По датам
Полезное
Выборки
Решение Иркутского областного суда от 02.08.2023 N 3а-90/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пп. 2 п. 1 Постановления Правительства Иркутской области от 12.01.2023 N 3-пп "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области", пп. 5 п. 1 Постановления Правительства Иркутской области от 01.04.2022 N 255-пп "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области">
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2023 года
УИД 38OS0000-01-2023-000074-34
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., при секретаре судебного заседания П.,
прокурора К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-90/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" к Правительству Иркутской области о признании недействующим:
подпункт 2 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 12 января 2023 г. в„– 3-пп "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области", утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 г. в„– 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" в части изменения редакции абзаца 13 в пункте 12.2;
подпункт 5 пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 1 апреля 2022 г. в„– 255-пп "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области", утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 г. в„– 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" в части ограничения усредненного тарифа размером нерегулируемого тарифа, как не соответствующее законодательству Российской Федерации и ограничивающее свободу экономической деятельности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Б.,
от ответчика - Правительства Иркутской области С.,
заинтересованного лица - министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Р.,
установил:
ООО "Пассажирские автобусные перевозки" (далее - ООО "ПАП") просит признать недействующим:
подпункт 2 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 12 января 2023 г. в„– 3-пп "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области", утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 г. в„– 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" в части изменения редакции абзаца 13 в пункте 12.2: "n - количество муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городском сообщении по нерегулируемым тарифам в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области" (далее - Постановление в„– 3-пп, Постановление в„– 521-пп, Положение в„– 521-пп);
подпункт 5 пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 1 апреля 2022 г. в„– 255-пп "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области", утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 г. в„– 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" (далее - Постановление в„– 255-пп) - в пункте 12.8: "для перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении по нерегулируемым тарифам, усредненный тариф за одну поездку (пассажиро-километр) (Т) не может превышать размера нерегулируемого тарифа, установленного перевозчиком".
ООО "ПАП", полагая, что вышеуказанными изменениями п. 12.2 и п. 12.8 Положения в„– 521-пп нарушаются интересы предприятия в сфере экономической деятельности на получение произведенных расходов в полном объеме, а также на получение прибыли от своей деятельности, обратилось в суд с заявлением об оспаривании Положения в„– 521-пп в указанной части.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Б., настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представитель истца пояснил, что до момента вступления в силу Постановления в„– 3-пп "пункт 12.8 Положения в„– 521-пп не ограничивал свободу экономической деятельности перевозчиков, поскольку при расчете усредненного тарифа по формуле, указанной в Постановлении в„– 255-пп, сумма всех нерегулируемых тарифов делилась на количество перевозчиков, и тем самым усредненный тариф всегда получался равным нерегулируемому тарифу, поскольку размер усредненного тарифа всегда получался выше нерегулируемого тарифа". Изменение формулы расчета усредненного тарифа Постановлением в„– 3-пп для маршрутов, по которым размер нерегулируемого тарифа больше усредненного, привело к ограничению, установленного пунктом 12.8 Положения в„– 521-пп, что приводит к неполному возмещению понесенных перевозчиком расходов.
Представитель истца ссылается на нарушение оспариваемыми нормами Постановления в„– 3-пп, Постановления в„– 255-пп, статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года в„– 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 220-ФЗ), указывая на отсутствие с ООО "ПАП" согласования порядка расчета размера компенсации, а именно его изменение путем принятия Постановления в„– 3-пп и Постановления в„– 255-пп в период, когда документы, направленные заявителем и необходимые для заключения соглашения о предоставлении субсидии, находились на проверке в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, а также на наличие у ООО "ПАП" убытков, размер которых является для заявителя значительным.
Представители Правительства Иркутской области по доверенности С., министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области по доверенности Р. просили в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области К., полагавшей заявление ООО "ПАП" не подлежащим удовлетворению, суд находит заявленные ООО "ПАП" требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в т.ч. порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановлением Правительства Иркутской области в„– 521-пп от 18 ноября 2013 г. "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" (Постановление в„– 521-пп) утверждено Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (Положение в„– 521-пп).
Положение в„– 521-пп определяет порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме выдачи электронного проездного билета на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением либо электронного социального проездного билета на основе использования электронного носителя, дающих право на проезд на всех видах транспорта (кроме такси) по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении, а также условия и порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, результат их предоставления, категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий.
Постановлением Правительства Иркутской области в„– 255-пп от 1 апреля 2022 г. "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" (Постановление в„– 255-пп) в Положение в„– 521-пп внесены изменения, в частности подпунктом 5 пункта 1 в пункт 12.8 Положения в„– 521-пп, который изложен в редакции: для перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении по нерегулируемым тарифам, усредненный тариф за одну поездку (пассажиро-километр) (т) не может превышать размера нерегулируемого тарифа, установленного перевозчиком".
Постановлением Правительства Иркутской области в„– 3-пп от 12 января 2023 г. "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" (Постановление в„– 3-пп) пп. 2 п. 1 изменена редакция абзаца 13 п. 12.2 Положения в„– 521-пп, который изложен: n - количество муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городском сообщении по нерегулируемым тарифам в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - Закон в„– 1-оз) под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
Согласно ст. 12 Закона в„– 1-оз Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законом, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и ненормативные правовые акты в форме распоряжений.
В соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона в„– 1-оз внесение изменений в правовые акты области, отмена правовых актов области или их отдельных положений, признание утратившими силу правовых актов области или их отдельных положений, приостановление действия правовых актов области или их отдельных положений осуществляется посредством издания правовых актов области тех же вида и формы, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области о поправках к Уставу Иркутской области, Законом в„– 1-оз, иными законами области.
Постановления - в„– 521-пп, в„– 3-пп, в„– 255-пп обладают признаками нормативного правового акта, поскольку представляют собой официальные документы, принятые в определенной законом форме, которые устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение и адресованы неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии, и действуют независимо от того, возникли или прекратились правоотношения, предусматриваемые актом.
Процедура принятия вышеуказанных нормативных правовых актов в форме подписания уполномоченным должностным лицом и порядок их официального опубликования соблюден.
Пунктом 49 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (в т.ч. многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в т.ч. за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в т.ч. отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом в„– 220-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 20 Федерального закона в„– 220-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Согласно ч. 3 ст. 48 Федерального закона в„– 220-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в т.ч. исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнение работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются, в т.ч. из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ст. 85 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате, в т.ч. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения.
Пунктом 1 Положения в„– 521-пп установлено, что субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до уполномоченного органа. Субсидии предоставляются в целях реализации подпрограммы "Социальная поддержка населения Иркутской области" на 2019 - 2024 гг. государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2019 - 2024 гг., утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. в„– 800-пп.
Приложением в„– 10 к Закону Иркутской области от 12 декабря 2022 г. в„– 112-ОЗ "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг." предусмотрено распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Иркутской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2023 год, в т.ч. на государственную программу в размере 47 624 315,3 тыс. руб. и подпрограмму в размере 16 400 213 тыс. руб.
Федеральным законодательством отдельным категориям граждан, указанным в Списке граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, не предусмотрена мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном автомобильном транспорте. Следовательно, меры социальной поддержки, принимаемые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, являются дополнительными мерами социальной поддержки, в связи с этим определением оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Правительство Иркутской области в рамках предоставленных ему полномочий приняло Постановление в„– 521-пп, которым утвердило Положение в„– 521-пп, устанавливающее критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидии, а также результаты ее предоставления; порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
31 января 2023 г. министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области и ООО "ПАП" в соответствии с Положением в„– 521-пп заключили соглашение в„– 05-61-39/23 о предоставлении из областного бюджета в 2023 г. субсидии в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.
Согласно п. 6.5 соглашения в„– 05-61-39/23 расторжение соглашения оформляется в виде дополнительного соглашения по форме в соответствии с приложением 2 в случае недостижения согласия по новым условиям соглашения в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных министерству как получателю средств областного бюджета на цели, указанные в разделе 1 соглашения (п. 6.5.1 соглашения).
От ООО "ПАП" после заключения соглашения в„– 05-61-39/23 и начала действия Положения в„– 521-пп в редакции от 12 января 2023 г. предложения об изменении или расторжении указанного соглашения в министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области не поступали. Нормативные правовые акты, изменяющие Положение в„– 521-пп, обнародованы (опубликованы) в установленном законом порядке и применяются министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области без дополнительного уведомления стороны по соглашению в„– 05-61-39/23.
Таким образом ООО "ПАП" приняло решение вступить в договорные бюджетные правоотношения с министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области в целях получения субсидии за перевозку льготных категорий граждан, а также своими действиями (направление отчетов в целях получения возмещения за перевозку льготных категорий граждан) выразило согласие с действующим правовым регулированием и размером указанной субсидии.
По условиям соглашения ООО "ПАП" приняло на себя обязательства обеспечивать достижение результата предоставления субсидии, установленного п. 4.1.4 соглашения и п. 17 Положения в„– 521-пп, согласно которому результатом предоставления субсидии является перевозка граждан в период соглашения (п. 4.3.2 соглашения).
Согласно п. 2.1 соглашения расчет размера субсидии определяется в соответствии с п. 12.2 Положения в„– 521-пп, когда расчет суммы расходов перевозчика производится путем произведения усредненного тарифа на количество поездок, совершенных гражданами, сопровождающими лицами.
Ограничение усредненного тарифа размером нерегулируемого тарифа, установленного перевозчиком, направлено на исключение возможности превышения размера предоставляемой субсидии фактической стоимости перевозки отдельных категорий граждан. При этом ограничение усредненного тарифа происходит только в том случае, если его размер превышает нерегулируемый тариф.
Пунктом 9.2 Положения в„– 521-пп предусмотрено, что предоставление перевозчиком, осуществляющим перевозку пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении по нерегулируемым тарифам, документов (сведений), указанных в п. 8.1, п. 9 Положения в„– 521-пп, является согласием перевозчика с размером компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льготного проезда гражданам транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении, рассчитанным в соответствии с п.п. 12.2; 12.8; 17.1 Положения в„– 521-пп.
Доводы административного истца сводятся к несогласию с порядком расчетов сумм субсидий, подлежащих возмещению в связи с осуществлением пассажирских перевозок льготных категорий граждан, в т.ч. оспаривается формула расчета размера субсидии, нормативные положения об ограничении усредненного тарифа установленным размером нерегулируемого тарифа.
Суд учитывает, что действующим федеральным законодательством не урегулированы механизм и методика исчисления возмещаемых затрат за перевозки льготных пассажиров. Тогда как Положением в„– 521-пп Правительство Иркутской области определило механизм расчета соответствующей компенсации для определения объема бюджетных средств, направляемых на исполнение данного вида бюджетных обязательств, что относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Суд установил, что порядок расчетов субсидий, предоставляемых из бюджета Иркутской области, установлен уполномоченным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 5 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. в„– 1492.
Необходимость изменения порядка расчета субсидии, установленного постановлением в„– 255-пп, обусловлена недостатками, выявленными в ходе его правоприменения, не отвечающего правилам определения среднего значения. Т.е. суммировались тарифы по маршрутам и делились на количество перевозчиков в муниципальном образовании, при этом количество перевозчиков значительно меньше ввиду того что каждым перевозчиком обслуживается по несколько маршрутов. Среднее значение вычисляется путем сложения набора чисел с последующим делением полученной суммы на их количество.
Ссылка ООО "ПАП" на нарушение части 1 статьи 20 Федерального закона в„– 220-ФЗ несостоятельна, поскольку она не определяет порядок установления компенсации недополученных доходов, не свидетельствует о незаконности порядка расчета размера компенсации, закрепленного в Положении в„– 521-пп. Оспариваемые нормативные правовые акты не умаляют прав истца, предусмотренных ст. 20 Федерального закона в„– 220-ФЗ, на согласование размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот. Часть 1 статьи 20 Федерального закона в„– 220-ФЗ не закрепляет запрет на изменение порядка расчета компенсации и не указывает на незаконность его определения и установления субъектом Российской Федерации в случае отсутствия согласования с перевозчиком, а предусматривает право субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставить отдельным категориям граждан льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам при условии согласования с перевозчиком размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Ввиду того, что спорные правоотношения связаны с перевозками по нерегулируемым тарифам (статья 3 Федерального закона в„– 220-ФЗ) (и как следствие, отсутствием законодательно установленной возможности проверить установленный нерегулируемый тариф) возникла объективная необходимость выведения формулы расчета недополученных доходов, которая бы не допускала неэффективное расходование бюджетных средств. Ввиду того, что тарифы на проезд устанавливаются исходя из особенностей конкурентного рынка пассажирских перевозок, введение усредненного тарифа является обоснованным с учетом принципа эффективности.
Требования истца касаются вопроса достижения соглашения между ООО "ПАП" и министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области относительно размеров компенсации недополученных доходов. На законность непосредственно нормативного правового акта наличие (отсутствие) такого согласования не влияет.
Суд отвергает доводы истца, что расчет сумм недополученных доходов за январь 2023 года произведен в соответствии с пунктом 12.2 Положения в„– 521-пп (в редакции постановления в„– 255-пп). Расчет сумм недополученных доходов за январь 2023 года производился в соответствии с пунктом 12.8 Положения в„– 521-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2021 г. в„– 853-пп) в пределах регулируемого тарифа по аналогичным или схожим по протяженности маршрутам. Из представленных истцом отчетов за период с января по май 2023 года невозможно достоверно установить порядок которым ООО "ПАП" руководствовалось при произведении расчетов, из представленных расчетов не следует, что в связи с изменением Постановлением в„– 3-пп порядка расчета размера компенсации сумма расходов, не покрываемых субсидией, значительно возросла.
В целом приведенные административным истцом в обоснование заявленных требований доводы не содержат предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых норм Постановления в„– 3-пп, Постановления 255-пп недействующими, а выражают несогласие истца с новым правовым регулированием, относящееся к сфере их коммерческих интересов.
Таким образом в удовлетворении заявленных исковых требований ООО "ПАП" следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178 - 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Пассажирский автобусные перевозки" о признании недействующим:
подпункт 2 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 12 января 2023 г. в„– 3-пп "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области", утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 г. в„– 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" в части изменения редакции абзаца 13 в пункте 12.2;
подпункт 5 пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 1 апреля 2022 г. в„– 255-пп "О внесении изменений в Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области", утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 г. в„– 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" в части ограничения усредненного тарифа размером нерегулируемого тарифа, как не соответствующее законодательству Российской Федерации и ограничивающее свободу экономической деятельности - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2023 г.
Председательствующий судья
Е.Н.ТРОФИМОВА
------------------------------------------------------------------