По датам
Полезное
Выборки
Решение Иркутского областного суда от 22.05.2023 N 3а-19/2023 <О признании недействующим Лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 N 73-мпр , в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в Балаганском участковом лесничестве>
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2023 года
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Андриевской А.А., с участием старшего помощника Байкальского межрайонного природоохранного прокурора П., действующего на основании прав по должности, представителя заинтересованного лица акционерного общества "Группа "Илим" О., действующей на основании доверенности от 13.12.2022 Номер изъят, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-19/2023 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующим со дня принятия Лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области"), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках Балаганского участкового лесничества, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
определением Балаганского районного суда Иркутской области от 20.05.2022 в Иркутский областной суд передано по подсудности административное дело Номер изъят по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействительным лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества.
В обоснование административных исковых требований прокурор указывает, что частью 2 приказа министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области" в лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области", внесены изменения согласно приложению 3 к настоящему приказу.
Согласно лесохозяйственному регламенту Балаганского лесничества в редакции приказа министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (действующего в редакции приказа министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области") на лесных участках, отнесенных к категории защитных лесов, предусмотрено проведение выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений.
Так, согласно Главы в„– 2 таблицы в„– 6 (том 1 л.д. 26-34) "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" на территории гослесфонда Балаганского лесничества, на лесных участках, отнесенных к защитным лесам, категория защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в расчет включено 549 га таких лесов, с объемом заготовки 128,5 тыс. куб. м; ценные леса - 14 442 га, с объемом заготовки 3 785,9 тыс. куб. м.
В главе в„– 1 пункте 2 таблицы в„– 5 (том 1 л.д. 23) "Виды разрешенного использования лесов", лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества перечислены виды разрешенного использования лесов с перечнем кварталов, на которых допускаются выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах Балаганского участкового лесничества.
Согласно Главе в„– 1 таблица в„– 3 (том 1 л.д. 16-20) "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества, леса, расположены в Балаганском участковом лесничестве.
Административный истец считает, что оспариваемый нормативный акт является незаконным в части изменений, допускающих заготовку древесины в защитных лесах путем осуществления выборочных рубок, так как в соответствии с частью 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Административный истец полагает, что из приведенных норм следует, что на вышеуказанных лесных участках, относящимся к категории защитных лесов - ценным лесам (нерестоохранные полосы лесов) могут проводиться исключительно рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Рубка спелых и перестойных лесных насаждений в таких лесах не допускается.
По факту нарушения административным ответчиком требований лесного законодательства Российской Федерации Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министерства лесного комплекса Иркутской области 28.12.2021 вынесено представление, по результатам рассмотрения которого в его удовлетворении 10.02.2022 отказано.
Наличие в лесохозяйственном регламенте Балаганского лесничества сведений, разрешающих использование защитных лесов - ценных лесов (нерестоохранные полосы лесов) в виде выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений является нарушением интересов Российской Федерации, поскольку леса в Российской Федерации являются одним из важнейших компонентов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды.
С учетом уточненных административных исковых требований административный истец просит признать недействующим со дня принятия Лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области"), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:
в Балаганском участковом лесничестве:
- Кадинская дача, квартал: 20;
- Технический участок в„– 3 (совхоз "Балаганский"), кварталы: 2-6;
- Технический участок в„– 4 (колхоз им. Калинина), кварталы: 92, 94;
- Технический участок в„– 5 (колхоз "Родина"), квартал: 1, указанных в главе в„– 1 пункта 2 таблицы в„– 5 "Виды разрешенного использования лесов", главе в„– 2 таблицы в„– 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента".
Возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность исключить из главы в„– 1 пункта 2 таблицы в„– 5 "Виды разрешенного использования лесов", главы в„– 2 таблицы в„– 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" Лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области"), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:
в Балаганском участковом лесничестве:
- Кадинская дача, квартал: 20;
- Технический участок в„– 3 (совхоз "Балаганский"), кварталы: 2-6;
- Технический участок в„– 4 (колхоз им. Калинина), кварталы: 92, 94;
- Технический участок в„– 5 (колхоз "Родина"), квартал: 1.
В судебном заседании старший помощник Байкальского межрайонного природоохранного прокурора П. уточненные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица АО "Группа "Илим" - О., в судебном заседании поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, указывая на то, что в защитных лесах лесные участки АО "Группа "Илим" не передавались, при таких обстоятельствах считает, что в рассматриваемом деле не может являться заинтересованным лицом.
Административный ответчик министерство лесного комплекса Иркутской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление прокурора, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку полагал, что министерство лесного комплекса Иркутской области действовало в рамках представленных ему полномочий, полагал, что действующее законодательство не содержит запрета на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах, а также предоставление земельных участков в таких лесах в аренду в указанных целях. Случаи, при которых возможно проведение сплошных и выборочных рубок в защитных лесах, прямо предусмотрены Лесным кодексом Российской Федерации. Административный ответчик считает, что ссылка административного истца на Основные положения по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, утвержденные Приказом Рослесхоза от 30.09.1993 в„– 260, как на основании заявленных административных исковых требований является некорректной.
Административный ответчик считает, что Основные положения были разработаны в соответствии с требованиями Основ лесного законодательства Российской Федерации, с учетом Основных положений организации и ведения лесного хозяйства на зонально-типологической основе и других руководящих документов по лесному хозяйству.
Основы лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 в„– 4613-1, утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 в„– 22-ФЗ, который в свою очередь утратил силу с 01.01.2009 в связи с принятием Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ, которым с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 в„– 200-ФЗ.
Указывает, что пункт 1.8 Основных положений по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.09.1993 в„– 260, на которую ссылается прокурор, устанавливающий, что рубки главного пользования не проводятся, в том числе в лесопарковых частях зеленых зон, защитных лесных полосах, противоэрозионных, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб - полностью дублирует содержание статьи 42 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 в„– 4613-1.
Вместе с тем, в связи с утратой силы Основами лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 в„– 4613-1, из действующего лесного законодательства исключены понятия "рубки главного пользования", "группы защитности".
Ссылаясь на положения статьи 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что в случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон, считает указанные выше Основные положения по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации недействующими, так как они прямо противоречат положениям Лесного кодекса, который имеет большую юридическую силу.
Министерство полагает, что в данном случае имеет место отсутствие должной актуализации законодательства в лесной сфере.
Административный ответчик обращает внимание на то, что более поздними приказами Рослесхоза, в частности Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 в„– 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов" (который действовал до 16.12.2019) также не устанавливалось запретов на осуществление рубок в ценных лесах.
Статьей 10 Приказа Минприроды Российской Федерации от 01.12.2020 в„– 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 2 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.05.2011 в„– 191, установлено, что расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.
Административный ответчик считает, что Основные положения противоречат как более поздним приказам Рослесхоза и Минприроды Российской Федерации, так и имеющему большую юридическую силу действующему Лесному кодексу.
В подтверждение своих доводов административный ответчик ссылается на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2021 Номер изъят, оставленное без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 Номер изъят по иску Иркутской региональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Сохраним природу вместе" о признании частично недействующим пунктов 1.2, 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 в„– 542, и приложения в„– 3 к нему в части, а также судебную практику арбитражных судов.
Заинтересованное лицо ООО "Горизонт", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменное заявление, в котором указывает, что на лесных участках, переданных в аренду какой-либо деятельности, включая сплошные, выборочные рубки или рубки, связанные с уходом за лесами не ведется.
Заинтересованное лицо ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные возражения на административное исковое заявление, в котором указывает, что на лесных участках расположенных в Балаганском участковом лесничестве заготовку древесины не осуществляет.
Заинтересованное лицо ФГБУ "Рослесинфорг", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также указывает, что включение в лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества выборочных рубок спелых и перестойных насаждений в защитных лесах (ценных лесах) правомочным и не подлежащим исключению, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованные лица ООО "Форэст", ООО "Игирма", ООО "Трейд Ост", Федеральное агентство лесного хозяйства, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на административный иск прокурора не представили.
Определением судьи Иркутского областного суда от 22.11.2022 производство по административному делу прекращено в части административных исковых требований к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Балаганскому лесничеству.
Выслушав мнение старшего помощника Байкальского межрайонного природоохранного прокурора П., представителя заинтересованного лица акционерного общества "Группа "Илим" О., суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения старшего помощника Байкальского межрайонного природоохранного прокурора П., просившего административный иск удовлетворить, возражения представителя заинтересованного лица акционерного общества "Группа "Илим" О., доводы возражений административного ответчика на административное исковое заявление, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по приведенным ниже основаниям.
Право прокурора на обращение с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц по данному административному делу установлено действующим законодательством, установлено судом при принятии этого административного искового заявления к производству и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 в„– 1724-р утверждены Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы).
Согласно пункту 1 Основ Россия является крупнейшей лесной державой мира, на ее долю приходится четверть мирового лесного покрова.
Лесам России принадлежит исключительное глобальное биосферное значение, поскольку они обеспечивают экологическую безопасность страны и планеты.
В пункте 2 Основ указано, что длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.
Лесной сектор экономики страны нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований.
Пунктом 8 Основ предусмотрено, что государственная политика в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов направлена на сохранение и приумножение лесов, максимальное удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации в качественных продуктах и полезных свойствах леса, а также на создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики.
Исходя из чего при разрешении данного административного дела суд исходит из того, что министерство лесного комплекса Иркутской области утверждая приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр Лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества, внося в него изменения в части освоения защитных лесов в соответствии с приложением в„– 3 к приказу министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области", исполняя полномочия в области лесных отношений должно следовать основам государственной лесной политики.
Из текста административного искового заявления следует, что Братский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь с данным административным исковым заявлением в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, оспаривает соответствие законодательству, имеющего большую юридическую силу, Лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр, в части изменений, внесенных в него в соответствии с приложением в„– 3 к приказу министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области", согласно которым в Лесохозяйственном регламенте Балаганского лесничества предусмотрено проведение выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, отнесенных к категории защитных лесов, ценных лесах, в том числе нерестоохранных полосах.
Проверяя полномочия министерства лесного комплекса Иркутской области на принятие оспариваемого приказа судом установлено следующее.
Лесное законодательство согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (подпункт 18 пункта 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной Указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 в„– 183-уг, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 27.02.2018 в„– 41-уг).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 в„– 155-пп (в редакции от 13.08.2018, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) "О министерстве лесного комплекса Иркутской области" (вместе с "Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области"), к функциям министерства относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
Статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
Лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества, утвержден приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.09.2018, а также в общественно-политической газете "Областная", в„– 111, 05.10.2018. Этот приказ подписан министром лесного комплекса Ш., назначенным на должность указом Губернатора Иркутской области от 22.04.2016 в„– 4-угк, а также указом Губернатора Иркутской области от 14.06.2017 в„– 5-угк о внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 22.04.2016 в„– 4-угк "О назначении на должность Ш.".
Порядок принятия, подписания и опубликования Лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр, в первоначальной редакции административным истцом не оспаривается, судом установлено, что данный приказ подписан надлежащим должностным лицом - министром лесного комплекса Иркутской области, его форма и вид, а также порядок опубликования соблюдены, он принят в пределах полномочий министерства лесного комплекса Иркутской области.
Лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества, утвержден приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" действует в редакции приказа министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области".
Проверяя соблюдение порядка принятия и опубликования приказа министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области", суд установил, что этот приказ подписан надлежащим должностным лицом - министром лесного комплекса Иркутской области Ч., назначенным на должность министра указом Губернатора Иркутской области от 12.07.2021 в„– 19-угк "О назначении на должность Ч.", опубликован в установленном законом порядке на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.01.2022, в общественно-политической газете "Областная", в„– 22, 28.02.2022.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что форма, вид, порядок подписания и опубликования приказа министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области" соблюдены, принятие приказов данного вида отнесено к полномочиям министерства лесного комплекса Иркутской области.
Согласно пункту 4 данного приказа, он вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исходя из изложенного выше суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего административного дела Лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр действует в редакции изменений, внесенных в него приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области".
Судом установлен и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт указания в Лесохозяйственном регламенте Балаганского лесничества, утвержденном приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (с учетом внесенных изменений приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области"), сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, относящихся к защитным лесам, допускающих заготовку путем выборочных рубок на лесных участках защитных лесов расположенных:
в Балаганском участковом лесничестве:
- Кадинская дача, квартал: 20;
- Технический участок в„– 3 (совхоз "Балаганский"), кварталы: 2-6;
- Технический участок в„– 4 (колхоз им. Калинина), кварталы: 92, 94;
- Технический участок в„– 5 (колхоз "Родина"), квартал: 1, указанных в главе в„– 1 пункта 2 таблицы в„– 5 "Виды разрешенного использования лесов", главе в„– 2 таблицы в„– 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента".
Статьей 10 Лесного кодекса установлено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:
1) защитные леса;
2) эксплуатационные леса;
3) резервные леса.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 Лесного кодекса.
Частью 1 статьи 25 Лесного кодекса определены виды использование лесов, таких как заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, другие виды использования лесов, при этом согласно пункту 16 части 1 указанной статьи использование лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено частью 1 статьи 23.5 Лесного кодекса рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников (часть 2 статья 23.5 Лесного кодекса).
Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников или без такого сохранения с проведением последующих мероприятий по искусственному лесовосстановлению (часть 3 статья 23.5 Лесного кодекса).
В соответствии со статьей 27 Лесного кодекса использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
В соответствии со статьей 29 Лесного кодекса заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статья 29 Лесного кодекса).
Заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (часть 2 статья 29 Лесного кодекса).
Заготовка древесины осуществляется с применением способов и технологий первичной обработки древесины (в том числе сортиментная, хлыстовая заготовка древесины), определяемых в соответствии с правилами заготовки древесины (часть 3 статья 29 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 110 Лесного кодекса защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 111 Лесного кодекса проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21 Лесного кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как закреплено в части 5 статьи 21 Лесного кодекса в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно части 6 статьи 21 Лесного кодекса в защитных лесах предусмотренные частью 5 статьи 21 Лесного кодекса выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 21 Лесного кодекса, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации)
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств (часть 4 статья 111 Лесного кодекса), который не должен противоречить федеральному законодательству.
Как закреплено частью 5 статьи 111 Лесного кодекса виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статья 111 Лесного кодекса).
Запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (часть 7 статья 111 Лесного кодекса).
В соответствии с пунктом 18 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии России от 29.03.2018 в„– 122, защитные леса выделяются в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Как предусмотрено статьей 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса (часть 1 статья 12 Лесного кодекса).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статья 12 Лесного кодекса).
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статья 12 Лесного кодекса).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статья 12 Лесного кодекса).
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что федеральным законодательством предусмотрена возможность освоения защитных лесов исключительно с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статья 12 Лесного кодекса), а также в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, при этом в этих лесах запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статья 111 Лесного кодекса), а рубки проводятся в соответствии с лесными регламентами, принятыми уполномоченными органами субъекта Российской Федерации, в соответствии с правилами заготовки установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статья 23.1, часть 11 статья 29 Лесного кодекса).
Из приведенных выше норм следует, что законодателем установлен такой правовой режим защитных лесов, который является препятствием для использования участков, на которых такие леса расположены, в целях, не соответствующих их изначальному предназначению.
В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Выделяются следующие категории защитных лесов:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
- леса, расположенные в водоохранных зонах;
- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;
- ценные леса;
- городские леса.
Согласно пункту 1 статьи 102 Лесного кодекса к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В пункте 2 статьи 102 Лесного кодекса приведены категории защитных лесов, среди них указаны ценные леса, к которым относятся нерестоохранные полосы, а также леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, леса, расположенные в водоохранных зонах.
Согласно пункту 6 статьи 102 Лесного кодекса в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно части 1 статьи 111 Лесного кодекса к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Пунктом 12 части 1 статьи 115 Лесного кодекса нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) отнесены к ценным лесам.
Лесным кодексом Российской Федерации, а также другими федеральными законами допускается установление ограничений использования лесов, в том числе запрет на проведение рубок (статья 27 Лесного кодекса).
Согласно части 2 статьи 29 Лесного кодекса для заготовки древесины в защитных лесах предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения, которые осуществляются в форме выборочных рубок, поскольку сплошные рубки в защитных лесах возможны исключительно в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21, частью 3 статьи 111 Лесного кодекса, если полное запрещение таких рубок не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Обсуждая доводы административного ответчика со ссылкой на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2021 Номер изъят, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 Номер изъят суд пришел к следующим выводам.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность рубок в защитных лесах. При этом случаи, при которых возможно проведение сплошных и выборочных рубок в защитных лесах, прямо предусмотрены Лесным кодексом.
Правовая позиция по вопросу использования защитных лесов выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2021 в„– Номер изъят, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 Номер изъят.
Предметом рассмотрения указанного административного дела явилось оспаривание приказа министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2020 в„– 542, которым утвержден Типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины (приложение в„– 1 к Приказу) в части: - пункта 1.2, предусматривающего указание в Типовом договоре аренды лесного участка для заготовки древесины такой характеристики лесного участка, как "категория защитности", - подпункта "и" пункта 3.4 Типового договора в части, возлагающей на арендатора земельного участка обязанность соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах арендованного лесного участка, - приложения в„– 3 к Типовому договору в части, включающей в ежегодный объем древесины сплошные и выборочные рубки хвойных, твердолиственных и мягколиственных лесных насаждений при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, при уходе за лесами и при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений в защитных лесах, эксплуатационных лесах и всего в защитных и эксплуатационных лесах.
В обоснование признания указанных нормативных положений недействующими были положены доводы о нарушении ими федерального законодательства, со ссылкой на то, что оспариваемые нормы допускают предоставление защитных лесов, в том числе лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в аренду для заготовки древесины. В признании недействующими названных положений Типового договора отказано.
В определении от 10.03.2022 Номер изъят апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что вопреки ссылке административного истца в апелляционной жалобе суд первой инстанции правильно отверг его доводы о наличии правовой неопределенности при разрешении судами вопросов о законности договоров аренды земельных участков, включающих земли особо охраняемой природной территории, в целях заготовки древесины, поскольку такие вопросы разрешаются в каждом конкретном случае в зависимости от содержания лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, режима охраны особо охраняемой природной территории, условий договора аренды соответствующего участка.
Из чего следует вывод о том, что судебная коллегия не исключила возможность запрета рубки в защитных лесах, указав на необходимость детального и внимательного изучения в каждом конкретном случае всех обстоятельств, которые могут предоставить возможность производства рубок в защитных лесах.
Вместе с тем, анализируя изложенное выше, суд приходи к выводу, что рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится, а осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемым ими защитным функциям.
К таким случаям относятся выборочные рубки лесных насаждений в защитных лесах в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, а также сплошные рубки в защитных лесах в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21, частью 3 статьи 111 Лесного кодекса, к которым рубки в указанных в оспариваемом Лесохозяйственном регламенте лесных кварталах в защитных лесах, в том числе нерестоохранных, не относятся, что указывает на противоречие оспариваемых положений Лесного регламента Балаганского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области") частям 1, 2, 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанный выше вывод суда подтверждается в том числе положениями части 2 статьи 19 Лесного кодекса, согласно которой мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 19 Лесного кодекса при осуществлении закупок работ по сохранению лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по сохранению лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.
Действующим лесным законодательством определен не только порядок проведения санитарных рубок в защитных лесах, а также круг субъектов, которым предоставлено право на проведение санитарных рубок в этих лесах и этот порядок отличен от порядка заготовки древесины в эксплуатационных лесах.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 в„– 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанные в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающие требования к заготовке древесины для всех лесных районов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта.
Таким образом, законодательно урегулирован вопрос относительно возможных способов реализации санитарных рубок в защитных лесах.
Целью производства выборочных рубок в защитных лесах является сохранение их первоначального функционала, что соответствует положениям статьи 12 Лесного кодекса.
Вместе с тем, сложившееся с принятием оспариваемого нормативного правового акта правовое регулирование в сфере лесопользования в Иркутской области в нарушение действующего федерального законодательства допускает возможность осуществления изъятия древесины в защитных лесах в нарушение установленного порядка проведения в таких лесах санитарных рубок без соблюдения требований частей 1, 2, 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации о целевом назначении и выполняемых полезных функций защитными лесами.
Предоставление лесного участка защитных лесов в аренду для предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений при заготовке древесины путем изъятия лесных ресурсов, противоречит положениям лесного законодательства, а сделка посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно части 3 статьи 23.1 Лесного кодекса порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Как предусмотрено частью 11 статьи 29 Лесного кодекса правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 1 и 10.14 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 в„– 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.
Приказом Рослесхоза от 30.09.1993 в„– 260, действовавшего в пределах полномочий на день издания данного приказа, утверждены Основные положения по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, которые на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также вынесения судом решения по настоящему делу является действующим, в системе правового регулирования отношений по лесопользованию, поскольку не отменен при принятии предшествующего и действующего Лесных кодексов Российской Федерации, данный приказ не входит в противоречие с действующим на момент рассмотрения настоящего административного дела Лесным кодексом Российской Федерации в части регулирования рубок в защитных полосах лесов, принят уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти - Рослесхозом Российской Федерации, к компетенции которого относилось на момент издания указанного приказа, принятие правил заготовки древесины, определяющих порядок осуществления рубок лесных насаждений, которые административным ответчиком должны быть учтены при принятии оспариваемой редакции нормативного правового акта, являющегося предметом проверки по настоящему административному делу.
Статьей 8 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 111 Лесного кодекса.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что для разрешения настоящего административного дела не имеет юридического значения то, что указанные выше Основные положения были приняты в период действия Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 в„– 4613-1, утративших силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 в„– 22-ФЗ, который в свою очередь утратил силу с 01.01.2009 в связи с принятием Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ, которым с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 в„– 200-ФЗ, и содержат частично устаревший понятийный аппарат, который в системе правового регулирования в совокупности с иными действующими в настоящее время правовыми актами, использующими сходные понятия, в частности ГОСТ 18486-87 (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10.12.1987 в„– 4445) - далее ГОСТ 18486-87), исключают их неоднозначное толкование при правоприменении.
В соответствии с изложенным выше судом не приняты как основанные на неправильном толковании норм материального права доводы административного ответчика об утрате юридической силы указанных выше Основных положений по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Рослесхоза от 30.09.1993 в„– 260, в части касающихся регулирования рубок в защитных полосах лесов.
В пункте 72 ГОСТ 18486-87 установлено, что под рубками главного пользования понимается - рубка спелого и перестойного древостоя для заготовки древесины и возобновления леса.
Пунктом 1.7 указанных Основных положений закреплено, что рубки главного пользования проводятся в лесах всех групп, за исключением ряда категорий защитности лесов первой группы, где в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации такие рубки запрещены.
Согласно пункту 9 ГОСТ 18486-87 к лесам первой группы относятся - леса, выполняющие водоохранно-защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции.
Подпунктом "а" пункта 1.8 Основных положений установлено, что рубки главного пользования не проводятся в лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб. В таких лесах допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции.
Из приведенных норм законов следует, что на лесных участках, относящимся к категории защитных лесов - ценным лесам (нерестоохранные полосы лесов); лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенным в зеленых зонах) могут проводиться исключительно рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Рубка спелых и перестойных лесных насаждений в таких лесах не допускается в целях установленных оспариваемыми положениями Лесного регламента.
На момент издания оспариваемого приказа министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области" полномочиями на принятие правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, отнесено к компетенции министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5.2.111 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 в„– 1219).
То обстоятельство, что Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 в„– 993, (далее - Правила заготовки) предусматривают, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами, а в соответствии с пунктом 15 этих Правил заготовки сплошные рубки в защитных лесах допускаются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, не вызывает сомнений у суда в правильности выводов изложенных выше, поскольку рубка лесных насаждений в защитных лесах должна соответствовать положениям частей 1, 2, 4 статьи 12 Лесного кодекса о целевом назначении и выполняемых полезных функций защитными лесами, при этом рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится, а осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемым ими защитным функциям.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о несоответствии положений оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, в частности, положениям частей 1, 2, 4 статьи 12, частям 1, 2, 5 статьи 19, пункту 6 статьи 102, части 1 статьи 110, частям 1, 4, 6 статьи 111 Лесного кодекса, пункту 8 Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 в„– 1724-р, пунктам 1.7, подпункту "а" пункта 1.8 Основных положений по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.09.1993 в„– 260, поэтому административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение или сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете "Областная", а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующим со дня принятия Лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области"), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках Балаганского участкового лесничества, обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Лесохозяйственный регламент Балаганского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области"), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:
в Балаганском участковом лесничестве:
- Кадинская дача, квартал: 20;
- Технический участок в„– 3 (совхоз "Балаганский"), кварталы: 2-6;
- Технический участок в„– 4 (колхоз им. Калинина), кварталы: 92, 94;
- Технический участок в„– 5 (колхоз "Родина"), квартал: 1, указанных в главе в„– 1 пункта 2 таблицы в„– 5 "Виды разрешенного использования лесов", главе в„– 2 таблицы в„– 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента".
Возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу решения Иркутского областного суда по настоящему административному делу исключить из главы в„– 1 пункта 2 таблицы в„– 5 "Виды разрешенного использования лесов", главы в„– 2 таблицы в„– 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" Лесохозяйственного регламента Балаганского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 в„– 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 в„– 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области") сведения о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:
в Балаганском участковом лесничестве:
- Кадинская дача, квартал: 20;
- Технический участок в„– 3 (совхоз "Балаганский"), кварталы: 2-6;
- Технический участок в„– 4 (колхоз им. Калинина), кварталы: 92, 94;
- Технический участок в„– 5 (колхоз "Родина"), квартал: 1.
Опубликовать решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу или сообщение о нем в общественно-политической газете "Областная", а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 1 июня 2023 г.
Председательствующий судья
А.С.ПАПУША
------------------------------------------------------------------