По датам
Полезное
Выборки
Решение Иркутского областного суда от 12.07.2023 N 3а-95/2023 <О признании частично недействующим п. 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.02.2021 N 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 года N 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области">
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2023 года
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания А.А.А., с участием представителя заместителя прокурора Иркутской области старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области К.О.А., представителя административного ответчика министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области П.М.Г., действующей на основании доверенности от 23.04.2023 Номер изъят, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-95/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункта 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 февраля 2021 г. в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 г. в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" в части,
установил:
в обоснование административных исковых требований заместитель прокурора Иркутской области указывает, что министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 17.11.2020 принят приказ в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области (далее - Приказ в„– 58-38-мпр).
В Таблице 1 Приложения 1 к Приказу в„– 58-38-мпр приведены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно.
Согласно пп. 1 п. 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.02.2021 в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 года в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" (далее - Приказ в„– 58-5-мпр) пункт 3 приказа в„– 58-38-мпр изложен в новой редакции, согласно которой с 01.01.2021 введены нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные п. 2 настоящего приказа, за исключением предусмотренных в таблице 1 приложения 1 к настоящему приказу нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки для одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области.
Административный истец указывает, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с законодательством для одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области продолжают применяться нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, рассчитанные исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года.
Административный истец ссылается на решение Иркутского областного суда от 09.11.2022 по административному делу Номер изъят, которым признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абз. 2 пп. 1 п. 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в„– 58-5-мпр в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, рассчитанных исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, на территории города Иркутска, а также Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 по административному делу Номер изъят (Номер изъят), которым указанное решение Иркутского областного суда отменено, и по делу принято новое решение о признании недействующим с момента принятия апелляционного определения п. 1 Приказа в„– 58-5-мпр, допускающего применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для шестиэтажных многоквартирных жилых домов, постройки до 1999 года в г. Иркутске, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, рассчитанных исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года.
Административный истец указывает, что п. 1 приказа министерства в„– 58-5-мпр в оставшейся части продолжает действовать, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Административный истец просит признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.02.2021 в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 г. в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для одно-, двух-, трех-, четырех-, пяти-, семиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., рассчитанных исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года на территории города Иркутска.
В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела Прокуратуры Иркутской области К.О.А. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области П.М.Г. поддержала доводы представленных суду письменных возражений, просила в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Иркутской области отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо Администрация г. Иркутска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направила, отзыв на административное исковое заявление не представила.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителей сторон, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Иркутской области по настоящему административному делу.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 в„– 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита, в том числе охраняемых законом интересов общества или государства.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 в„– 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).
Проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил.
В соответствии с п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 21 Устава Иркутской области в систему правовых актов Иркутской области входят правовые акты государственных органов, министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области.
Согласно ч. 1 ст. 63 Устава Иркутской области исполнительную власть в Иркутской области осуществляют, в том числе, министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
В соответствии с п. 1 Положения о министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2014 в„– 590-пп "О министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по обеспечению реализации на территории Иркутской области государственной политики в жилищной сфере. Аналогичные полномочия министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области закреплены в п. 1 Положением о министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 в„– 123-пп "О министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области", действующим на момент рассмотрения настоящего административного дела.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Иркутской области от 01.03.2021 в„– 123-пп "О министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области" министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области переименовано в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области.
Согласно пп. 4 п. 7 указанного выше Положения от 25.11.2014 в„– 590-пп (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет, в том числе, расчет нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 13 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области в„– 1-оз) министерства издают нормативные правовые акты в форме приказов путем подписания руководителем.
Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.02.2021 в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.11.2020 в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" издан в установленной форме, подписан надлежащим должностным лицом - министром жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Н.А.Н.
Согласно ст. 22 Закона Иркутской области в„– 1-оз опубликование правовых актов Иркутской области осуществляется для всеобщего сведения посредством помещения текста правового акта Иркутской области, полностью совпадающего с официально принятым, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации.
Оспариваемый приказ 17.02.2021 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, в общественно-политической газете "Областная", 10.03.2021, в„– 24, а также на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru.
Таким образом, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом, в установленной законодательством Иркутской области форме, подписан надлежащим должностным лицом и опубликован в установленном порядке.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила в„– 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 3 Правил в„– 306).
В соответствии с Правилами в„– 306 Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области рассчитаны нормативы потребления коммунальных услуг для 30 климатических зон Иркутской области, которые дифференцированы по годам постройки и этажности зданий и утверждены приказом в„– 58-38-мпр, срок введения данных нормативов был предусмотрен 01.01.2021 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 в„– 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 в„– 2185 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов" в постановление в„– 1380 и иные нормативные правовые акты внесены изменения, откорректирован срок перехода к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг на 2022 год. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 в„– 603 при расчете размера платы за отопление допускалось до 01.01.2020 (а в последующем внесены изменения, допускающие до 01.01.2021, 01.01.2022, 01.01.2023) использовать норматив потребления коммунальной услуги по состоянию на 30.06.2012 (срок, до которого действовали полномочия органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления, с 01.07.2012 вступило в законную силу постановление Правительства РФ от 28.03.2012 в„– 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым конкретизированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению нормативов потребления коммунальных услуг).
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.02.2021 в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.11.2020 в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" введены в действие новые нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки, в отношении перечисленных домов продолжают применяться нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Нормативы потребления коммунальных услуг в г. Иркутске, в том числе в части отопления, были установлены приложением Номер изъят к постановлению мэра г. Иркутска от 27.12.2004 Номер изъят "О системе оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде г. Иркутска". В данное постановление неоднократно вносились изменения: 30.06.2005, 22.12.2005, 02.03.2006, 27.02.2007, 30.12.2008, 28.06.2010.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.11.2012 по делу Номер изъят признано недействующим постановление мэра г. Иркутска от 27.12.2004 Номер изъят в части подпунктов 1.1 (среднегодовой норматив потребления энергии на отопление жилых помещений - тепловой энергии); 1.2 (среднегодовой норматив потребления энергии на отопление жилых помещений - электрической энергии) пункта 1; подпункт 2.1 (тепловая энергия на ГВС тепловой энергии) пункта 2; подпункты 3.1 - 3.14 (норматив потребления холодной воды) пункта 3 приложения Номер изъят к постановлению как не соответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Решение вступает в законную силу немедленно. Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.02.2013 судебный акт оставлен без изменения.
В соответствии с абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 в„– 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ООО "Альбатрос" в отличие от признания судом нормативного правового акта не подлежащим применению в конкретном деле как противоречащего акту большей юридической силы, последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, обеспечиваемое доведением такого решения суда до сведения широкого круга лиц в надлежащем порядке (п. 2 ч. 4 ст. 215 и ч. 1 ст. 216 КАС РФ) и возможностью пересмотра в установленных случаях состоявшихся судебных решений, основанных на этом акте. Следовательно, таким решением суда удовлетворяется как индивидуальный интерес лица в защите принадлежащих ему прав (уже нарушенных применением этого акта или находящихся под непосредственной угрозой нарушения в будущем), так и общественный интерес в поддержании законности и правопорядка в целом.
Утрата силы нормативного правового акта или его части означает невозможность его применения на будущее время.
Решением Иркутского областного суда от 09.11.2022 по административному делу Номер изъят признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 2 подпункта 1 пункта 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.02.2021 в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 года в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, рассчитанных исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, на территории города Иркутска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 по административному делу Номер изъят (Номер изъят) указанное решение Иркутского областного суда отменено, по делу принято новое решение о признании недействующим с момента принятия апелляционного определения п. 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.02.2021 в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.11.2020 в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" в той мере, которая допускает применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для шестиэтажных многоквартирных жилых домов, постройки до 1999 года в г. Иркутске, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, рассчитанных исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при принятии 17.02.2021 Приказа в„– 58-5-мпр министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области не могло установить норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере, действующем на 30.06.2012, поскольку постановление мэра города Иркутска от 27.12.2004 Номер изъят, которым был установлен данный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, действующий на территории города Иркутска на 30.06.2012, признано недействующим в этой части, как противоречащее нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд пришел к выводу, что, исходя из предмета и основания заявленных требований, пункт 1 Приказа в„– 58-5-мпр Р.В.В., который проживает в шестиэтажном многоквартирном доме в городе Иркутске, возведенном в 1989 году, мог оспариваться только в части установления нормативов для шестиэтажных многоквартирных жилых домов, в остальной части оспариваемая норма не затрагивает права и законные интересы указанного лица. Полномочиями по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав иных лиц Р.В.В. не наделен.
В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Учитывая, что заместитель прокурора Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг по отоплению одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области, юридические факты, установленные судом в отношении этой группы потребителей, к которой относится Р.В.В., в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение для настоящего административного дела и не подлежат доказыванию вновь.
Согласно ч. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от Дата изъята) нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, так как постановление мэра г. Иркутска от 27.12.2004 Номер изъят, которым был установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению многоквартирных домов, действующий на территории г. Иркутска на 30.06.2012, признано недействующим в этой части, как не соответствующее нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 Номер изъят, то при принятии 17.02.2021 оспариваемого Приказа в„– 58-5-мпр министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области не могло установить норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере, определенном постановлением мэра г. Иркутска от 27.12.2004 Номер изъят, хотя и действовавшего на 30.06.2012, но признанного недействующим решением Арбитражного суда Иркутской области с 07.11.2012 и исключенного из системы правового регулирования порядка расчета нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению многоквартирных домов на территории Иркутской области, поскольку исходя из ч. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от Дата изъята), действовавшего на момент принятия указанного выше решения Арбитражного суда Иркутской области, все нормативные правовые акты, принятые на основании признанных недействующими решением арбитражного суда норм постановления мэра г. Иркутска от 27.12.2004 Номер изъят, подлежат приведению на территории Иркутской области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере определения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению многоквартирных домов.
Доводы административного ответчика о правомерности действий по принятию оспариваемого приказа, в том числе в части распространения нормативов потребления коммунальных услуг, действовавших на территории г. Иркутска на 30.06.2012, в соответствии со ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о законности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку не допускается применение нормативов, которые признаны в судебном порядке недействующими.
Иные доводы административного ответчика, приведенные им в письменных объяснениях по административному делу, судом не приняты, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что он подлежит признанию не действующим со дня вступления в законную силу решения суда по данному административному делу.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии судебного акта подлежит опубликованию в общественно-политической газете "Областная" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя Прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункта 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 февраля 2021 г. в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 г. в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" в части - удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу пункт 1 приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 февраля 2021 г. в„– 58-5-мпр "О внесении изменений в приказ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17 ноября 2020 г. в„– 58-38-мпр "Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области" в части применения для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с законодательством для одно-, двух-, трех-, четырех-, пяти-, семиэтажных - девятиэтажных многоквартирных и жилых домов на территории Иркутской области нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., рассчитанных исходя из оплаты указанной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года на территории города Иркутска.
Опубликовать решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята.
Председательствующий судья
А.С.ПАПУША
------------------------------------------------------------------