По датам
Полезное
Выборки
Решение Иркутского областного суда от 26.05.2023 N 3а-58/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области N 79-9-спр от 03.02.2022 "Об установлении платы за подключение потребителей, расположенных в г. Усолье-Сибирское>
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2023 г. по делу в„– 3а-58/2023
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания А., с участием представителя административного истца Акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" Н., действующей на основании доверенности от 14 декабря 2022 г. Номер изъят, представителей административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области П., действующей на основании доверенности от 14 ноября 2022 г. Номер изъят, М., действующей на основании доверенности от 7 апреля 2023 г. Номер изъят, представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" Б., действующего на основании доверенности от 9 сентября 2022 г. Номер изъят, прокурора отдела прокуратуры Иркутской области К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 3а-58/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим Приказа Службы по тарифам Иркутской области в„– 79-9-спр от 3 февраля 2022 г. "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" (ИНН (данные изъяты)) на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области", в части, возложении обязанности утвердить тариф, взыскании расходов на уплату государственной пошлины,
установил:
в обоснование заявленных административных исковых требований АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" указало, что в соответствии с приказом Службы по тарифам Иркутской области в„– 79-9-спр от 03.02.2022 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области" (далее - Приказ Службы в„– 79-9-спр), установлена плата за подключение по г. Ангарску, г. Железногорск-Илимский, г. Усолье-Сибирское, г. Черемхово.
Данный Приказ Службы в„– 79-9-спр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.02.2022, в общественно-политической газете "Областная", в„– 18, 18.02.2022, а также на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 18.02.2022.
Приказом Службы в„– 79-9-спр по г. Усолье-Сибирское установлена плата за подключение в размере 12 468,50 тыс. рублей Гкал/час без учета НДС.
Согласно п. 2 указанного выше приказа Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба) плата, установленная в пункте 1 данного приказа, действует с 07.02.2022 по 31.12.2023.
Административный истец считает, что установленный тариф на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" для потребителей в г. Усолье-Сибирское в размере 12 468,50 тыс. рублей Гкал/час без учета НДС является незаконным, противоречащим положениям п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении в„– 190-ФЗ), пунктам 106 и 108 Основ ценообразовании в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 (далее - Основы ценообразования в„– 1071), как установленный без учета дифференциации по типу подключения и не предусматривающий кроме подземного другой вид подключения - надземный.
Нарушение прав административный истец усматривает в том, что установленный обжалованным приказом Службы не дифференцированный тариф на подключение по типу технологического присоединения к тепловой сети (подземная, надземная), приводит к ограничению подачи тепловой энергии до ранее согласованной административным истцом тепловой нагрузки, создает препятствия для осуществления им текущей хозяйственной деятельности, а также возлагает на него бремя несения необоснованных затрат на подключение к теплоносителям без учета типа подключения (технологического присоединения).
Административный истец указывает, что из анализа Расчета платы за подключение объектов заявителей при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" (Приложение в„– 2 к протоколу заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 31.01.2022) следует, что в тариф на подключение (технологическое присоединение) заложены работы по прокладке трубопроводов теплоснабжения, работы по восстановлению асфальтобетонных покрытий дороги, погрузка и вывоз грунта автотранспортом, при этом не учтено, что такие работы при надземном типе подключения (технологического присоединения), как у административного истца, выполняться не будут.
На основании данного расчета за увеличение величины максимальной тепловой нагрузки до 6 Гкал/час при использовании уже подключенного к теплосетям трубопроводу, принадлежащего административному истцу, и позволяющего его использовать при увеличенной тепловой нагрузки без проведения в отношении него каких-либо дополнительных работ, административному истцу необходимо заплатить энергоснабжающей компании ООО "Байкальская энергетическая компания" (далее - ООО "БЭК") сумму в размере 56 931 171,00 рублей.
Тепломагистраль ООО "БЭК", к которой осуществлено присоединение трубопровода, принадлежащего административному истцу, проложена над землей и необходимости в проведении вышеуказанных работ по подземному подключению не имеется, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности сторон потребляющих установок, тепловых сетей от 23.08.2021, где на схеме указано, что точка подключения к магистральной сети МС-3, расположенной на эстакаде вблизи существующей неподвижной опоры в„– 113.
Данный трубопровод построен и введен в 2016 году, собственными силами АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", а также с привлечением подрядных организаций, за счет средств завода, по проектам, разработанным специализированной организацией ООО "Иркутскэнергопроект", трубопровод введен в эксплуатацию, подключен к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания".
Согласно техническому заданию и проектной документации на этот трубопровод диаметр тепловой сети определен с условием возможности подключения перспективной нагрузки (данные изъяты) Гкал/ч, что подтверждается актом о подключении тепловой установки к тепловым сетям Номер изъят от 24.11.2016.
В связи со строительством новой тепловой сети, административный истец запрашивал у ПАО (данные изъяты)" подтверждение возможности увеличения тепловой нагрузки на отопление до (данные изъяты) Гкал/ч.
Письмом директора ТЭЦ-11 исх. Номер изъят от 30.08.2016 такая возможность увеличения тепловой нагрузки административному истцу была согласована в объеме (данные изъяты) Гкал/ч.
Административный истец считает, что увеличение мощности теплоснабжения АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" до 6 Гкал/ч (либо до максимальной мощности 12 Гкал/ч) через уже присоединенный к тепловой сети ООО "БЭК" трубопровод административного истца не повлечет для ООО "БЭК" никаких дополнительных расходов на проведение мероприятий по подключению действующего объекта (увеличению тепловой мощности) или расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей до точки существующего подключения, так как потребление увеличенной мощности будет проходить по одному и тому же трубопроводу тепловой сети, поэтому плату за увеличение тепловой мощности, рассчитанную на основании оспариваемого приказа Службы административный истец считает незаконной, нарушающей баланс интересов поставщика тепловой энергии и ее потребителя.
Административный истец с учетом уточненных административных исковых требований просит: признать недействующим Приказ Службы по тарифам Иркутской области в„– 79-9-спр от 3 февраля 2022 г. "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области" недействительным в части отсутствия дифференциации по подключению в зависимости от типа прокладки тепловых сетей (надземная или подземная) потребителей, расположенных в г. Усолье-Сибирское; возложить на Службу по тарифам Иркутской области обязанность утвердить тариф за технологическое подключение потребителей, расположенных в г. Усолье-Сибирское, присоединение которых осуществляется наземным способом, исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя; взыскать со Службы по тарифам Иркутской области в пользу акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" расходы по уплате госпошлины в размере 4500,00 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" Н., уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области П., М. в судебном заседании административные исковые требования не признали, поддержали доводы возражений на административный иск, просили в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО "Байкальская энергетическая компания" Б. поддержал доводы ранее представленного суду отзыва на административное исковое заявление, в удовлетворении административных исковых требований АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" просил отказать, так как административный истец не обращался в установленном порядке в ООО "БЭК" с заявлением об увеличении мощности отпуска тепловой энергии через принадлежащий административному истцу надземный трубопровод.
Изучив материалы административного дела, а также Тарифного дела Номер изъят, объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора К., полагавшей, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, суд, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" по приведенным ниже основаниям.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что, согласно п. 1 ч. 3 ст. 7 и п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон в„– 190-ФЗ) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, на территории Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 в„– 303-пп "О службе по тарифам Иркутской области" (далее - Положение в„– 303-пп) определена Служба.
В соответствии с пп. 7 п. 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 в„– 303-пп, Служба уполномочена устанавливать плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Плата за подключение к системе теплоснабжения определяется в соответствии с Федеральным законом в„– 190-ФЗ, Основами ценообразования в„– 1075 и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 в„– 760-э (далее - Методические указания в„– 760-э), исходя из подключаемой тепловой нагрузки.
Порядок открытия дел об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определен разделом IV.1 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075, Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 07.07.2013 в„– 163 (далее - Правила регулирования в„– 1075, Регламент).
В соответствии с пунктом 39.2 Правил регулирования в„– 1075 открытие дела об установлении платы за подключение осуществляется по предложению регулируемой организации, за исключением случая установления льготного размера платы за подключение потребителей по инициативе органа регулирования.
В соответствии с пунктом 39.3 Правил регулирования в„– 1075 предложение об установлении платы за подключение состоит из заявления регулируемой организации об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и материалов, перечисленных в пункте 39.6 Правил регулирования в„– 1075.
Открытие дел об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения осуществляется по правилам, установленным разделом IV Правил регулирования в„– 1075, с учетом особенностей, установленных пунктами 39.1 - 39.9 Правил регулирования в„– 1075.
В случае установления платы за подключение (технологическое присоединение) орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении платы за подключение.
Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об установлении платы за подключение.
Из материалов Тарифного дела Номер изъят "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" (ИНН (данные изъяты)) на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области" (далее - Тарифное дело) установлено, что ООО "БЭК" 11.08.2021 обратилось в Службу с заявлением об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области.
Распоряжением Службы от 25.08.2021 Номер изъят в отношении ООО "БЭК" открыто дело об установлении на 2021 - 2023 годы платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области.
Об открытии тарифного дела заявитель ООО "БЭК" был оповещен путем направления извещения об открытии дела об установлении платы и о запросе документов и материалов (исх. от 25.08.2021 Номер изъят).
Судом установлено, что о заседании Правления Службы от 31.01.2022, на котором был принят оспариваемый Приказ Службы, заинтересованные лица были извещены надлежащим образом путем размещения информации о заседании Правления Службы на официальном сайте Службы в разделе "Назначенные заседания Правления", в подтверждение чего суду представлены скриншоты с официального сайта Службы о заседаниях Правления в 2021 - 2022 годах.
Приказ Службы в„– 79-9-спр принят правомочным составом Правления Службы, что подтверждается представленными Службой суду доказательствами.
Вид и форма Приказа Службы в„– 79-9-спр соответствует требованиям ст. 2, ч. 1 ст. 13 Закона Иркутской области от 12.01.2010 в„– 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области в„– 1-оз).
Судом установлено, что Приказ Службы в„– 79-9-спр опубликован с соблюдением порядка, установленного ст.ст. 53, 54, 57 Закона Иркутской области в„– 1-оз, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.02.2022, в общественно-политической газете "Областная", в„– 18, 18.02.2022, а также на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 18.02.2022.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ Службы в„– 79-9-спр, является нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом с соблюдением требований к его виду и форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, подписан 03.02.2022 уполномоченным на его подписание лицом - руководителем Службы по тарифам Иркутской области Х.
Приказом Службы в„– 79-9-спр от 03.02.2022 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области" установлена плата за подключение по г. Ангарску, г. Железногорск-Илимскому, г. Усолье-Сибирское, г. Черемхово. В частности для потребителей в г. Усолье-Сибирское данным приказом установлен тариф на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "БЭК" в размере 12 468,5 тыс. рублей Гкал/час без учета НДС.
Доводы административного истца о незаконности Приказа Службы в„– 79-9-спр по основанию отсутствия дифференциации платы за подключение (технологическое присоединение) к тепловым сетям ООО "БЭК" в зависимости от вида подключения (подземный или надземный) касаются такой платы, установленной для подключения в г. Усолье-Сибирское Иркутской области, где находится трубопровод, принадлежащий административному истцу, об увеличении мощности отпуска тепловой энергии со стороны ООО "БЭК" по которому заявляет административный истец.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого Приказа Службы в„– 79-9-спр законодательству, имеющего большую юридическую силу, суд установил.
Согласно п. 2 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 2115 от 30.11.2021 (далее - Правила подключения), установлено, что под "подключением" понимается совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту после подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из этой системы теплоснабжения, в том числе в связи с увеличением ранее подключенной тепловой нагрузки, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения; Заявителем является лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения, в том числе увеличить ранее подключенную тепловую нагрузку.
Согласно п. 8 Правил подключения основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случае увеличения тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) ранее подключенного объекта.
Пунктом 22 Правил подключения предусмотрено, что заявитель вправе обратиться в теплоснабжающую или теплосетевую организацию с заявкой на заключение договора о подключении в течение срока действия технических условий подключения или срока, указанного в информации о возможности подключения в соответствии с п. 12 настоящих Правил, при этом указанная заявка может быть подана без предварительного получения заявителем информации о возможности подключения и (или) технических условий подключения.
Согласно п. 35 Правил подключения для заключения договора о подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на заключение договора о подключении, которая должна содержать сведения, указанные в данном пункте.
Как установлено ч. 8 ст. 14 Федерального закона в„– 190-ФЗ и п. 4 Основ ценообразования в„– 1075 плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит государственному регулированию и устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки.
В соответствии с п. 108 Основ ценообразования в„– 1075 плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Пунктом 49 Основ ценообразования в„– 1075 расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.
Согласно положениям пунктов 15, 16, 20 и 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 (далее - Правила регулирования в„– 1075) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы.
Инвестиционная программа представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Согласно п. 163 - 165 Методических указаний в„– 760-э органом регулирования утверждается на расчетный период регулирования плата за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки в случае наличия технической возможности подключения.
Размер платы за подключение объекта заявителя при наличии технической возможности подключения рассчитывается теплоснабжающей (теплосетевой) организацией путем умножения платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, определенной соответственно по формуле (117), на подключаемую тепловую нагрузку объекта заявителя (п. 165 Методических указаний в„– 760-э).
Плата за подключение может дифференцироваться: исходя из величины подключаемой нагрузки по диапазонам диаметров тепловых сетей: до 250 мм, 251 - 400 мм, 401 - 550 мм, 551 - 700 мм, 701 мм и выше; по типу прокладки тепловых сетей: подземная (канальная и бесканальная) или надземная (наземная) (п. 164 Методических указаний в„– 760-э).
Расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе утвержденных схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы или представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки, а также с учетом положений п. 172 Методических указаний в„– 760-э (п. 167 Методических указаний в„– 760-э).
Плата за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки в случае наличия технической возможности подключения устанавливается путем деления плановых на очередной расчетный период регулирования расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (тыс. руб.) на плановую на очередной расчетный период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей (Гкал/ч) (п. 167 Методических указаний в„– 760-э).
В соответствии с пунктом 108 Основ ценообразования в„– 1075, стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с Методическими указаниями в„– 760-э и не должна превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. При этом должны быть компенсированы расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирования).
Анализируя представленную суду выкопировку из Схемы теплоснабжения города Усолье-Сибирское до 2028 года по состоянию на 2021, 2022 годы, утвержденную Постановлением администрации города Усолье-Сибирское Номер изъят от 14.05.2021, следует, что данная Схема содержит сведения об отсутствии в городе Усолье-Сибирском дефицита тепловой мощности, резерв источника теплоснабжения ООО "БЭК" составляет +517,26 Гкал/ч от общей установленной тепловой мощности ТЭЦ-11 (л.д. 54, т. 2).
Факт наличия технической возможности для увеличения поставляемой ООО "БЭК" тепловой мощности АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" через надземный трубопровод подтверждается представленными суду доказательствами и сторонами не оспаривается.
Исходя из изложенного выше суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям не применяется законодательство о расчете для административного истца платы за подключение (увеличение поставляемой тепловой мощности) по индивидуальному тарифу, поскольку у теплоснабжающей организации имеется требующаяся административному истцу тепловая мощность в связи с чем, такая плата подлежит расчету по тарифу в соответствии с Приказом Службы в„– 79-9-спр, регулирующему общий порядок расчета платы за подключение (технологическое присоединение) к тепловым сетям ООО "БЭК" применительно к г. Усолье-Сибирское.
Представленный административным истцом Акт Номер изъят разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон за их содержание от 12.05.2007, подписанный между Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Иркутскэнерго" и ОАО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", предусматривающий суммарную нагрузку на тепловую сеть (данные изъяты) Гкал/ч (л.д. 32, т. 1), не принят судом во внимание, поскольку сам акт не является договором о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения.
Разрешение и технические условия на присоединение к тепловым сетям выданы ОАО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" до 01.06.2018 с разрешенным максимумом теплопотребления (данные изъяты) Гкал/ч (л.д. 63, т. 1).
Из письма ООО "БЭК" от 17.05.2022 Номер изъят (л.д. 66, т. 1) следует что 28.04.2015 ОАО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" по собственной инициативе обратилось за снижением ранее подключенной тепловой нагрузки с (данные изъяты) Гкал/ч до (данные изъяты) Гкал/ч путем направления Заявки на подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, согласно выданным Техническим условиям подключения к тепловым сетям ОАО "Иркутскэнерго" от 17.04.2015 Номер изъят (л.д. 81, т. 1).
Так, 28.04.2015 в адрес технического директора УТС ТЭЦ-11 ОАО "Иркутскэнерго" (правопреемников данных правоотношений на момент рассмотрения настоящего административного дела является ООО "БЭК", что заинтересованным лицом и административным ответчиком не оспаривается) поступила Заявка на подключение объекта капитального строительства зданий ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод" (здания: <адрес изъят> - (данные изъяты) куб. м, (данные изъяты) кв. м; <адрес изъят> - (данные изъяты) куб. м, (данные изъяты) кв. м; <адрес изъят> - (данные изъяты) куб. м, (данные изъяты) кв. м; <адрес изъят> - (данные изъяты) куб. м, (данные изъяты) кв. м) к тепловым сетям ООО "Иркутскэнерго" с уменьшением существующей на тот момент тепловой нагрузки (данные изъяты) Гкал/ч до (данные изъяты) Гкал/ч (л.д. 5 - 7, т. 2).
На основании данной заявки между Иркутским акционерным обществом энергетики и электрификации (ОАО "Иркутскэнерго") заключен Договор Номер изъят от 01.06.2015 о подключении объекта к системе теплоснабжения с разрешенным максимумом теплопотребления в количестве (данные изъяты) Гкал/ч (л.д. 8 - 13, т. 2).
Факт подключения тепловых установок административного истца согласно Договору Номер изъят от 01.06.2015 подтвержден Актом Номер изъят о подключении тепловой установки к теплосетям от 24.11.2016 с суммарной нагрузкой (данные изъяты) Гкал/ч (л.д. 14, т. 2).
Материалами административного дела подтверждается, что теплоснабжение АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" осуществляется ООО "БЭК" от централизованного теплоснабжения (Магистраль СХК, опора Номер изъят) по надземному трубопроводу АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" диаметром Номер изъят.
Согласно Акту о приемке в эксплуатацию теплопровода от 23.11.2016 подписанного представителями подрядчика ООО "Инженерные коммуникации", ОТС ПАО "Иркутскэнерго" ТЭЦ-11, а также АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" был сдан построенный трубопровод диаметром (данные изъяты) мм, выполненный по проекту Номер изъят, разработанному ООО "ИркутскЭнергоПроект", протяженностью (данные изъяты) м., в том числе: подземная (данные изъяты) м., надземная (данные изъяты) м. (л.д. 53, т. 2, Паспорт трубопровода Номер изъят, Журнал работ Номер изъят (л.д. 54 - 58, т. 2).
30 июня 2021 г. между ООО "БЭК" в лице заместителя начальника Усольского отделения ООО "Иркутскэнергосбыт" и АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" заключен Договор теплоснабжения Потребителя тепловой энергии в горячей воде Номер изъят (л.д. 55 - 61, т. 1).
Также в 2021 г. после приобретения в собственность АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" зданий, принадлежавших ИП Скаллер (объекты расположены на территории), АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" подало ООО "БЭК" заявление на переоформления акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок тепловых сетей объекта капитального строительства, нагрузка увеличена до (данные изъяты) Гкал/ч подписан Акт разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплоснабжающих установок, тепловых сетей от 23.08.2021 (л.д. 33, т. 1).
В ООО "БЭК" 18.04.2022 вх. Номер изъят от АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" поступило заявление от 15.04.2022 Номер изъят на переоформление Акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок, тепловых сетей АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (л.д. 15, т. 2), в котором административный истец просил о переоформлении ранее подписанного акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок, тепловых сетей в связи с увеличением тепловых нагрузок с (данные изъяты) Гкал/ч до (данные изъяты) Гкал/ч (увеличение тепловой нагрузки на (данные изъяты) Гкал/ч), а также с возможностью увеличения до проектной мощности (данные изъяты) Гкал/ч. в ответ на данную заявку ООО "БЭК" для АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" был рассчитан тариф на такое подключение в размере 56 931 171,00 руб. исходя из стоимости (данные изъяты) руб./Гкал/ч без учета НДС при приросте тепловой нагрузки на (данные изъяты) Гкал/ч, то есть с ранее предоставленной в размере (данные изъяты) Гкал/ч до (данные изъяты) Гкал/ч.
Письмом ООО "БЭК" от 19.04.2022 Номер изъят сообщило АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" о наличии технической возможности на увеличение поставляемой тепловой мощности, указав, что плата за подключение (увеличение поставляемой тепловой мощности) составит исходя из тарифа, установленного оспариваемым Приказом Службы в„– 79-9-спр сумму в размере 56 931 171,00 руб., в том числе НДС, указав о готовности к заключению договора о подключении объекта капитального строительства к центральному теплоснабжению г. Усолье-Сибирское при наличии согласия с платой за подключение или просило аннулировать заявку на переоформление акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплоснабжающих установок, тепловых сетей (л.д. 65, т. 1).
Письмом ООО "БЭК" от 17.05.2022 Номер изъят сообщило АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" на заявление от 26.04.2022 на переоформление Акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок, тепловых сетей объекта капитального строительства АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", указав, что основания для переоформления указанного выше Акта отсутствуют, предложив административному истцу подать в соответствии с п. 8 Правил подключения заявку на заключение договора о подключении объекта капитального строительства АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" к центральному теплоснабжению г. Усолье-Сибирское с указанием требуемой нагрузки с приложением документов согласно перечню указанному в п. 35 Правил подключения.
С расчетом платы за увеличение тепловой мощности исходя из тарифа, установленного оспариваемым приказом Службы, административный истец не согласился, полагая, что установленный Приказом Службы в„– 79-9-спр тариф на подключение для г. Усолье-Сибирское является экономически необоснованным, так как включенные при его расчете затраты энергоснабжающей организации на проведение работ по подключению (технологическому присоединению) потребителя не учитывают надземное размещение тепловых сетей АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" уже подключенных к тепловым сетям ООО "БЭК", а также то, что их запроектированная пропускная способность допускает возможность обеспечения получения АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" тепловой мощности в размере 6 Гкал/ч и более без каких-либо затрат со стороны ООО "БЭК".
Таким образом, анализируя представленную суду переписку АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (письма от 26.04.2022 Номер изъят, 06.06.2022 Номер изъят (л.д. 69, 70, т. 1) и ООО "БЭК" (письма от 19.04.2022 Номер изъят, 17.05.2022 Номер изъят (л.д. 65 - 66, т. 1) суд приходит к выводу о том, что АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" обращалось в ООО "БЭК" с заявлением о переоформлении Акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок, тепловых сетей объекта капитального строительства с указанием на увеличение максимальной тепловой нагрузки поставляемой ООО "БЭК" административному истцу с (данные изъяты) до 6 Гкал/ч (прирост нагрузки (данные изъяты) Гкал), уже после установления Приказом Службы в„– 79-9-спр от 03.02.2022 тарифа на подключение (технологическое присоединение) в г. Усолье-Сибирское, которое по смыслу пунктов 8 и 35 Правил подключения не является заявкой о подключении (технологическом присоединении), а также об увеличении поставляемой административному истцу ООО "БЭК" тепловой мощности.
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о соответствии законодательству, имеющему большую юридическую силу, в частности ч. 8 ст. 14 Федерального закона в„– 190-ФЗ, п. 4, 49 Основ ценообразования в„– 1075, пунктам 15, 16, 20, 28 Правил регулирования в„– 1075, п. 163 - 165, 167 Методических указаний в„– 760-э, оспариваемого Приказа Службы в„– 79-9-спр, принятого в порядке, установленном законодательством для принятия таких нормативных правовых актов.
Размер платы (тарифа) за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "БЭК" в г. Усолье-Сибирское, предусматривающий компенсацию затрат ООО "БЭК", в том числе на выполнение работ по подземному подключению потребителей к системе теплоснабжения ООО "БЭК", расширению и ремонту сети, установлен Приказом Службы в„– 79-9-спр на основании представленных ООО "БЭК" документов, а также Инвестиционной программы, не содержащей информации о наличии заявок на подключение к тепловым сетям ООО "БЭК" в г. Усолье-Сибирское кроме подземного подключения также посредством надземного трубопровода, на основании Заключения экспертизы (по делу Номер изъят) по результатам проверки материалов для расчета тарифа на тепловую энергию, выполненного экспертами Службы (л.д. 13 - 16, т. 3).
Из Заключения экспертизы (по делу Номер изъят - т/э) по результатам проверки материалов для расчета тарифа на тепловую энергию следует, что заявленные ООО "БЭК" расходы не были приняты Службой, так как ООО "БЭК" не представлены расчет потребности в затратах, а также обоснование объема работ по каждому планируемому подключению (ведомости объемов работ, локальные ресурсные сметные расчеты, объектный сметный расчет, сводный сметный расчет), в связи с чем не представлялось возможным проверить правильность рассчитанной суммы затрат.
Исходя из чего Службой произведен самостоятельный расчет согласно п. 108 Основ ценообразования в„– 1075 в соответствии с Укрупненными нормативами цен строительства, утвержденными приказом Госстроя России от 17.03.2021 в„– 150/пр (НДС 81-02-13-2021) по каждому планируемому подключению согласно представленным ООО "БЭК" техническим условиям. В расчет приняты расценки раздела 13-02-002 "Прокладка трубопроводов теплоснабжения в непроходных каналах в изоляции из пенополиуретана (ППУ) при условном давлении 1,6 МПа, температуре 150°C, в сухих грунтах с погрузкой и вывозом грунта автотранспортом" по соответствующим диаметрам трубопроводов. На основании дополнительно представленных материалов приняты расходы на восстановление асфальто-бетонного покрытия автодороги согласно Укрупненным нормативам цен строительства НЦС 81-02-08-2021. Сборник в„– 08. Автомобильные дороги, утвержденным приказом Госстроя России от 11.03.2021 в„– 130/пр, расходы на озеленение придомовых территорий приняты согласно Укрупненным нормативам цен строительства НЦС 81-02-17-2021. Сборник в„– 17. Озеленение, утвержденным приказом Госстроя России от 11 03.2021 в„– 128/пр, расходы по устройству тротуаров согласно Укрупненным нормативам цен строительства НЦС 81-02-16-2021 Сборник в„– 16. Малые архитектурные формы, утвержденным приказом Госстроя России от 12.03.2021 в„– 139/пр. Правильность этих расчетов применительно к указанному в них способу подключения ООО "БЭК" и административный истец не оспаривают.
Дифференциации платы за подключение (технологическое присоединение) по подключаемой мощности или по типу подключения (надземное, подземное) допускается действующим законодательством о теплоснабжении, вместе с тем, такая дифференциация может быть установлена регулирующим органом при наличии к этому оснований, в частности наличия Технических условий на надземное подключение к тепловым сетям, выданным потребителям, подавшим теплоснабжающей организации заявки на надземное подключение в порядке установленном п. 8, 35 Правил подключения, учтенных в Инвестиционной программе регулируемой организации.
Из материалов административного дела следует, что заявка на надземное подключение (технологическое присоединение, увеличение тепловой мощности) в порядке, установленном п. 8, 35 Правил подключения, административным истцом на момент открытия тарифного дела Номер изъят в ООО "БЭК" не направлялась, действующие Технические условия на такое подключение (увеличение тепловой мощности) к сетям ООО "БЭК" мощностью до 6 Гкал/ч посредством надземного трубопровода, выданные административному истцу ООО "БЭК" суду не представлены и в материалах тарифного дела отсутствуют.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что Приказ Службы в„– 79-9-спр правомерно принят с расчетом тарифа при подземном подключении потребителей к тепловым сетям ООО "БЭК" исходя из представленной ООО "БЭК" Инвестиционной программы, предусматривающей только подземное подключение потребителей к тепловым сетям ООО "БЭК" без дифференциации такого подключения - подземный/надземный, исходя из представленных ООО "БЭК" при утверждении Инвестиционной программы и в материалы Тарифного дела Технических условий, выданных потребителям, на подземное подключение к системе теплоснабжения ООО "БЭК".
Не приняты судом доводы административного истца о наличии оснований для досрочного пересмотра тарифа (платы) за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "БЭК" в связи с наличием оснований для дифференциации такой платы в г. Усолье-Сибирское по типу подключения (надземное, подземное) так как, судом установлено, что с заявкой на надземное подключение к тепловым сетям ООО "БЭК", которая бы являлась основанием для внесения изменений в Инвестиционную программу ООО "БЭК" и как следствие этого обращение за пересмотром установленного оспариваемым приказом Службы тарифа, административный истец в порядке, установленном п. 8, 35 Правил подключения ни на момент принятия оспариваемого приказа Службы, ни на момент рассмотрения настоящего административного дела не обращался.
Кроме того, суд находит не основанными на законе доводы административного истца о незаконности тарифа на подключение, установленного Приказом Службы в„– 79-9-спр по тому основанию, что Службой не принято мер к досрочному пересмотру по своей инициативе установленного этим приказом тарифа в связи с выявленным фактом необходимости дифференциации тарифа по типу подключения к тепловым сетям ООО "БЭК" (надземный, подземный), так как порядок открытия дел об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определен разделом IV.1 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075, согласно п. 39.1 которых открытие дела об установлении платы за подключение осуществляется по предложению регулируемой организации.
Исключением, из данного правила является случай, когда дело об установлении платы за подключение не открывается, а решение об установлении платы за подключение принимается органом регулирования по собственной инициативе, при установлении льготного размера платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, который к рассматриваемому делу не относится.
Судом исследованы и оценены в совокупности все собранные по делу доказательства, представленный административным истцом Акт Номер изъят разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон за их содержание от 12.05.2007, подписанный между Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Иркутскэнерго" и ОАО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", предусматривающий суммарную нагрузку на тепловую сеть (данные изъяты) Гкал/ч (л.д. 32, т. 1), не принят судом во внимание, поскольку сам акт не является договором о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения.
Также для настоящего административного дела не имеют юридического значения доводы административного истца о пересмотре тарифного регулирования по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к тепловым сетям в других регионах Российской Федерации, поскольку к рассматриваемому делу оно не имеет отношения.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим Приказа Службы по тарифам Иркутской области в„– 79-9-спр от 3 февраля 2022 г. "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" (ИНН (данные изъяты)) на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области", в части отсутствия дифференциации по подключению в зависимости от типа прокладки тепловых сетей (надземная или подземная) потребителей, расположенных в г. Усолье-Сибирское, возложение на Службу по тарифам Иркутской области обязанности утвердить тариф за технологическое подключение потребителей, расположенных в г. Усолье-Сибирское, присоединение которых осуществляется наземным способом, исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, взыскании расходов по уплате государственной пошлины - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята.
Председательствующий
А.С.ПАПУША
------------------------------------------------------------------