственной отсталости - 9 020 человек, из них установлен диагноз умственная отсталость впервые - 86 человек. Взрослых лиц с ментальными нарушениями по умственной отсталости - 87 человек на 10 тыс. населения, с впервые установленным диагнозом умственная отсталость - 0,54 человека на 10 тыс. взрослого населения, получивших впервые инвалидность по умственной отсталости старше 17 лет, - 4,2 человека на 10 тыс. взрослого населения.
Диагнозы, вызывающие ментальные нарушения, часто устанавливаются детям в возрасте от 3 до 9 лет.
Система оказания помощи лицам с ментальными нарушениями и их семьям в Иркутской области включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО), коммерческие организации.
В Иркутской области амбулаторная медицинская помощь детям с ментальными нарушениями оказывается участковыми врачами-педиатрами, неврологами, психиатрами, ведущими прием в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях.
В детских поликлиниках проводится медицинский осмотр несовершеннолетних, достигших возраста двух лет, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития у детей. Заключение по итогам проведенного анкетирования и рекомендаций по направлению ребенка к врачу-психиатру, медицинскому психологу делает врач-педиатр, ответственный за проведение профилактического медицинского осмотра.
Стационарная помощь детям с ментальными нарушениями оказывается в областном государственном казенном учреждении здравоохранения "Иркутская областная клиническая психиатрическая больница в„– 1".
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в систему образования начинается с раннего возраста путем создания на базе дошкольных образовательных организаций служб ранней помощи, количество которых в 2021 году составило 20 единиц.
В целях создания системы родительского просвещения и семейного воспитания в регионе действуют 198 консультационных центров (пунктов), расположенных на базе общеобразовательных организаций в 40 муниципальных образованиях.
Кроме того, в регионе созданы и функционируют два региональных консультационных центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (включая службу ранней коррекционной помощи) родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
По данным психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), в 2021 году обследованы 138 детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями.
В системе образования Иркутской области дети с ментальными нарушениями получают услуги в 301 муниципальной общеобразовательной организации и 31 государственной общеобразовательной организации.
Обучение детей с умеренными и тяжелыми формами ментальных нарушений организовано для 1 541 ребенка в условиях специальных (коррекционных) образовательных организаций, для 2 158 детей - в условиях муниципальных общеобразовательных организаций.
24 человека с ментальными нарушениями, в том числе проживающие в психоневрологических интернатах, обучаются в профессиональных образовательных организациях Иркутской области.
Обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляют 183 учителя-дефектолога, 346 учителей-логопедов, 747 педагогов-психологов, 588 социальных педагогов, 106 тьюторов и 8 ассистентов (помощников).
Психолого-педагогическая и консультативная помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями осуществляется в консультационных центрах, созданных на базе 18 государственных (специальных) коррекционных общеобразовательных организаций Иркутской области.
С целью определения для обучающихся в Иркутской области образовательного маршрута организована работа ПМПК: 1 центральной, 37 территориальных ПМПК.
Система социального обслуживания лиц с ментальными нарушениями на 1 января 2022 года состоит из 85 государственных организаций Иркутской области, в том числе 7 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 1 геронтологического центра, 7 психоневрологических интернатов, 4 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, 2 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 реабилитационного центра для инвалидов старше 18 лет, 28 комплексных центров социального обслуживания населения, 6 управлений социальной защиты и социального обслуживания населения, 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 6 центров социальной помощи семье и детям, 15 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 1 реабилитационного техникума для инвалидов.
В реестр поставщиков социальных услуг Иркутской области включены некоммерческие организации, оказывающие социальные услуги по социальному обслуживанию на дому лицам с ментальными нарушениями:
Иркутская областная общественная организация инвалидов детства "Надежда";
Ассоциация поставщиков социальных услуг Иркутской области.
Указанными организациями лицам с ментальными нарушениями предоставляются социальные услуги во всех формах социального обслуживания: в стационарной, полустационарной формах, в форме социального обслуживания на дому.
Наряду с традиционными формами социального обслуживания в систему работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, внедряются дистанционные формы работы. В отдаленных населенных пунктах Иркутской области работают мобильные социальные службы, междисциплинарные бригады, деятельность которых направлена на оказание квалифицированной помощи семьям на дому специалистами разных областей - врачами, психологами, юристами, специалистами по социальной работе.
В организациях социального обслуживания созданы клубы для семей с детьми с ограниченными возможностями, где родители имеют возможность поделиться опытом в вопросах воспитания и ухода за ребенком. Всего в Иркутской области работает 36 клубов, в которые входят 1 648 семей.
Организациями социального обслуживания реализуются проекты по дневной занятости инвалидов с ментальными нарушениями, в рамках которых предоставляются психологические услуги, проводятся занятия, направленные на развитие творческих способностей и коммуникации, действуют декоративно-прикладные кружки, осуществляется обучение компьютерной грамотности, проводятся занятия по лечебной физкультуре, обеспечивается дневная занятость молодых инвалидов в трудовых мастерских.
Кроме этого, реализуются проекты сопровождаемого проживания граждан с ментальными нарушениями на базе 6 стационарных организаций социального обслуживания. В рамках реализации Закона Иркутской области от 16 июля 2020 года в„– 69-ОЗ "О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями" реализуются проекты сопровождаемого проживания в специально приобретенных жилых помещениях. В 8 квартирах в г. Иркутске и г. Ангарске проживают 10 инвалидов с ментальными нарушениями в возрасте от 18 до 40 лет.
Всего в реализации вышеуказанных проектов за 2018 - 2021 годы приняли участие 264 человека, из них:
92 человека вышли в самостоятельную жизнь;
158 человек продолжают участвовать в проектах;
70 человек прошли обучение в образовательных организациях;
44 человека обучаются (получают общее или профессиональное образование, проходят профессиональное обучение);
79 человек трудоустроены.
Одной из важнейших составляющих технологии сопровождаемого проживания является организация дневной занятости инвалидов с ментальными нарушениями.
Работают реабилитационные мастерские для инвалидов с ментальными нарушениями:
на базе комплексного центра в г. Иркутске (работа по дереву, декоративно-прикладное творчество, индивидуальные и групповые консультации психолога, социального педагога);
на базе областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения социального обслуживания "Иркутский реабилитационный техникум" (далее - ОГБПОУСО "Иркутский реабилитационный техникум") (ткачество, гончарное дело, социально-психологические, социально-педагогические услуги).
В целях создания условий для развития системы своевременного выявления и оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и семьям, их воспитывающим, реализована Концепция формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2022 года.
В настоящее время службы ранней помощи действуют на базе 21 организации социального обслуживания.
Ресурсным центром по внедрению и развитию системы ранней помощи на территории Иркутской области является областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" г. Иркутска.
Летний лагерь отдыха "Мандархан", являющийся структурным подразделением ОГБПОУСО "Иркутский реабилитационный техникум", организует и проводит специализированные реабилитационные сезоны для семей, воспитывающих детей-инвалидов с серьезными заболеваниями: с синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью, детским церебральным параличом. Специализированные реабилитационные сезоны проводятся с целью осуществления комплексной реабилитации детей-инвалидов и членов их семей через организацию их отдыха, оздоровления, творческого развития и обучения.
Социальную реабилитацию граждан старше 18 лет, имеющих ментальные нарушения, осуществляет областное государственное автономное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр "Шелеховский". Программа 15-дневного курса реабилитации предполагает тренинги, психологические игры, творческие уроки, занятия по адаптивной физической культуре и спорту.
Согласно данным статистического наблюдения по форме в„– 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре" за 2021 год, численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, составляет 5 409 человек (в 2020 году - 4 721 человек), или 33,10% (в 2020 году - 33,7%) от общей численности инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом в Иркутской области.
В организациях в сфере физической культуры и спорта занимается 625 человек, в сфере образования - 1 539 человек, в сфере труда и социальной защиты - 1 611 человек, в СОНКО - 277 человек.
В двух государственных организациях Иркутской области, подведомственных министерству спорта Иркутской области, открыты группы спортивной подготовки для лиц с ментальными нарушениями. В областном государственном казенном учреждении "Спортивная школа олимпийского резерва "Тамир" им. Тыхреновой И.И." адаптивным конным спортом занимаются 22 человека, в областном государственном бюджетном учреждении "Спортивная школа олимпийского резерва "Сибскана" горнолыжным спортом - 21 человек.
Для развития адаптивной физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для лиц с ментальными нарушениями, в Иркутской области планомерно осуществляется ряд мер и мероприятий. Также реализуется государственная программа Иркутской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2019 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2018 года в„– 830-пп (далее - государственная программа).
В рамках государственной программы реализуются мероприятия:
"Организация проведения физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечение участия в межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях". В соответствии с календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Иркутской области министерством спорта Иркутской области для данной категории организуются и проводятся областные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия: региональные этапы Всероссийской спартакиады специальной олимпиады по лыжным гонкам и бегу на снегоступах, пауэрлифтингу, бочче, юнифайд-футболу, легкой атлетике, горнолыжному спорту, боулингу, настольному теннису, баскетболу, открытый чемпионат и первенство Иркутской области по адаптивному конному спорту, фестиваль семейного спорта для семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, спартакиада "И невозможное возможно...", спартакиада, посвященная декаде инвалидов, благотворительный забег "Спорт во благо" в пользу Иркутской областной общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями "Радуга" (далее - ИОООРДОВ "Радуга") на программы раннего развития детей с синдромом Дауна.
Спортсмены с нарушением интеллекта командируются на международные и всероссийские соревнования: Всемирные летние специальные олимпийские игры, Всероссийская спартакиада специальной олимпиады по зимним видам спорта, Всероссийская спартакиада специальной олимпиады по лыжным гонкам и бегу на снегоступах, боулингу, Всероссийский турнир специальной олимпиады по юнифайд-мини-футболу "Играй с нами" и др.
"Поддержка региональной системы по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях Иркутской области".
С 2011 года на территории Иркутской области осуществляется работа региональной системы по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях Иркутской области (далее - региональная система). Ежегодно 42 специалиста осуществляют деятельность в муниципальных образованиях Иркутской области. Из них 11 специалистов работают с лицами с ментальными нарушениями.
В 2021 году в 11 муниципальных образованиях Иркутской области (города Киренск, Ангарск, Иркутск, Бодайбо, Шелеховский, Тайшетский, Казачинско-Ленский, Балаганский, Иркутский, Жигаловский, Мамско-Чуйский районы) осуществлялась физкультурно-оздоровительная работа с инвалидами с нарушением интеллекта, систематически физической культурой и спортом в группах занимался 91 человек, из них 51 ребенок.
"Приобретение спортивной экипировки, инвентаря и оборудования для спортсменов-инвалидов".
Для спортсменов с интеллектуальными нарушениями областными государственными учреждениями Иркутской области, подведомственными министерству спорта Иркутской области, ежегодно приобретается спортивная экипировка, инвентарь и оборудование. В рамках государственной программы выделяется субсидия из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для оснащения муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Субсидии предоставляются на приобретение спортивного оборудования и инвентаря, в том числе по направлению "Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт". В 2021 году муниципальными образованиями Иркутской области приобретен инвентарь для занятий адаптивной физической культурой и спортом на сумму более 1 900,00 тыс. руб.
С 2019 года в рамках подпрограммы "Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Иркутской области" на 2020 - 2025 годы государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2019 - 2025 годы в рамках полномочий министерства спорта Иркутской области реализуется мероприятие "Приобретение реабилитационного оборудования для занятий физической культурой и спортом инвалидов, в том числе детей-инвалидов".
Оборудование приобретается для государственных учреждений Иркутской области, подведомственных министерству спорта Иркутской области, осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре и спорту. В 2019 - 2021 годах приобретено спортивное оборудование для спортсменов с ментальными нарушениями государственных учреждений Иркутской области (областное государственное казенное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва" "Рекорд", областное государственное казенное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва "Тамир" им. Тыхреновой И.И.").
С 2016 года министерство спорта Иркутской области предоставляет дополнительное материальное обеспечение отдельным категориям лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта. Ежемесячную выплату получают три спортсмена с интеллектуальными нарушениями - победители специальной олимпиады 2011 и 2013 годов.
Кроме этого, спортсменам-инвалидам Иркутской области и их тренерам ежегодно выплачиваются единовременные поощрения и выплаты ежемесячного денежного содержания.
По результатам участия спортсменов-инвалидов в официальных спортивных соревнованиях по направлениям адаптивного спорта в номинации "Сильные духом" ежегодно награждаются лучшие спортсмены и тренеры Иркутской области, в том числе и спортсмены с ментальными нарушениями.
Развитием адаптивного спорта людей с ментальными нарушениями занимается Иркутская региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями" (далее - Федерация ЛИН).
Федерация ЛИН оказывает содействие в развитии спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Основными видами деятельности Федерации ЛИН являются:
объединение усилий заинтересованных организаций в развитии спорта лиц с ментальными нарушениями на территории Иркутской области;
совершенствование организационно-методических основ подготовки спортивных резервов и спортсменов, обеспечение мер по их подготовке в соревнованиях;
оказание содействия в подготовке и обеспечение условий для успешного выступления спортсменов и членов спортивных сборных команд Иркутской области по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями на спортивных соревнованиях различного уровня;
организация работы во взаимодействии с исполнительным органом государственной власти Иркутской области в области физической культуры и адаптивного спорта, иными исполнительными органами государственной власти Иркутской области в разработке, принятии и реализации программ развития спорта лиц с ментальными нарушениями, организации строительства и реконструкции объектов спорта, утверждении и реализации календарных планов и формировании команд. Иными государственными органами власти.
Психолого-педагогическая и консультативная помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями оказывается ИОООРДОВ "Радуга", Иркутским региональным отделением межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" и другими некоммерческими организациями.
Автономная некоммерческая организация помощи инвалидам "Семейная усадьба" обеспечивает сопровождаемое проживание и сопровождаемую социальную дневную занятость 11 граждан с ментальными нарушениями в деревне, 10 граждан в городе.
Иркутская городская общественная организация инвалидов "Прибайкальский Исток" обеспечивает сопровождаемое проживание и сопровождаемую социальную дневную занятость 9 граждан с ментальными нарушениями.
Иркутская областная общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями здоровья "Радуга" совместно с Иркутским региональным отделением межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" в рамках проекта "Мастерские "Другое дело" обеспечивает подготовку к социальной занятости 20 граждан с ментальными нарушениями и социальную дневную занятость 15 граждан с ментальными нарушениями.
Автономная некоммерческая организация адаптационно-педагогический центр "Студия О" обеспечивает социальную дневную занятость 40 лиц с ментальными нарушениями.
В распоряжении организаций имеются жилые помещения для проживания или дневной социальной занятости лиц с ментальными нарушениями, предоставляются услуги по их сопровождению в условиях обычного социального окружения. Сопровождение граждан с ментальными нарушениями направлено на социальную адаптацию и максимально возможное включение в жизнь общества с учетом индивидуальных возможностей и потребностей в сопровождении лиц с ментальными нарушениями.
Иркутская областная общественная организация инвалидов детства "Надежда" (далее - ИОООИД "Надежда"), помимо социального обслуживания граждан на дому, также занимается обеспечением трудовой, психологической, педагогической, культурной и других видов помощи в социальной реабилитации лиц с ментальными нарушениями. Созданы и работают 6 учебно-производственных мастерских: ткацкая мастерская, мастерская по валянию, деревообрабатывающая, швейно-рукодельная, полиграфическая, свечная мастерские.
ИОООИД "Надежда" осуществляет свою деятельность с совершеннолетними гражданами. Здесь осваиваются общеобразовательные предметы, занимаются физкультурой, ставятся спектакли, проводятся совместные мероприятия, реализующие различные социальные программы в поддержку подопечных и семей, предоставляется психологическая помощь родителям и опекунам.
Также в регионе множество других СОНКО, которые осуществляют сопровождение лиц с ментальными нарушениями, организуют дневную занятость.

Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Основными принципами реализации настоящей Концепции являются:
приоритет общечеловеческих ценностей, защита прав и уважение человеческого достоинства;
личностная и семейная ориентированность;
принцип сопровождения, направленный на достижение нормализации жизни и максимальной социальной инклюзии;
раннее начало, непрерывность, последовательность и преемственность комплексного межведомственного сопровождения;
обучение, поддерживающее активность лиц с ментальными нарушениями на протяжении всей их жизни;
сопровождение на основе партнерства, междисциплинарной, командной работы;
общедоступность услуг и их ориентация на нормализацию жизни человека в условиях естественной социальной среды;
максимальная приближенность (доступность) услуг к лицам с ментальными нарушениями и месту их проживания;
индивидуальный характер набора услуг с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы предоставления социальных услуг и других индивидуальных программ;
предоставление услуг лицам с ментальными нарушениями командой специалистов, обладающих достаточными компетенциями;
индивидуальный подход при выборе методов и форм предоставления услуг, оказания помощи в необходимом и достаточном объеме и обеспечение самостоятельности.
Целью реализации Концепции является создание и развитие системы комплексного непрерывного сопровождения лиц с ментальными нарушениями, проживающих на территории Иркутской области, направленной на их максимальное развитие, снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление психического и физического здоровья, повышение доступности образования и занятости, социальную адаптацию, личностную самореализацию и включение в жизнь общества.
Основными задачами реализации Концепции являются:
создание условий для развития системы комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями с учетом региональных особенностей на основе непрерывного межведомственного взаимодействия всех участников, реализующих цель и задачи настоящей Концепции;
создание условий для развития деятельности организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности по организации системы комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями, а также семей, в которых воспитываются дети с ментальными нарушениями;
создание доступной среды для лиц с ментальными нарушениями;
развитие механизмов поддержки семей, воспитывающих граждан с ментальными нарушениями;
создание условий для формирования в обществе уважительного отношения к лицам с ментальными нарушениями;
разработка нормативной правовой и методической базы в сфере организации системы комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями.
Приоритетными направлениями реализации Концепции являются:
повышение квалификации и обучение специалистов организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, участвующих в комплексном сопровождении лиц с ментальными нарушениями, эффективным технологиям и методикам работы с данной категорией граждан, а также сопровождение семей, в которых проживают лица с ментальными нарушениями, основанным на принципах сопровождения;
создание механизмов своевременного выявления и ранней диагностики детей с ментальными нарушениями;
обеспечение доступной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию, лицам с ментальными нарушениями по месту жительства;
обеспечение санаторно-курортного лечения лиц с ментальными нарушениями и инклюзивного летнего отдыха детей с ментальными нарушениями;
обеспечение своевременной ранней помощи, абилитации и реабилитации детей с ментальными нарушениями по месту жительства;
обеспечение доступности общего, в том числе дошкольного образования, дополнительного образования, а также профессионального обучения для лиц с ментальными нарушениями по месту жительства;
создание дифференцированных условий и подходов комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями с учетом степени тяжести их нарушений и потребности в помощи в необходимом и достаточном объеме;
обучение родителей (законных представителей) детей и взрослых с ментальными нарушениями эффективным технологиям и методикам помощи лицам с ментальными нарушениями;
организация информационной, правовой, психологической, материальной, социальной поддержки семей, воспитывающих граждан с ментальными нарушениями;
организация и развитие сопровождаемого проживания лиц с ментальными нарушениями;
организация и развитие сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности лиц с ментальными нарушениями с учетом их возможностей и функциональности;
проведение информационной кампании и социокультурных мероприятий, направленных на формирование уважительного отношения местных сообществ к людям с инвалидностью, в том числе лицам с ментальными нарушениями.

Раздел 4. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

К целевой группе по оказанию услуг системы комплексного сопровождения относятся:
дети раннего возраста (от 0 до 3 лет), отнесенные к "группе риска" по наличию нарушений развития по результатам общего скрининга в соответствии с Концепцией развития ранней помощи и методическими рекомендациями по обеспечению услуг ранней помощи;
дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с ментальными нарушениями;
дети школьного возраста (от 7 до 18 лет) с ментальными нарушениями;
лица с ментальными нарушениями от 18 лет;
семьи, имеющие в своем составе граждан с ментальными нарушениями.

Раздел 5. УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ
С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В систему комплексного сопровождения и механизм межведомственной координации в рамках реализации настоящей Концепции включены:
Законодательное Собрание Иркутской области, исполнительные органы государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области;
областная и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии;
Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области" (по согласованию);
медицинские, социальные, образовательные, спортивные и культурные организации различной ведомственной принадлежности и форм собственности;
СОНКО, родительские объединения.

Раздел 6. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Система комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными нарушениями в Иркутской области представлена в настоящей Концепции как структура, включающая следующие компоненты:
помощь на раннем этапе жизни;
образование (общее образование и профессиональное обучение);
сопровождаемое проживание (учебное и постоянное);
социальная занятость;
сопровождение семей с детьми-инвалидами и взрослыми людьми с ментальными нарушениями;
подготовка и сопровождение специалистов;
социальное обслуживание лиц с ментальными нарушениями;
оказание доступной медицинской помощи лицам с ментальными нарушениями;
социокультурный компонент.

Глава 1. ПОМОЩЬ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ЖИЗНИ

Помощь на раннем этапе жизни включает выявление детей с рисками возникновения ментальных нарушений.
Выявление детей с рисками возникновения ментальных нарушений происходит специалистами в области медицины, психологии и педагогики, работающими в организациях здравоохранения, образования и социального обслуживания Иркутской области.
Специалисты, работающие в организациях здравоохранения (врачи-педиатры, неонатологи, неврологи, психиатры), проводят наблюдения, скрининг, медицинские обследования в целях выявления патологии развития плода в перинатальный период, рисков возникновения патологии во время родов и в постнатальный период. С целью ранней диагностики и оказания ранней помощи детям дошкольного возраста с ментальными нарушениями и их семьям необходимо обеспечить медицинские организации медицинскими психологами, логопедами.
Специалисты, работающие в организациях образования и социального обслуживания, оказывающие раннюю помощь детям и их семьям (психологи, педагоги (учителя-дефектологи, учителя-логопеды), социальные педагоги, медицинские специалисты и другие), по обращению родителей (законных представителей) на основании данных первичного обследования ребенка определяют риски появления ментальных нарушений.
В случае выявления рисков возникновения ментальных нарушений специалисты (врачи, психологи, педагоги) направляют родителей в службу ранней помощи.
Ранняя помощь детям направлена на профилактику инвалидизации, содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Оказание ранней помощи осуществляется на принципах междисциплинарности и командной работы специалистов, то есть врач, педагог, психолог, родитель совместно наблюдают за ребенком в ходе первичного обследования, обсуждают выявленное, формулируют выводы и задачи работы с ребенком и его семьей, разрабатывают индивидуальную программу сопровождения ребенка и его семьи и периодически проводят обсуждение ее реализации.
Службы ранней помощи действуют на базе медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, СОНКО.
В результате предоставления услуг ранней помощи сокращаются риски социального сиротства ребенка с ментальными нарушениями и риск возникновения ментальных нарушений, укрепляются внутрисемейные отношения, обеспечивается профилактика инвалидизации ребенка, создаются предпосылки для его дальнейшего развития и социализации.

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ

Образование лиц с ментальными нарушениями включает в себя следующие компоненты:
общее образование лиц с ментальными нарушениями;
профессиональное обучение лиц с ментальными нарушениями.
Дошкольное образование лиц с ментальными нарушениями организуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дошкольное образование лиц с ментальными нарушениями организуется в группах компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных организациях по выбору родителей (законных представителей), в которых в соответствии с заключением ПМПК создаются специальные условия образования, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся с ментальной инвалидностью.
Группы компенсирующей и комбинированной направленности, в которых организуется обучение детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями, создаются на базе образовательных организаций, профильных СОНКО (при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности).
В результате создания условий дошкольного образования для детей с ментальными нарушениями сокращаются риски социального сиротства детей дошкольного возраста, нормализуется жизнь семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, укрепляются внутрисемейные отношения, обеспечивается дальнейшее развитие и социализация обучающихся с ментальными нарушениями.
Общее образование лиц с ментальными нарушениями организуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы происходит в классах, сформированных из обучающихся, осваивающих одинаковый вариант, в том числе в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.
Предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающие занятия и занятия внеурочной деятельностью для детей с ментальными нарушениями являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, определенных образовательной программой, при создании специальных условий (психолого-педагогических, материально-технических, организационных) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Общее образование лиц с ментальными нарушениями старше 18 лет, проживающих в психоневрологических интернатах Иркутской области и не имеющих основного общего образования, осуществляется с учетом их особых образовательных потребностей и желания.
Профессиональное обучение граждан с ментальными нарушениями осуществляется в профессиональных образовательных организациях Иркутской области по адаптированным программам профессионального обучения.
Механизмы реализации образовательного компонента:
обеспечение для детей с ментальными нарушениями услуг ранней помощи;
получение дошкольного образования в группах компенсирующей или комбинированной направленности в дошкольных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
обеспечение для детей и взрослых с ментальными нарушениями получения общего образования в классах на базе общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
разработка и реализация программ профессионального обучения для лиц с ментальными нарушениями;
разработка и реализация программ дополнительного образования детей и взрослых с ментальными нарушениями, включая программы по обучению самостоятельному проживанию, дополнительной предпрофессиональной программы и профессиональной ориентации обучающихся с ментальными нарушениями;
проведение подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, включенных в систему оказания комплексной помощи лицам с ментальными нарушениями;
проведение мероприятий, направленных на повышение родительских компетенций в сфере оказания помощи лицам с ментальными нарушениями в условиях домашнего воспитания.

Глава 3. СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ

Одним из компонентов системы сопровождения лиц с ментальными нарушениями является сопровождаемое проживание.
Сопровождаемое проживание организуется для инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, как альтернатива стационарной форме социального обслуживания.
Сопровождаемое проживание направлено на повышение способности инвалидов к самообслуживанию, удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению, жизни в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора) и их включению и вовлечению в местное сообщество.
Сопровождаемое проживание инвалидов включает в себя в том числе:
социальные услуги и социальное сопровождение инвалидов в соответствии с законодательством о социальном обслуживании;
услуги по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе формирование навыков самообслуживания и иных бытовых навыков;
услуги ассистента (помощника), оказывающего персональную помощь инвалидам в передвижении, получении информации, ориентации и коммуникации, в том числе при получении образования, осуществлении трудовой деятельности и получении социальных услуг;
создание специальных условий для получения инвалидами образования в соответствии с законодательством об образовании.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июля 2023 года в„– 606н утверждены критерии, применяемые для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию.
Сопровождаемому проживанию предшествует, во-первых, подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов в ходе обучения и абилитации в образовательной организации или в организации социального обслуживания. На этом этапе у детей и подростков с ментальными нарушениями происходит формирование отдельных навыков самостоятельной деятельности в предметно-практической, бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности. Этот этап реализуется в ходе отдельных уроков, занятий в школе, реабилитационном центре, в других организациях в соответствии с программами указанных организаций.
Во-вторых, сопровождаемому проживанию предшествует курс учебно-тренировочного проживания в условиях учебной квартиры для взрослых. В ходе учебно-тренировочного проживания у лиц с ментальными нарушениями формируются навыки самостоятельного проживания (бытовые, социально-коммуникативные, досуговые) в специально созданных условиях. Под специально созданными условиями понимается учебно-тренировочная квартира, в которой лица с ментальными нарушениями проживают и обучаются. Учебно-тренировочные квартиры могут создаваться в обычных жилых домах, а также в условиях организаций, в том числе организаций социального обслуживания, образовательных организаций, СОНКО и других. Содержание учебно-тренировочного сопровождаемого проживания отражено в программах дополнительного образования или в программах реабилитации и абилитации, разрабатываемых образовательными организациями и (или) организациями социального обслуживания либо СОНКО.
Сопровождаемое проживание организуется в форме индивидуального и малогруппового проживания лиц с ментальными нарушениями в жилом помещении, находящемся в собственности инвалида, предоставленном ему на условиях социального найма, в жилом помещении, находящемся в собственности негосударственных организаций социального обслуживания, в жилых помещениях, арендуемых поставщиками социальных услуг, или на условиях безвозмездного пользования жилыми помещениями, находящимися в специализированном жилом фонде системы социального обслуживания, а также в специализированных жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе на условиях коммерческого найма. Жилые помещения расположены в населенных пунктах - в местах обычного проживания лиц с обычной инфраструктурой, включающей магазины, остановки автобусов и другое.
Сопровождение проживания лиц с ментальными нарушениями обеспечивают поставщики социальных услуг (организации социального обслуживания, СОНКО) в форме социального обслуживания на дому. Персонал, обеспечивающий сопровождение, должен пройти соответствующую подготовку и периодически повышать свою квалификацию.
У лиц с ментальными нарушениями, проживающих в условиях сопровождаемого проживания, должна быть организована социальная занятость вне дома и социокультурная и/или спортивно-досуговая деятельность в свободное время и в выходные дни, что позволит обеспечить нормализацию жизни лиц с ментальными нарушениями.

Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Одним из компонентов системы сопровождения является социальная занятость лиц с ментальными нарушениями.
Порядком организации социальной занятости инвалидов устанавливаются правила организации в субъектах Российской Федерации социальной занятости инвалидов, не занятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц.
Социальная занятость инвалидов трудоспособного возраста не предполагает осуществление трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения, направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества и осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.
Организации, уполномоченные на осуществление деятельности по социальной занятости инвалидов, определяются органами государственной власти Иркутской области.
К уполномоченным организациям могут быть отнесены реабилитационные организации, организации системы социальной защиты и социального обслуживания, а также организации, осуществляющие деятельность по сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов, которые могут предоставлять инвалидам услуги по социальной занятости по месту предоставления услуг по сопровождаемой трудовой деятельности.
В уполномоченных организациях в целях организации социальной занятости инвалидов обеспечивается:
оценка способности инвалида (ребенка-инвалида в возрасте 14 лет и старше), имеющего в индивидуальной программе реабилитации или абилитации заключение об установлении ему 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности, осуществлять несложные (простые) виды деятельности исключительно со значительной помощью других лиц и определения нуждаемости такого инвалида в организации социальной занятости;
организация структурных подразделений (далее - мастерские) для обеспечения обучения инвалидов, нуждающихся в организации социальной занятости, элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, коммуникативным, культурным, бытовым), соответствующим способностям инвалидов и не требующим получения специального образования, и их участия в выполнении несложных (простых) видах труда со значительной помощью других лиц.
В мастерских одновременно может реализовываться социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность.

Глава 5. СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
И ВЗРОСЛЫМИ ЛЮДЬМИ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вследствие необходимости решения многих проблем, связанных со здоровьем и развитием особого ребенка, оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке и сопровождении для нормализации своей жизни.
Сопровождение семей включает информационную поддержку, консультирование по правовым, психологическим, педагогическим, медицинским вопросам, содействие в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

Глава 6. ПОДГОТОВКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Одним из компонентов системы сопровождения является подготовка и сопровождение специалистов. Данный компонент включает в себя следующее:
подготовка кадров в Педагогическом институте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Минздрава России "Иркутский государственный медицинский университет" по специальностям в области социальной работы, педагогики, дефектологии, медицины для работы в системе комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными и психофизическими нарушениями;
проведение семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации работников системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными и психофизическими нарушениями;
организация наставничества в государственных учреждениях Иркутской области, работающих в системе комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными нарушениями;
проведение мероприятий для профилактики профессионального выгорания работников системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными нарушениями.

Глава 7. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ

Социальное обслуживание лиц с ментальными нарушениями включает в себя:
обеспечение лиц с ментальными нарушениями социальными услугами по абилитации и реабилитации: предоставление комплекса социальных услуг (социально-психологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги и услуги с целью повышения коммуникативного потенциала лиц с ментальными нарушениями);
организацию социального сопровождения членов семей, воспитывающих детей группы риска и детей с ментальными нарушениями;
содействие в участии лиц с ментальными нарушениями (с учетом их психофизических и интеллектуальных особенностей и возможностей), семей с детьми и взрослыми с ментальными нарушениями в социокультурных, творческих, спортивных мероприятиях и программах;
подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов организаций социального обслуживания по направлениям социального обслуживания при сопровождении лиц с ментальными нарушениями;
развитие стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг и социального сопровождения лиц с ментальными нарушениями;
развитие условий для сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности лиц с ментальными нарушениями в соответствии с их психофизическими и интеллектуальными возможностями.
Механизм реализации социального компонента включает в себя:
предоставление лицам с ментальными нарушениями абилитационных и реабилитационных услуг на базе организаций различных форм собственности, являющихся поставщиками социальных услуг;
внедрение стандартов оказания услуг абилитационной, реабилитационной помощи детям с ментальными нарушениями, их родителям (законным представителям);
создание и (или) развитие на базе организаций различных форм собственности, являющихся поставщиками социальных услуг, структур, обеспечивающих сопровождение детей и взрослых с ментальными нарушениями, семей с детьми группы риска и семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями;
организацию и развитие сопровождаемого проживания в организациях различной формы собственности, являющихся поставщиками социальных услуг;
организацию и развитие сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности лиц с ментальными нарушениями в "защищенных" условиях, в том числе путем создания структур дневного пребывания с сопровождением на базе организаций различных форм собственности, являющихся поставщиками социальных услуг;
проведение переобучения специалистов организаций различных форм собственности, являющихся поставщиками социальных услуг, включенных в систему оказания комплексной помощи лицам с ментальными нарушениями.

Глава 8. ОКАЗАНИЕ ДОСТУПНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ЛИЦАМ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Медицинская помощь лицам с ментальными нарушениями включает в себя:
выявление у детей раннего возраста рисков ментальных нарушений (органического поражения центральной нервной системы, генетических нарушений, ментальной инвалидности и другое);
оказание медицинской помощи, привлечение различных служб для оказания медицинской реабилитации.
Механизм реализации медицинского компонента включает в себя:
медицинский осмотр несовершеннолетних, достигших возраста двух лет, в соответствии с Порядком проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития у детей. Заключение по итогам проведенного анкетирования и рекомендацию по направлению ребенка к врачу-психиатру, медицинскому психологу делает врач-педиатр, ответственный за проведение профилактического медицинского осмотра;
организацию взаимодействия медицинских организаций и служб ранней помощи различной ведомственной принадлежности и форм собственности в Иркутской области;
диагностическую, консультативно-лечебную помощь детям из группы риска по психическому заболеванию (по результатам скрининга), динамическое и диспансерное наблюдение детей из данной группы с установленным диагнозом, оформление медицинской документации для признания инвалидности (переосвидетельствования) осуществляется детскими врачами-психиатрами в условиях специализированной медицинской организации (стационара).

Глава 9. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

Социокультурный компонент включает в себя:
вовлечение лиц с ментальными нарушениями в культурную и спортивную жизнь местного сообщества;
формирование благоприятных условий для инклюзивных процессов в местном сообществе, уважительного отношения к людям с ментальными нарушениями и их семьям.
Механизм реализации социокультурного компонента включает в себя:
организацию сотрудничества организаций культуры, спорта и организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, обеспечивающих сопровождение лиц с ментальными нарушениями;
организацию и проведение фестивалей, соревнований и других мероприятий творческой и спортивной направленности с лицами с ментальными нарушениями.

Раздел 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В результате реализации настоящей Концепции планируется:
создание межведомственной системы взаимодействия между организациями по вопросам комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями;
повышение мотивации родителей (законных представителей) ко включению детей группы риска и с ментальными нарушениями в процесс комплексного сопровождения на раннем этапе;
создание системы раннего выявления и диагностики детей с ментальными и психофизическими нарушениями, обеспечение их услугами ранней помощи на междисциплинарной основе;
обеспечение равного доступа лиц с ментальными нарушениями к абилитационным и реабилитационным услугам;
обеспечение доступности общего, в том числе дошкольного, а также дополнительного образования для лиц с ментальными нарушениями с учетом их запросов, возможностей и особых образовательных потребностей;
развитие системы стационарозамещающих технологий проживания и занятости в различных формах лиц с ментальными нарушениями старше 18 лет во всех районах Иркутской области.".


------------------------------------------------------------------